Театрализация как творческий метод режиссуры массовых праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Театрализация – неотъемлемый творческий метод режиссуры массовых праздников и зрелищ, который позволяет с помощью выразительных средств, присущих театру, достигнуть режиссерской сверхзадачи, ярче раскрыть тему, а главное – сделать массовое искусство искусством, но не самодеятельностью.
Задачей данного исследования является определение основных режиссерских задач, а также «узких мест» во время постановки театрализованного действа, в частности, театрализованного концерта. По средствам этой работы должна быть достигнута цель обновления значимости театрализации в эстрадном искусстве, а главное, в обывательской повседневной жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3

Раздел 1. Понятие «театрализация»: терминология вопроса.
1.1. Суть и содержание понятия «театрализация»……………………………..5
1.2. Театрализованный концерт как среда формирования метода театрализации…………………………………………………………………... 11
1.3. Театрализация как средство воздействия на зрительское восприятие….15
1.4. Выводы к разделу 1………………………………………………………... 19

Раздел 2. Особенности режиссуры театрализованного концерта.
2.1 Роль театрализованного персонажа в театрализованном концерте……. 21
2.2 Сценарный ход театрализованного концерта……………………………...24
2.3 Театрализация как метод художественного осмысления реальных событий…………………………………………………………………………...27
2.4 Выводы к разделу 2………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.63 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3Театрализация  как метод художественного осмысления  реальных событий.

В процессе культурно-досуговой деятельности происходит формирование духовных, гуманистических качеств личности, обеспечивается преемственность и связь поколений. Э.В. Соколов пишет: « Обе стороны процесса культурной преемственности – передача и усвоение культуры – взаимообусловлены. Молодое поколение, чтобы нормально жить, развиваться, удовлетворять свои потребности, должно прилагать усилия для овладения культурным богатством общества; старшее поколение должно посвящать значительную часть своего времени и жизненной энергии делу воспитания и образования. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того, чтобы она происходила успешно, нужны усилия, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на научном изучении форм, методов, направлений и механизмов развития личности».[1, c. 50]

Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-эстетическое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшем яркое воплощение в фольклоре народов, удивительно созвучны идеям всестороннего гармонического развития человека. Именно поэтому так актуален сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора.[2, c. 38]

Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников позволяет нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие им уровни социально-художественной активности аудитории.

Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации. Очень важным деятельным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная кампания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации.

Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цель эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности. [3, c. 57]

На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории – участники зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия.

Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении.

Основными приемами активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действия являются:

- вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;

-   физическая активизация, побуждающая массы к движению  и другим физическим действиям;

-   художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу  участников и вызывающая их  художественную самодеятельность.

Анализ общественного мнения показывает, что социально-культурная активность в результате точного педагогического воздействия театрализации проявляется также в готовности быть привлеченными к следующему празднику, но уже в роли более активного участника, а не зрителя.

На поведение (людей) участников массового праздника активно сказывается общественное настроение, порождающее своеобразный психологический климат и способствующее осознанию. Каждым своей причастности к общему торжеству. Общественное настроение – это умеренная эмоция, сохраняющая в силу энергии нервных процессов на весь период торжества. Именно в этом проявляется механизм мажорного состояния, без которого нет полноценного праздника.

Важное значение массового праздника как педагогической системы состоит в том, что объединяя различные формы культурно-просветительской работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению социально оправданной идейно-нравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам жизни общества, формирует общественное настроение, воздействует на сознание участников [3, c. 61]

Особо важными представляются следующие два момента:

· эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности.

· уникальная воспитательная важность праздника, состоящая в обеспечении им широкой разнообразной самодеятельности и способствующая активному самовыражению личности ребенка, подростка, вызванному эмоциональной реакцией на конкретное событие.[15]

Понятие «театрализация» очень объемно. Оно включает в себя множество компонентов. В частности, это творческая, воспитательная работа, особенность которой состоит в художественном осмыслении того или иного события в жизни.

Искусство театрализованного праздника обладает необычайно большим зарядом действенности, предполагает активный контакт со зрителем, ищет эффективные пути воздействия на эмоции. Главным компонентом здесь выступает замысел сценария. Именно с него начинается выстраивание целостной драматургии театрализации.

Выбор формы, а затем жанра театрализации в первую очередь соотносится с его тематическим и идейным замыслом и целью. В любом случае форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории.

В сюжете художественно-массового мероприятия должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся.

В драматургии театрализованного праздника чрезвычайно важен момент неожиданностей, эмоциональных потрясений, хочется подчеркнуть еще раз, что драматургия театрализации - системный подход к анализу самой театрализации с педагогических и художественно-эстетических позиций.

Драматургия театра позволяет автору смоделировать канву спектакля, не прибегая зачастую к конкретизации, что отвечает функциям театра как искусства больших социальных и художественных обобщений, собирательных образов. Драматургия театрализации выполняет конкретную социальную функцию художественного осмысления и оформления реального события или факта. Ее герои не могут быть вымышленными - это всегда конкретные люди. Здесь большое значение имеет правильный выбор героя, который был бы наиболее типичен, отвечал сути того или иного события, лежащего в основе театрализации. При этом типичность героев театрализации будет опираться на включение их в круг таких ассоциаций у собравшихся людей, которые вызвали бы у них потребность «примерить» судьбу этих героев на себя. [15]

Театрализация культурно-досуговых форм - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законом драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.

Говоря о театрализации, мы имеем дело с социально-педагогическим явлением, синтезирующим новое художественное целое на основе ряда компонентов разнообразных видов человеческой деятельности и рождающим свою особую драматургию. В театрализованном празднике нет отдельно существующего номера или публицистического выступления и т.д., а есть художественно организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства. [15]

Включение в массовые формы культурно-досуговой деятельности местных фактов, как одного из основных средств воздействия, обязывает режиссера не столько показать факт, сколько дать возможность зрителю увидеть причины, его породившие, а значит, и убедить в его достоверности, что является немаловажным моментом.

 

 

2.4. Выводы к  разделу 2.

Рассмотрев в данном разделе значение определенных составляющих театрализованного концерта и театрализации как метода режиссуры, можно сказать, что все они направлены на влияние на массы (к понятию «массы» относятся не только зрители, но и сами участники театрализованного действа).

Так, детальная разработка персонажа театрализации несет в себе некую собирательность, то есть обобщенность определенных черт, нередко высмеиваемых режиссером. Это способствует достижению воспитательной задачи искусства.

Что касается сценарного хода, то здесь стоит отметить его значимость в соединении эпизодов концерта в единое целое театрализованное действо. Сценарный ход – связующее звено, которое помогает также донести главную мысль происходящего - режиссерскую сверхзадачу.

Вышеуказанные составляющие театрализованного концерта являются не единственными, но одними из основных моментов, на которые стоит обратить внимание при постановке. Сценарный ход несет в себе главную мысль постановки. Его поиски являются основным этапом при разработке сценария, а для интересного выражение его в постановке от режиссера требуется хорошо развитое воображение и фантазия.

Исполнитель, как в театре, так и на эстраде, является одним из основных средств влияния на зрителя, поэтому, работа режиссера с актером занимает не менее важное место во время постановки концерта. работа режиссера с актером эстрады подчинена, в основном, тем же законам, что и работа с актером театра, но все же имеет и свои особенности, которые определяются спецификой жанра, будь то клоунада, пантомима или фейлетон.

Психологический аспект театрализованного действа заключается в процессе слияния трех составляющих: режиссер-исполнитель-зритель. С помощью выразительных средств, присущих театральной природе, режиссер получает возможность более высокохудожественно влиять на массы.

 

 

 

 

 

Заключение.

Режиссура эстрады – искусство довольно молодое, но, тем не менее, перспективное и представляет довольно широкое поле для деятельности. По средствам эстрады режиссер может влиять на большее количество зрителей, донося им свою гражданскую позицию и выполняя главную задачу искусства – воспитательную. Ведь за легкостью подачи эстрадных жанров кроется, по истине, глубокий смысл.

Но, тем не менее, не стоит отрицать влияние театра на эстраду и наоборот.  Сегодня можно отметить органический синтез и сосуществование театрального и эстрадного искусства. Режиссура массовых форм активно использует наработанные приемы и выразительные средства театра. Это позволяет ей расширять круги влияния в социуме, художественно, ярко и интересно раскрывать те или иные вопросы.

Одной из основных форм подобного синтеза, в которой и формируется театрализация как метод постановки массового действа, является театрализованный концерт.

На примере театрализованного концерта можно рассмотреть главные особенности театрализации. К таким особенностям относятся: наличие театрализованного персонажа, наличие композиционного построения сценария, наличие сценарного (сюжетного) хода.

Театрализация в сфере культурно-просветительской деятельности, развивается по двум основным направлениям. Первое связано с ее рекреативной функцией, сюда относятся балы, маскарады, карнавалы; второе же связано с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее основе художественного образа. Оформление, краски, фейеверки еще не есть театрализация. Нужно искать емкий образ - обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера.

Как видим, театрализация на сегодняшний день составляет один из основных методов постановки массовых форм. Театрализованный концерт, безусловно, является наиболее ярким, зрелищным, красочным и привлекательным видом эстрадного искусства, который интересен для режиссерской работы и для зрительского восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Аль Д.М. Основы драматургии Текст/ Д.М. Аль. – М.: Просвещение, 1991. – 318 с.

2. Бобков И.В. Нормативная модель сфер досуга Текст/ И.В. Бобков// Социологические исследования. – 1989.- № 2 – с. 37-41

3. Генкин, Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления [Текст] / Д. М. Генкин, А. А. Конович. ― М. : Просвещение, 1985. ― 159 с.

4. Житницкий А. З. Драматургия массовых театрализованных представлений Текст/ А. З. Житницкий. – Х.: Тимченко, 2007. – 128 с.

Информация о работе Театрализация как творческий метод режиссуры массовых праздников