Сравнительный анализ картин Рембрандта “Возвращение блудного сына” и картины Роза “Блудный сын”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 04:08, реферат

Описание работы

Семнадцатое столетие является следующим за эпохой Возрождения значительным этапом в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв.

Содержание работы

Искусство 17 века в странах Европы 3
Краткая биография Рембрандта ванн Рейна 8
Краткая биография Сальватора Розы 10
“Возвращение блудного сына” и “Блудный сын”. Сходства и различия 11
1). Перспектива и пространство 14
2). Композиция 16
3). Характер линий в работах Рембрандта и Розы 19
4). Реализм в работах художников 20
Творчество Рембрандта и Розы – сочетание традиций и новаторства 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Окончательное.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 

       3.    Краткая биография Сальватора Розы

 

В 1615 г. в окрестностях Неаполя, в селении  Аренелла родился мальчик.  Назвали  его Сальватором. Отец Розы Вито Антонио  был строителем и  землемером, мать – Джулия Греко  была дочерью   художника Вито Греко и сестрой живописца Доменико Антонио Греко.  Роза был отдан в иезуитскую коллегию конгрегации Сомаска в Неаполе, где получил хорошее гуманитарное образование, изучая  классическую литературу, логику, риторику, историю. Он с юности увлекался музыкой, играя на арфе, флейте, гитаре, сочиняя серенады. С  ранних лет будущий художник окунулся в среду одаренных людей. Мальчик  на маленьких клочках бумаги пробовал запечатлеть взволновавшие его картины природы. Сальватор Роза был фактически самоучкой, сформировавшимся в кругу мастеров неаполитанской школы, усвоившим его традиции. Сначала он копировал работы Франческо Фраканцано, произведения которого пользовались успехом у заказчиков. Затем Роза занимался в мастерской Аньелло Фальконе, прекрасного рисовальщика и баталиста. В Неаполе Сальватор Роза мог видеть исполненные талантливым Джованни Баттиста Караччоло росписи церкви картезианского монастыря Сан Мартино. Очень популярен среди итальянских мастеров был жанр натюрморта. Учителя Розы – Аньелло Фальконе и Франческо Фраканцано были в рядах защитников Томмазо Аньелло, возглавившего восстание народных низов против угнетателей.  Роза глубоко усвоил не только традиции неаполитанской школы, но и сформировался  как “вольнодумец”. Художник много работает в различных жанрах: пейзаже, сценах битв, обращается к сюжетам из древней  истории и мифологии, работает над  портретами. Искусство Сальватора Розы всегда очень личностно. В его исторических полотнах на сюжеты из древней истории и мифологии часто угадывается сходство персонажей с чертами самого художника, в них заключена этико-моральная оценка мира; в пейзажах – его неистовый темперамент и тонкое чувство прекрасного в природе; в битвах – повествование о жестокости, присутствующей в истории, непринятие кровопролития;  в сценах чудес – острый интерес ко всему необычному, будящему воображение; в автопортретах – искренний и полный тревоги взгляд в глубины своей души, своих переживаний, желание то надеть, то снять маску, перевоплотиться или, напротив, обнажить тайные волнения. Художник не давал советов, но как поэт и живописец, в сатирах  и на полотнах он рассказывал о картине подлинного “театра жизни” своей эпохи, заставлял читателей и зрителей ощутить глубину своего драматического дара и присущую ему тонкую иронию в оценке несовершенств жизни.

 

4. “Возвращение блудного сына” и “Блудный сын”. Сходства и различия

 

На  фоне утверждающегося голландского реализма вырастает гигантская фигура Рембрандта ван Рейна  (1606-1669). Рембрандт  представляется одним из крупнейших художников-реалистов всех времен.

 Возвращение блудного сына. 1669

В итальянской  живописи эпохи барокко развивались  разные жанры, но были аллегории, мифологический жанр. Сальватор Роза (1615-1673) (неаполитанская школа) – яркий, самобытный художник, в творчестве которого сильны традиции итальянских мастеров барокко и присущи новшества Караваджо.

            Блудный сын. 1639—1649

      

 

Два художника, работавших в одну временную эпоху, создают свои знаменитые полотна. Главное, что объединяет рассматриваемые произведения искусства и позволяет их сравнивать – это единая тема и вытекающий отсюда сюжет – известная евангельская притча о блудном сыне. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта и Розы.

Рембрандту  тема "блудного сына" сопутствовала  в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть. Рембрандт много раз возвращался к этой теме, и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному.  Через 30 лет художник создает композицию менее детальную, повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца. Сюжет картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное.

Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных  чувств. «Возвращение блудного сына» - последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Для ее выражения в живописи художник выбрал тему из Евангелия. В одной из притч рассказывается о сыне, покинувшем кров родительского дома ради веселой и беззаботной жизни. Претерпев множество невзгод, юноша вернулся домой. Старик отец, ослепший за эти годы, принял его в свои объятия, простив ему свое горе и одиночество. Рембрандт изобразил отца дряхлым и слабым. Его невидящие глаза полны одновременно и страдания и просветленной радости. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. Руки бережно и любовно ощупывают коленопреклоненного мужчину. Вид последнего особенно жалок: голова покрыта коростой, израненные ноги загрубели и опухли, некогда нарядная одежда лохмотьями падает с плеч. Его лица почти не видно. Он весь замер у ног отца, благодарно прижавшись к его коленям. При свидании отца и сына присутствует ряд свидетелей, чье отношение к происходящему разнообразно и противоречиво, однако они настолько второстепенны, что мало отвлекают внимание зрителя.

В картине  С.Роза «Блудный сын» сюжет, по сравнению  с евангельской притчей, оказывается  несколько упрощенным и приземленным. Герой представлен как простой неаполитанский крестьянин. Нет здесь и пышного окружения: блудный сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы. Огромные размеры полотна с изображением несколько видоизмененной сцены вызывают ощущение сарказма по поводу того, что считается в обществе хорошим вкусом.

 

    1. Перспектива и пространство

 

Решение двух картин выполнено в разных стилях: у С. Розы - в прямой линейной перспективе в большей степени для “реалистичности”  изображения, у Рембрандта – в обратной линейной перспективе.

В самом деле, если картина С.Роза написана по законам прямой перспективы, изображенный на ней предмет может всегда быть вычленен из картины как часть из целого и непосредственно соотнесен с его реальным денотатом. Это происходит потому, что каждая изображаемая фигура здесь подобна своему изображению. Отображение пространства на плоскости  подчинено единственно верному изображению реальности мира. В системе прямой перспективы существенным представляется передать то впечатление, которое зритель имеет в заданный момент и с заданной точки зрения; предметы уменьшаются по мере удаления от переднего края картины.

 У Рембрандта картина предполагает не внешнюю, а внутреннюю позицию художника: художник не огражден от изображаемого мира, не ставит себя в позицию наблюдателя, а становится активным участником действия внутри изображаемого мира картины. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром картины. При изображении в обратной перспективе  предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

Горизонт - это  камертон композиции. Различные приемы живописцев в использовании горизонта  объясняются не только психологией  стилей и эпох, но они часто бывают подсказаны также национальными и географическими особенностями.  Пожалуй, можно утверждать, что в общем низкий горизонт более соответствует южному темпераменту, тогда как высокий горизонт более популярен в искусстве Северной Европы. Из повседневных впечатлений мы знаем, как меняется облик фигуры или предмета в зависимости от того, смотрим ли мы на них сверху или снизу или находимся с ними на одном уровне. Низкий горизонт выделяет фигуру, придает ей мощь, монументальность, величие; высокий горизонт делает фигуры безличными, пассивными, сливает с окружением. Картинам Рембрандта свойствен низкий горизонт, взгляд модели направлен на зрителя сверху вниз - этот прием как бы поднимает портреты над окружением, придает им витальную силу, духовное величие, пластическую четкость характера.  У С.Роза в картине “Блудный сын”  художнику удалось передать одиночество пастуха. Нет никакого сомнения, что одна из причин этого эффекта - в низком горизонте: главный герой произносит свой монолог-молитву, и его фигура одинока, загадочным силуэтом вырастает на фоне окружающего пейзажа. Однако в приеме низкого горизонта есть какая-то граница, за которой монументальность образа начинает приобретать театрально-патетический или сатирический характер, превращаясь почти в гротеск. Приемом низкого горизонта часто пользовались живописцы Ренессанса и барокко в композициях монологического характера, где нужно было выделить героя над окружением.

 

 

 

 

    1. Композиция

 

Рассмотрим подробнее  композиционное построение  картин С.Роза и Рембрандта.

У  Рембрандта на картине положение главной группы не захватывает геометрический центр, но  находится и не у самого края. Если мысленно передвинуть ее к краю или срезать левый, то группа теряет значение главной, смысл схемы «отклика» пропадает. Справа  у самого края картины  выделяется фигура второго сына, стоящего в профиль, и  образует устойчивый правый край.  Изменится  смысл и в том случае, если мы приблизим главную группу к геометрическому центру. Сожмется расстояние между драматическим событием прощения и его свидетелями, скомкав мотив оценки: раздумье старшего сына, осуждение прислуги. Общечеловеческий смысл превратится в смысл житейской сцены. В композиционный расчет по смыслу образа очевидно входит как децентрализация, так и ее точная мера – раздельность групп, цезура. Таково построение сюжета на плоскости относительно рамы. Композиция приобретает завершенность и приближается к кругу. Крупные фигуры позволяют многое сказать о человеке не посредством его включения в цепь событий, а посредством углубленной передачи его состояния. Обставочные детали отсутствуют. Художник как бы говорит: это для меня не важно, я выделяю главное. А главное не в центре картины.  В центре картины - вертикальная полоса полумрака. Этим приемом художник  как бы  отделяет радость от осуждения, настоящее от  прошлого. Светлыми красками, а потому всей тяжестью смысловой нагрузки,  вырвана из полумрака левая, основная группа. Слепой отец-старик над коленопреклоненным сыном мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза – все говорит о покое и счастье, обретенном после долгих и мучительных лет ожидания. Лицо отца пронизано сиянием, что создает впечатление, будто свет исходит изнутри. Мягкий,  золотистый свет прощения падает на вернувшегося и раскаявшегося сына. Справа у самого края картины – выделяется фигура другого сына, стоящего в профиль. Она освещена слабее, но все же настолько, что образует устойчивый правый край картины. Немного глубже в полумраке – сидящая фигура  работника. Посередине в густом полумраке – лицо служанки. И, наконец, в левом верхнем углу намечен еще один персонаж. Перед нами децентрализованная композиция с главной группой  слева и цезурой, отделяющей ее от группы свидетелей события справа. Сюжет строится по композиционной схеме «отклик». Пространственный световой компонент композиции, яркость и тяжесть пятен, располагает фигуры по степени их важности и в общем смысле определяет порядок чтения композиции. Смысл картины существует только на ее языке, на языке всех ее форм, целостного законченного образа. Понимание смысла картины всегда богаче ее толкования.

На  картине  С.Розы “Блудный сын” крестьянин расположен почти по центру, слегка отодвинут вправо. Невидимая диагональ, проведенная от главного героя в верхний левый край картины, разделяет светлое и темное пространство холста. Присутствие диагональной составляющей придает картине динамизм, энергетику, движение. Центральное место картины, выполненное солнечными красками, отводится основному герою. На него падает основная положительная смысловая нагрузка картины. Пастух, стоящий на коленях, застыл в молящейся позе. Левый верхний угол картины намеренно высвечен: он, словно, подтверждение божьей небесной благодати, путеводная нить восходящей молитвы, символизирует свет с небес, незримое присутствие Бога  в жизни каждого верующего. Сложив руки на груди, пастух смотрит на небо в таком серьезном, страстном, непосредственном порыве, который поднимает над обыденностью этот как будто обыденный образ, перенося его в сферу больших драматических чувств. Предположительно, что более темные тона композиции олицетворяют бренность всего земного, стихийность судьбы, утомительный труд. Зная  свободолюбивый и бунтарский характер С.Роза, можно предположить, что изображение животных на картине не случайно. По этому поводу художник вспоминает мысль, высказанную Вергилием в Георгиках: ”Правосудие покидает землю, оставляя пастухам свой меч и весы”. Надежда на совершенное социальное устройство мира, справедливость, просвещение является скрытым смыслом ярких пятен картины. Все, что мешает свободе и счастью человека, сдерживает его на пути к совершенству, равноправию – темная аллегорическая часть задумки художника. Препятствия, в виде стада рогатых коров и баранов, возможно, могут нести замысел сильных реакционных сил, их противодействие всему прогрессивному. Рожденные окружающей действительностью горькие и гневные размышления Роза мог выразить в картине с той определенностью, которой требовали его натура. Достаточно вспомнить нашумевшую картину С.Роза «Фортуна», где из рога изобилия дары судьбы достаются отнюдь не достойным людям. Монеты, драгоценные камни, книги раздаются свиньям, быкам, ослам, овцам. Это смелый намек на несправедливость в раздаче почестей людям недостойным, но зарабатывающим успех лестью, коварством, низкопоклонством. При жизнелюбивом характере и темпераменте с годами определилось критическое отношение Розы к жизни. Уместно вспомнить оригинальный стих, суровый, обличающий, исполненный едкой иронии:

           Мой бедный мир! Вот кто твои герои:

           Кто у других крадет, воспроизводит

           Слова отцов и дедов, их присвоя,

           И тот лишь, заблистав, в печать проходит,

           Кто грабит без стыда, как плут прожженный:

Информация о работе Сравнительный анализ картин Рембрандта “Возвращение блудного сына” и картины Роза “Блудный сын”