Специфика детского изобразительного творчества и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель исследования заключалась в разработке системы игровых приёмов, направленной на повышение эффективности обучения детей изобразительной деятельности и увеличение её развивающего воздействия.
Предмет исследования приемы и средства изобразительной деятельности
Объект исследования процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Содержание работы

Введение
Специфика детского изобразительного творчества и его формирование.
Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности
Практическая часть
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Одним из наиболее важных условий  развития творческой активности детей  является разнообразие и вариативность  работы с детьми на занятиях. Новизна  обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность разнообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - активно искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание активно и созидательно трудиться. Одним из основных условий развития творческой активности дошкольника является широкий подход к решению проблемы. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности.

Другое важнейшее условие проявления творческой активности в художественной, деятельности -это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка в отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности. Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.

Чем больше взрослых людей работает с детьми; тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в  том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними -- одно из важнейших условий развития детской творческой активности. Поскольку творчество -- это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формирований творческих способностей необходим.. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития творческой активности является комплексное и  системное использование методов  и приемов. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, -- существенное условие творческой активности ребенка. Другое условие -- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы  действия, способности, позволяющие  ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки -- обобщенными, то есть применимыми в, разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.

Очень важно, чтобы предъявляемые "взрослым творческие задания были приняты ребенком. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка. Существенным условием является и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника. Конечно, разнообразие, основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей. Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

 

 

 1.2. Использование игровых приемов как средство творческой активности в изобразительной деятельности

В обучении детей дошкольного  возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые  поднимают у них интерес к  содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драма-тизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выпол-нением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах.

Игра в младшей группе может занимать основную часть занятия. В средней, старшей и подготовительной группах игра является обычно одной  из частей занятия и проводится с  целью закрепления знаний и создания эмоцио-нального настроения. Игры могут составлять часть занятия, могут использо-ваться в целях обучения и в повседневной жизни. Существует много различ-ных подходов в использовании игры в дошкольном возрасте. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги КД.Ушинский, Е.И.Тихеева, ЕЛ.Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.АФлериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Е.И.Радиной, З.М.Богуславской, Г.Г.Григорьевой и др. В ряде психологических исследований, проведенных под руководством А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г.В.Ендовицкая), восприятие (З.М.Богуславская), память (Л.И.Зинченко), внимание (З.М.Истомина), воображение (Г.Д.Луков), процессы мышления (, З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович), протекают наиболее успешно в игре.

А.НЛеонтьев указывает на то, что  учебная деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст»  деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше. Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до пяти лет в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

Всеми исследователями  обучающий эффект игры объясняется  ярко выраженным интересом детей  к игре. Именно поэтому игру возможно использовать «...как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (Л.И.Божович). Воспитатель должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Рассмотрим все эти условия более подробно. Какова же специфика игровых приемов обучения?

Мы согласны с мнением  психолога А.В.Запорожца, утверждающего, что игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических задач  и должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать существенными  признаками. Поэтому одним из признаков  игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача в этих приемах -- это своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых  действий. В процессе использо-вания игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. А.Н.Леонтьев писал, что в условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто». Смысл действия соответствует реальному («Зажечь огни на елке...»), а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге). В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внешний рисунок продуктивного действия (машет руками, как птица крыльями; двигает лепку -- по столу -- движется корабль и т.п.); изобразительным действием (ритмичные движения кистью -- мазки, изображающие снегопад); звукоподражанием (я -- шофер, я везу зерно на элеватор... би-би-би). Таким образом, игровые приемы -- это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Мы согласны с мнением Г.Г.Григорьевой, которая отмечает, что в каждом игровом приеме должны быть игровая задача и игровые действия. Их содержание продумывается педагогом, но обязательно с учетом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной  стороны, и особенностей изобразительной  деятельности -- с другой. Только в  этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения. Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Рассмотрим сначала, как игровые приемы дифференцируются по характеру игрового материала.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатели действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры. Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).

Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так  как учитывает присущий ребенку  интерес к предметам и действиям с ними. Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитие интересы детей. Это те интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героями. Поэтому такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета). Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решать с помощью этого приема?

Как правило, такой прием  используется непосредственно перед  началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Другой прием, который предлагает Т.Н.Доронова, - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.

Что представляет собой прием обыгрывания готового (завершенного) изображения? Как правило, этот прием применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения и определяется содержанием действий, осуществляемых с реальным предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Рисунок можно обыграть с помощью игрушек. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове. Взрослому при использовании этого приема очень важно думать, ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения действия более интересны и доступны детям. Маленькие дети с удовольствием обыграют свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Самые старшие дети могут «путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в летний) и даже на другие планеты. Специально организованное обыгрывание детских работ позволят педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. Педагогу можно использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.

Информация о работе Специфика детского изобразительного творчества и его формирование