Специфика детского изобразительного творчества и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель исследования заключалась в разработке системы игровых приёмов, направленной на повышение эффективности обучения детей изобразительной деятельности и увеличение её развивающего воздействия.
Предмет исследования приемы и средства изобразительной деятельности
Объект исследования процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Содержание работы

Введение
Специфика детского изобразительного творчества и его формирование.
Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности
Практическая часть
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Развернутый анализ детских  рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому. Эффективное руководство возможно при условии, если педагог знает и учитывает те психические процессы, которые лежат в основе детского творчества, и, что самое главное, систематические развивает их. О каких психических процессах идет речь? Из всех средств эстетического воспитания, всех видов художественной деятельности Т.Комарова выделила общие группы, составляющие основу творческих способностей.

1. Важнейшее творчество - развивать восприятие у детей  (зрительное, осязательное, кинестетическое), формировать разнообразный сенсорный  опыт. Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это специальные наблюдения, и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог направляет восприятие ребенка на те или иные свойства и качества предметов (явлений). Чтобы развить эстетическое восприятие у детей, педагог должен сам обладать способностью эстетического видения. Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет и др. Они должны увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать. Такого рода наблюдения можно проводить с разными объектами. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Объекты для наблюдений находятся ежедневно. Их цель - расширить представления детей о мире, его изменчивости и красоте.

2. Характеризуя мышление ребенка, психологи обычно выделяют стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое. Наглядно-образное опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Известно, вступление в новую стадию мышления не означает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка, помогает в развитии мышления новой стадии, составляет основу формирования разнообразной деятельности и способностей. Более того, специалисты считают - эта форма мышления необходима не только для детского творчества, но и для творчества человека любой профессии. Вот почему так важно развивать образное мышление, как и воображение, положительное эмоциональное отношение, овладение способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации.

Н.П.Сакулина рассматривала  активность, самостоятельность и  инициативу как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для  творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто  внешней (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т.е. активность сенсорных и умственных действий. На основе исследований по сенсорному воспитанию разработаны приемы, вызывающие эту внутреннюю активность, что позволяет ребёнку в результате самостоятельно находить необходимые способы изображения. Исследователи детского творчества доказали положительное влияние активных методов обучения на формирование творческой активности. Само содержание, вкладываемое в понятие «творческость», суживает его только до нескольких условий формирования тих самых творческих способностей - активности, инициативы, самостоятельности, которые являются необходимым, но не единственным в деятельности художника. Творческая деятельность заключается не только в решении насущных практических задач, выдвигаемых жизнью, но в самой постановке этих задач, выдвижении новых проблем, еще не имеющих места в практике. На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами работы карандашом, кистью. Чтобы этот процесс стал более действенным и направленным на развитие творчества, необходимо развивать у дошкольников творческую активность. Необходимо остановиться на одном из условий формирования познавательной активности -- предварительной работе, проводимой на занятиях по рисованию и при подготовке к ним. В ходе такой работы осуществляется органичная связь эстетического, умственного, нравственного, сенсорного воспитания, связь занятий по рисованию с другими видами деятельности (наблюдение, рассказывание, рассматривание, слушание, пение и др.).

По мнению исследователей, формирование творческой активности у  детей означает формирование устойчивых интересов к рисованию, умения активно применять полученные знания в жизни.

В сферу творческой активности исследователи включают не только приобретаемые  детьми знания, но и процесс овладения  ими (а в изобразительной деятельности также навыками и умениями). Творческая активность продуктивна. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, развитию творчества. К.Д.Ушинский писал: «Дитя... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов  и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н.П.Сакулина. Одним из важнейших условий формирования творческой активности является целенаправленная предварительная работа, проводимая перед занятиями (и в ходе их) по изобразительной деятельности, и в частности перед рисованием. При этом немаловажным являются следующие моменты: активность самого воспитателя как на занятии, так и в ходе подготовки к нему; соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе содержания обучения (непосильная трудность снижает интерес к обучению тому или иному виду деятельности); последовательное овладение детьми техническими навыками и умениями в рисовании и т.д.Под предварительной работой, способствующей формированию творческой активности, интереса к изобразительной деятельности, развитию творчества, мы понимали следующее: наблюдение предметов и явлений природы и окружающей действительности; чтение сказок, рассказов, стихов, прибауток, загадок и беседы воспитателя с детьми о прочитанном; рассматривание эстампов, репродукций с картин, иллюстраций, художественных фотографий, произведений народного декоративно-прикладного искусства и т. д.; целенаправленный просмотр диафильмов, мультфильмов, кинофильмов, телепередач, кукольных спектаклей; прослушивание музыкальных произведений; тщательное обследование образца, натуры (на занятиях и в ходе подготовки к ним); анализ детских работ, выполненных на предыдущих занятиях, с целью предотвращения ошибок при изображении похожих предметов.

К предварительной работе отнесли и такие виды работы, которые были направлены на совершенствование навыков и умений: введение на занятиях по рисованию некоторых упражнений, разработанных Е. А. Флериной, Т. С. Комаровой; использование вспомогательных линий, набросков (графитным карандашом, с применением ластика для исправления ошибок).

Для чего нужна такая  предварительная работа и что  она дает для формирования творческой активности детей на занятиях по изобразительной  деятельности? Известно, что дети дошкольного возраста, однажды восприняв предмет, самостоятельно не возвращаются к нему для более детального изучения. Вместе с тем, для того чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен внимательно изучить его строение, характерные особенности. Это возможно лишь в том случае, если он проявляет определенный интерес к данному предмету или явлению. Здесь неоценимую услугу оказывает предварительная работа, когда ребенок с помощью вопросов взрослого как бы непроизвольно останавливает свое внимание на тех характерных сторонах и деталях предмета, которые нужно будет передать в рисунке. Предварительную работу, направленную на совершенствование процесса обучения дошкольников изобразительной деятельности, совсем необязательно проводить специально. Ее можно осуществлять в других видах деятельности одновременно с решением основных задач. Если на занятиях по развитию речи или во время досуга воспитатель читает сказку, то в беседе он может своими вопросами заострить внимание детей на тех деталях костюма или внешнего вида героев, которые детям нужно будет отразить в рисунке.

Не обязательно перед  каждым занятием по рисованию проводить  все виды предварительной работы. Достаточно двух-трех из них, например: чтения художественного произведения, рассматриваний иллюстраций; или наблюдения в природе, использования диафильмов и грамзаписей; или тщательного обследования образца в ходе подготовки к занятию, анализа датских работ, выполненных на предыдущем занятии, и введения определенных упражнений. Попытаемся подробнее раскрыть методику организации разных видов предварительной работы, осуществляемой на занятиях по рисованию и в ходе подготовки к ним. Цель наблюдения -- формирование интереса к изображаемому предмету или явлению окружающей действительности. Важно научить ребенка не просто смотреть на предмет, но и видеть его, т.е. превратить процесс непроизвольного наблюдения предметов и явлений в произвольный, целенаправленный, управляемый. Эту цель подчеркивала в своих исследованиях Н.П.Сакулина. Ею была выяснена также длительность и устойчивость наблюдений, определены условия, способствующие целенаправленному наблюдению:

- раскрытие не только  эстетической, но и познавательной  стороны наблюдаемого предмета;

- устранение в ходе  наблюдения побочных раздражителей;

- организация повторных  наблюдений, в ходе которых можно  углубить знания ребенка о предмете;

- использование художественного  слова.

Мы полагаем также, что  необходимым условием формирования творческой активности у детей в  ходе наблюдения за предметом или  явлением окружающей действительности, является эмоциональная заинтересованность самого воспитателя. Вопросы, задаваемые педагогом, должны будить мысль ребенка. Иногда воспитатель может сообщить детям интересные сведения относительно предмета, который они будут рисовать. При этом в рассказе педагога должно быть выражено и его эмоциональное отношение к данному предмету, выделено то главное, существенное, что необходимо передать в рисунке. При организации предварительной работы, как рассматривание произведений изобразительного искусства; воспитателю следует помнить, что эти произведения должны быть высокохудожественными, эмоционально насыщенными, разнообразными по использованию средств художественной выразительности, доступными для понимания детей среднего дошкольного возраста.

Связь занятий по рисованию  с музыкальными занятиями также способствует углублению творческой активности у дошкольников. Музыкальное произведение помогает формированию умений у детей использовать средства художественной выразительности. Музыкальное произведение может звучать и во время занятия по рисованию. При слушании музыки у ребенка рождаются свои образы тех или иных героев сказок, рассказов. К предварительной работе мы отнесли и некоторые приемы, используемые непосредственно на занятиях по рисованию и другим видам изобразительной деятельности. Это обследование, анализ детских работ, выполнение определенных упражнений, предварительный набросок, использование вспомогательных линий.

Обследование осуществляется в начале занятия с помощью  вопросов воспитателя. Вначале педагог  обращает внимание детей на характер образа. Затем в предмете выделяется главная, чаще самая крупная часть, затем дети определяют части предмета, их месторасположение, относительную величину, что позволяет глубже познать предмет, явление, и лучше отобразить его в рисунке. При обследовании можно использовать и обрисовывающий жест (воспитатель показывает, а вызываемые к мольберту дети повторяют). Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова считают, что обследование предметов, композиций должно вестись в той же последовательности, в какой будет передаваться изображение. Эффективным методом является проведение в начале последующего занятия краткого анализа детских работ, выполненных на предыдущем занятии. Вопросы к анализу должны быть поставлены так, чтобы они способствовали раскрытию удач и недостатков в детских работах. При этом вопросы должны соответствовать программным задачам данного занятия: композиционное построение рисунка, или передача формы предмета, или цветовое соотношение и т. д. Постановка перед детьми творческих заданий может осуществляться как накануне, так и в ходе занятия. Задания должны быть краткими и преследовать конкретную цель. Они могут быть направлены на цветовое восприятие предметов, их композиционное построение, на сравнение предметов по форме. Такие задания позволят ребенку создать рисунок, непохожий на работы других детей.

Совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивать  творческую активность детей можно  с помощью всевозможных упражнений (прорисовка предмета или его элементов  пальцем, кистью, карандашом в воздухе, сухой кистью по бумаге, выполнение узора на дополнительных маленьких листочках бумаги). При выполнении таких упражнений допустимо даже в средних группах вводить прием пассивных движений (охватив руку ребенка, рисовать вместе с ним), чтобы показать силу нажима на карандаш или амплитуду '(размах) движения.

Таким образом, предварительная  работа направлена на формирование творческой активности дошкольников, на осуществление  органичной взаимосвязи между разными  видами детской деятельности.

Интерес и уважение педагогов и родителей к детскому творчеству также способствует развитию творческой активности. К рассказам, сказкам, которые придумали дети, взрослые могут вместе с детьми нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Созданные тексты и иллюстрации можно оформлять в книжки, и затем читать и рассматривать всем вместе. Таким образом, приемы педагога - вопросы и предложения, наводящие детей на дополнение и обогащение воображения, направлены на активизацию творческой фантазии, что позволяет детям достигать более интересного и выразительного изображения.

Информация о работе Специфика детского изобразительного творчества и его формирование