Социаоьная политика в отношении детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:47, реферат

Описание работы

Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов
1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов
1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни
2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Эгзамен по Лезовой.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

Социаоьная  политика в отношении детей-инвалидов.

 
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов

1.1.Социальная адаптация  как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов

1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации

Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни

2.1.Семья как основной  фактор адаптации детей-инвалидов  в условиях рыночной экономики

2.2.Проблемы адаптации  при получении образования детьми-инвалидами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Число детей-инвалидов  год от года только увеличивается. Этому  способствует множество не до конца  изученных факторов. Важнейшими среди  которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной  медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов  оставались где-то на периферии общественного  сознания. Проблемы инвалидов, в том  числе и детей, оставались «за  границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в  специальных интернатах, практически  изолированно от общества. Сейчас «оживились»  и наука. И практика и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Мировые установки  по отношению к понятию «инвалид»  определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любое лицо, которое  не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности  нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В Советском Союзе  понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Это отражено в  присвоении групп инвалидности при  обязательном медицинском освидетельствовании. Практика рассмотрения инвалидности как  потери трудоспособности традиционно  сохраняется и в наше время.

Очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может – он ее просто еще не имеет. Детьми-инвалидами сейчас принято  называть имеющие «значительные  ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»1.

А «инвалидность» в  детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими  состояниями, резко ограничивающими  возможность включения ребенка  в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость  в постоянном дополнительном уходе  за ним, помощи или надзоре»2.

Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и  в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а  «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к  общению с инвалидами.

Все это отражает особенную категорию проблем  инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти  проблемы любой человек с ограниченными  возможностями так или иначе  обдумывает. Никому из этой категории  людей не удастся не решать эти  проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны  родителей, но и со стороны всего  общества в целом, и конкретных «чужих»  людей, в частности.

Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов

1.1.Социальная  адаптация как цель социальной  политики в отношении детей-инвалидов

Мировая тенденция  – утверждать и охранять институт детства. На протяжении 20- го века несколько  раз принимались важнейшие документы  о правах ребенка, послужившие социально-политическими  ориентирами для всего человечества. Необходимость в такой особой защите ребенка, в том числе и  больного, «неполноценного», была предусмотрена  в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном  пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах. В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной  Ассамблеи от 20 ноября 1989 года отмечено: «Государства-участники признают, что  неполноценный в умственном или  физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную  жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его  уверенности в себе и облегчают  его активное участие в жизни  общества»3.

Признавая особенные  нужды ребенка-инвалида, государства-участники  Конвенции разделяют мнение, что  помощь ему представляет собой обеспечение  эффективного доступа к услугам  в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа  к средствам отдыха. Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка  в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Российское государство  также признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов  приоритетности подготовки детей к  полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Это касается всех детей, независимо от их национальности, социального  положения, состояния здоровья и  т.п.

Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральных  законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ). Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной  ситуации», а «социальная адаптация  ребенка» как «процесс активного  приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и  нормам поведения, а также процесс  преодоления последствий психологической  или моральной травмы»4. Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, основная ответственность за общее отношение к детям, в том числе и инвалидам, за их образование, воспитание, социальную защиту, соцобеспечение, поддержку, реабилитацию и адаптацию и т.д. лежит на государстве. Общественные, коммерческие и религиозные силы должны лишь способствовать полноценной адаптации ребенка-инвалида.

Реабилитация и  адаптация ребенка с органическими  или психическими нарушениями состояния  здоровья, мешающими возможности  полноценно участвовать в социальной и повседневной бытовой жизни, невозможна без утверждения значимости личностно-адаптационного потенциала. В жизни ребенка-инвалида действуют факторы социального порядка находящиеся в прямой связи со способностью личности жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком. Имеются в виду такие факторы, как учеба, жизнь в семье, общение с людьми, жилищные условия, стереотипы отношения к детям-инвалидам со стороны здоровых детей, состояние здоровья, система здравоохранения и социальной защиты в стране, возможности в ней реализовать свои права и т.д. «В анализе процесса социально-психологической адаптации необходимо учитывать два фактора: личностный и социальный. Какой бы ни был личностный адаптационный потенциал, но если общество негативно воспринимает эту категорию людей, относясь к ним, как к социальным иждивенцам, а государство «откупается» пенсиями и льготами, не видя в них граждан страны, социальных субъектов участвующих в ее жизни, то успешная адаптация вряд ли состоится»5. Социальная политика в отношении инвалидов в настоящий момент должна стать политикой с «человеческим лицом». Медленно, но верно преодолевается тенденция закрываться от проблемы существования людей с нарушениями развития, встала проблема их интеграции в общество.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирует общественные установки  отношения к инвалидам. Социальная работа с детьми-инвалидами строится на основе положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181. Именно в этом законе определяется понятие  «ребенок-инвалид» как лицо с ограничениями  жизнедеятельности, возможностей до 18 лет. Этот закон рассматривает адаптацию  детей-инвалидов как цель реабилитации. «Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более  полную компенсацию ограничений  жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством  функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими  материальной независимости и их интеграции в общество»6. Статья 18 этого закона посвящена исключительно воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно этому закону, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения»7. Кроме образовательного права, детям-инвалидам предоставляются другие равные с их здоровыми сверстниками права. Такова буква закона. Он, как отмечено выше, отчасти создает основы правильного, милосердного отношения к детям-инвалидам. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему. «Ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема была решена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида, как это делается в большинстве цивилизованных стран. И, наконец, это, пожалуй, самое важное - создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями»8.

Большинство детей-инвалидов  когда-нибудь станут взрослыми людьми. В условиях современной рыночной экономики этот закон обеспечивает социальные гарантии детям-инвалидам. Статьи этого закона касаются социального  и материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, продолжительности рабочего дня  инвалидов, создания общественных объединений  инвалидами, ответственности и льгот  работодателям для инвалидов. Этот закон, с одной стороны стимулирует  инвалидов к производительному  труду и общественной активности, а с другой - дает социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей и тем, кто не может работать, защищает о произвола, предусматривает улучшение общественной обстановки в отношении инвалида.

В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим  институтом социализации ребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая  любому ребенку среда, в которой  он может овладеть человеческими  формами поведения, развить душевные качества, интеллектуальные способности. Основное направление государственной  политики в отношении детей-инвалидов  – это адаптация ребенка к  социуму через семью. Никто лучше  родителей не сможет удовлетворить  потребности ребенка.

Т.А.Добровольская  и Н.Б.Шабалинаприводят данные о среднедушевом доходе семей, в том числе и с детьми-инвалидами. (таблица 1).

Таблица 1. Распределение  среднедушевого дохода в различных  типах семей

 

Тип семьи (распределение  в %)

   

Среднедушевой доход

С ребенком - инвалидом

Со взрослым инвалидом  до 60 лет

Со взрослым инвалидом  и ребенком-инвалидом

С пенсионером по возрасту

С пенсионером по возрасту и ребенком-инвалидом

С пенсионером по возрасту и взрослым инвалидом

С инвалидом старше 60 лет

Всего

0,5 продовольственного минимума

4,5

7,1

8,6

1,7

12,0

21,0

4,8

16,2

0,5—1,0

42,2

45.4

38,0

54,7

48,0

45,9

33,0

44,1

1,0—1,5-

27,3

16,8

23,8

22,9

36,0

21,0

35,7

25,2

1,5—2,0

10,4

6,7

4,8

7,9

2,7

8,3

13,6

9,0

Более 2,0

5,6

3,9

4,8

2,8

1,3

3,8

12,9

5,5


Как следует из таблицы, имеют от половины до полутора среднедушевого дохода. В семьях, где кроме ребенка-инвалида есть другие инвалиды или престарелые, живут и того хуже. Материальное положение семей с инвалидами очень тяжелое. Поэтому этот федеральный  закон предусматривает многочисленную помощь, льготы и льготное обслуживание семей, в которых есть инвалиды и  дети-инвалиды. Очевидно, что воспитание ребенка в семье и его материальное содержание будут более полноценными и менее дорогостоящими, чем, если бы ребенок был целиком на попечении  государства.

1.2.Ребенок-инвалид  как субъект социальной адаптации

Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться  в социальную жизнь, преодолеть трудную  жизненную ситуация, то удобнее всего  помогать ему, выстраивая социальную работу в русле психологоориентированных моделей социальной работы. Психологоориентированные модели отражают подход к человеку, какой бы он ни был, в каком бы состоянии ни было его здоровье, как к субъекту своей жизни, как  к лицу, которое может само выбирать и строить свою жизнь. Конечно, у  этой модели социальной работы есть существенные ограничения, так как инвалидами часто признаются недееспособные лица, не могущие отвечать за свои поступки. В процессе адаптации, ребенок только тогда сможет достичь успехов, когда  он сможет принять посильную часть  ответственности за свою жизнь на себя. Учиться принимать ответственность  – это один из важнейших результатов  социализации ребенка-инвалида. Психологоориентированная модель определяется принципами гуманистической  психологии10.

Информация о работе Социаоьная политика в отношении детей-инвалидов