Театрализация как творческий метод режиссуры массовых праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Театрализация – неотъемлемый творческий метод режиссуры массовых праздников и зрелищ, который позволяет с помощью выразительных средств, присущих театру, достигнуть режиссерской сверхзадачи, ярче раскрыть тему, а главное – сделать массовое искусство искусством, но не самодеятельностью.
Задачей данного исследования является определение основных режиссерских задач, а также «узких мест» во время постановки театрализованного действа, в частности, театрализованного концерта. По средствам этой работы должна быть достигнута цель обновления значимости театрализации в эстрадном искусстве, а главное, в обывательской повседневной жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3

Раздел 1. Понятие «театрализация»: терминология вопроса.
1.1. Суть и содержание понятия «театрализация»……………………………..5
1.2. Театрализованный концерт как среда формирования метода театрализации…………………………………………………………………... 11
1.3. Театрализация как средство воздействия на зрительское восприятие….15
1.4. Выводы к разделу 1………………………………………………………... 19

Раздел 2. Особенности режиссуры театрализованного концерта.
2.1 Роль театрализованного персонажа в театрализованном концерте……. 21
2.2 Сценарный ход театрализованного концерта……………………………...24
2.3 Театрализация как метод художественного осмысления реальных событий…………………………………………………………………………...27
2.4 Выводы к разделу 2………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.63 Кб (Скачать файл)

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии, исполнителя, то есть всей совокупности выразительных средств в пространстве и времени, раскрывающих образы в разных вариациях, пронося их через единое сквозное действие, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам драматургии. Следовательно, можно сказать, что сценарий, написанный для театрализованного действа, должен быть подчинен всем законам драматургии, иметь драматургическую структуру – экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, действующих лиц и, конечно же, при постановке, правильно выстроенные события.

Таким образом, можно сказать, что метод театрализации включает в себя основные элементы драматического действа.

Использование символа, метафоры, аллегории и т.д. в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время – это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – понимать содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания. Нужно помнить, что все средства иносказания в режиссуре, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора иносказательных выразительных средств для режиссера.

 

    1. Театрализованный концерт как средство формирования метода театрализации.

 

Концерт - публичное исполнение произведений малых форм (миниатюр). Соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременно (в лучших образцах) выявление виртуозности, высокого мастерства исполнения, ибо каждый концертный номер программы обязательно солирующий, автономный. Виды концерта - это самостоятельные программы, своеобразие которых определяется задачами вечера, художественно-культурным опытом зрителя,' эстетическими запросами определенной аудитории, имеющимися в распоряжении организаторов артистическими силами.

Театрализованный концерт - концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру, театральному действию. А именно: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм,  грим,   сценическая  атмосфера. [8, с. 35]

Особое место среди массовых форм театрального искусства приобрёл театрализованный концерт, состоящий из отдельных тематически связанных номеров. Возникнув ещё в 30-е годы ХХ века при проведении торжественных вечеров, декад искусства и литературы и других мероприятий, он стал особенно популярен в послевоенные годы, являясь часто центральной частью программы или кульминацией массового праздника, театрализованные концерты завоевали в 60-70-е прочное место и как самостоятельная форма концерта-представления. [15]

Театрализованный концерт, по сути, это определенный набор номеров, связанных с помощью выразительных средств, присущих театру. Одна из отличительных черт театрализованного концерта от обычного сборного – сценарий.

Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу - эмоционального развития мысли. [12, с. 18]

Выбор формы, а затем жанра театрализации в первую очередь соотносится с его тематическим и идейным замыслом и целью. В любом случае форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории.

В сюжете художественно-массового мероприятия должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся.

Важным также является требование развития сюжета в сценарии, которое невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки. Как правило, конфликт в художественно-массовых мероприятиях не выражен так ярко, как в пьесе, киносценарии.

Но разрешение конфликта еще не обусловливает развитие самого действия, ибо каждый сценарий театрализации должен иметь композиционное решение, монтаж материала. Четкое композиционное построение позволяет его упорядочить, логично изложить события, расположить основные части. Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить документальный материал. Она включает в себя все элементы, характерные композиционному построению драматического произведения, а именно: экспозиция (пролог), завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Сценарий театрализованного концерта можно считать драматургическим произведением. Он имеет ряд черт, сходных с пьесой, например наличие действующих лиц, темы, авторской идеи, конфликта, сценарного хода (в пьесе – художественный образ). Но основой сценария подобного концерта является все же тема, а не сюжет. Именно тема объединяет все номера, собирает их воедино, как бусины на нитку. «Что касается сюжетных сценариев, то они в драматургии массовых театральных зрелищ встречаются не очень часто – это сценарии эстрадных обозрений, «капустников», то есть сатирических представлений на местном материале, иногда детских новогодних утренников». [4, с.13]

При разработке сценария для театрализованного концерта необходимо помнить, что создается он всего на один раз, для определенного, данного места и определенной аудитории, поэтому, нужно помнить о «привязке», то есть о том моменте будущего концерта, который будет делать его эксклюзивным, узнаваемым для зрителя и неповторимым.

Если продолжать сравнение сценария и пьесы, и, соответственно, спектакля и театрализованного концерта, стоит также отметить его структуру. Концерт может делиться на эпизоды, что в спектакле называется действиями. Каждый из таких логических эпизодов должен иметь в себе событие.

Событие - то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной или личной жизни; часть сценической жизни или зрелища, которую можно назвать «экстремальной ситуацией» с тремя  условиями его осуществления: персонажи должны жить в условиях «крайнего внутреннего напряжения», вызывать обязательное зрительское сопереживание и третье - выход из создавшейся ситуации должен быть непредсказуемым; в массовом действии событие, как значительное явление общественной или личной жизни, порождает праздничную ситуацию, а задачей организаторов массового действа становится превращение праздника (представления) в жизненное событие для его участников. В сюжетных театрализованных представлениях, как в театральной пьесе, ищется событийный ряд. [8, с.80-81].

Событийный ряд – цепь последовательно совершаемых событий, связанных между собой и перетекаемых из одного в другое, которые определяются в соответствии с пунктами композиционного построения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Возвращаясь к эпизодной структуре театрализованного концерта, стоит отметить наличие темы в каждом эпизоде, каждая из которых работает на главную тему постановки.

Рассмотреть вышеуказанные пункты можно на примере театрализованного концерта «Конфетти-шоу», поставленного к Новому году в ХГАК. Оригинальный, довольно просто, доступно, выстроенный сценарий, имеющий тему (встреча Нового года); конфликт (между желанием встретить Новый год и невозможностью это сделать из-за отсутствия заряда творческой энергии в хлопушке); сценарный ход (наполнение хлопушки), эпизодную структуру, где тема эпизодов работала на главную тему концерта (эпизод «Новый год шагает по планете», тема «особенности празднования Нового года в разных странах мира, или эпизод «Новогодний парад звезд», тема «Новогодние поздравления для зрителей от голливудских и академических звезд); наличие театрализованных персонажей (конфетти-кругляшки, то есть, актеры, одетые в паралоновые костюмы разных цветов); следует напомнить, что сценарный ход в концерте равнозначен единому действию в спектакле и т.д.

Как видим, концерт является наилучшей средой для развития и формирования театрализации как метода постановки. Концерт, пожалуй, самая простая форма зрелища, по сравнению с другими, и, выстраивая его в соответствии с определенными правилами, можно быстро овладеть навыками постановки театрализованного концерта, а, следовательно, и методом театрализации.

 

1.3. Театрализация  как средство воздействия на  зрительское восприятие

 

Как уже было сказано ранее, в массовом действии зритель должен быть не просто зрителем, а непосредственным участником представления; на передний план выступает важнейший компонент массового представления - зритель, коллективный герой. Под участием подразумевается активное переживание зрителя тех или иных событий, «включение» в них, его восприятие и активная реакция (аплодисменты, смех и т.п.).

Соответственно, возникает вопрос: «Как добиться соучастия зрителя в театрализованном представлении? Как повлиять на него?».

К задачам искусства относится эстетически-воспитательная и культурно-просветительская работа, отсюда следует, что при постановке театрализованного действа режиссер должен преследовать и эти цели. Как и в театральной среде, так и в среде эстрады, зритель, после просмотра представления, должен поменяться, «наполниться». В случае массовых зрелищ, это сделать гораздо труднее, поскольку режиссер имеет дело не с подготовленной театральной публикой, а с различными возрастными, социальными и культурными массами.

Следовательно, для воздействия на массы стоит использовать более простые и понятные приемы и средства выразительности, такие, которые будут доступны для понимания всем. В этом случае яркими, хотя сегодня несколько устаревшими, примерами можно назвать постановки режиссера И. М. Туманова.

На 6-ом Всемирном фестивале  молодежи и студентов в Москве И. М. Туманов построил гимнастов так, что они превратили поле стадиона в карту мира. И вот на карту  легла зловещая тень Войны в образе атомной бомбы. Но слово «НЕТ!», появившееся на карте, перечеркивает крест накрест энергичными линиями силуэт бомбы.

В 1951 году на фестивале  в Берлине тот же И.М. Туманов  в своей массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» следующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость. На поле – 10 тысяч  гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизирующие народы Азии, и на коленях – черные – еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправили спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен, желтые начинают двигаться, черные встают во весь рост. Конфликт развивается бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разного цвета кожи, несмотря на то, что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, вскрывает сложнейшие жизненные явления путем их столкновения и сопоставления. [7, с. 26]

В этих примера хорошо показано, как понятно и просто можно  раскрыть тему, волнующую проблему, через использование общепринятых цветовых понятий и несложных перестроений. Режиссер провоцирует зрителя к соучастию. Зритель, в свою очередь, жаждет такого массового действия, которое заставило бы его, ассоциативно восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него.

Ассоциация (лат. associatio — "соединение") — компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями на основе ассонанса — частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств, форм различных, не связанных в обыденной жизни предметов. В творчестве ассоциация является интуитивным способом гармонизации и композиции, а интуитивное, ассоциативное мышление становится основным в работе художника. [16]

Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено. Конечно же, оценка происходящего во многом зависит от уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта, но важен сам факт стимуляции мыслительного процесса зрителя.

На поиске ассоциаций, имеющих в своей основе близкие аудитории аналоги в прошлом, основывается историческая образность. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмировано, художественно-спортивные состязания. [10, с 76]

Символическая образность предполагает поиск условно-знаковой темы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме. [10, с. 76]

Рассматривая тему влияния театрализации, нельзя обойти стороной тот факт, что массовое действие влияет не только на зрителя, но и на самих исполнителей. Режиссеру важно сделать правильный психологический настрой участников, выявить их отношение к той или иной теме представления, выстроить вместе с ними логику поведения, постараться донести, прежде всего до исполнителя, свой режиссерский замысел, точку зрения, гражданское отношение.

В постановке театрализованного действа нередко делается ставка на массовые сцены.

Самое трудное в работе режиссера эстрады и массовых праздников это постановка массовых сцен. Это требует наличия у режиссера многих качеств, как профессиональных, так и гражданских, и просто человеческих.

В массовых сценах, в громадных монументальных композициях находит образное выражение наша жизнь, в нравственных основах которой – могучее стремление к общности. [13, с. 309]

Информация о работе Театрализация как творческий метод режиссуры массовых праздников