Социаоьная политика в отношении детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:47, реферат

Описание работы

Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов
1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов
1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни
2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Эгзамен по Лезовой.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

Гуманное отношение  предполагает уважение права ребенка  на свободный выбор, ошибку, собственную  точку зрения. Принцип гуманизма  в социальной педагогике полагает признание  ценности ребенка как личности, его  прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для  развития ребенка, его творческого  потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном  самоопределении, интеграции его в  общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Принцип гуманизма  требует соблюдения следующих правил11:

  • достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
  • признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;
  • помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;
  • понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества;
  • стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под готовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослы ми и детьми.

«Существенная черта  этой модели социальной работы - недирективный  подход к решению проблем клиента»12. Большая практика психологов-гуманистов доказала, что человек лучше растет и развивается, если к нему доброжелательное внимательное отношение. Это приводит не только к душевному равновесию, но и к существенным положительным сдвигам в психике человека. Гуманистическое отношение к ребенку-инвалиду противостоит развитию социального иждивенчества и деструктивных жизненных установок, воспитывает у него уверенность в себе и способность противостоять ударам судьбы.

Главные направления  – это развитие у детей

  • собственной активности в отношении своих жизненных проблем;
  • развитие оптимизма, как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни.

Результаты опроса, выполненного Н.И.Скок,13 показали, что в самом тяжелом социально-экономическом положении находится инвалиды с детства: у них самый низкий уровень образования и среднедушевого дохода; среди них самый высокий процент лиц, не имеющих профессии, семьи, собственного жилья; большая часть из них проживает в сельской местности, где слабо развита социальная инфраструктура; подавляющее большинство не имеет постоянной и даже временной работы. Полученные ею данные наглядно демонстрируют неадекватную первичную социализацию инвалидов с детства, приведшую в конечном итоге к формированию дефектного биосоциального потенциала. Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни взрослого инвалида. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Все это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью». Отношение к себе как к объекту, оценка своих жизненных сил как минимальных, порождает неспособность и нежелание трудиться, быть занятым, а, следовательно, включенным в социальную жизнь.

Как отмечают исследователи, оптимизм и пессимизм - не просто умонастроение  личности, но представляют собой совершенно разнонаправленную практическую ориентацию личности в мире. «Экспериментально  доказано, что оптимисты, фокусирующие свое внимание на положительной стороне  жизни, видят желаемые цели как достижимые и продолжают прилагать усилия ради их реализации, порой вопреки общим  тенденциям функционирования окружающей среды. Пессимисты, акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают  свои желаемые цели недостижимыми и  отказываются заранее предпринимать  какие-либо усилия»14. Социально-психологическое самочувствие ребенка-инвалида определяет динамику, темпы успешной реабилитации и адаптации.

Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной  трудовой жизни

2.1.Семья  как основной фактор адаптации  детей-инвалидов в условиях рыночной  экономики

И.П. Подласый выделяет Следующие воспитательные функции  семьи15:

  • влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий.. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
  • в семье формируются те качества, которые нигде, как в семье сформированы быть не могут;
  • семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Дети являются «зеркальным» отражением своих родителей. И, если семьи со здоровыми детьми социально  и экономически активны, т.е. родители имеют возможность работать, то в  семье с ребенком-инвалидом все  по-иному.

Основное бремя  заботы о детях-инвалидах ложится  на семьи, поэтому для успешной адаптации  им необходима поддержка общества и  государства. Масштабное вовлечение членов семей в процессы ухода за детьми-инвалидами связано с несформированностью  социальной инфраструктуры обслуживания людей с ограниченными возможностями  здоровья, неналаженностью практики социального патронажа и педагогического  сопровождения, несовершенством системы  специального образования для инвалидов. Лечение, уход, обучение и реабилитация детей происходят при непосредственном участии родственников и предполагают большие затраты времени. «Данные  исследования показывают, что в каждой второй семье неоплачиваемый труд матерей  по уходу за детьми-инвалидами эквивалентен по времени средней продолжительности  рабочего дня (от 5-ти до 10 часов). Особую роль в вынужденном высвобождении  матерей детей-инвалидов из сферы  оплачиваемой занятости играет отсутствие механизмов исполнения законодательных  норм, регулирующих права работников с детьми-инвалидами»16. В такой ситуации речь идет уже не только об адаптации ребенка-инвалида, а об адаптации целой семьи, в которой он живет.

Реабилитация и  адаптация должна осуществляться с  учетом таких факторов, как демографический  состав семей, возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов. Адаптационные  возможности семьи с детьми-инвалидами зависят от трех групп факторов17. Первая группа – социально-демографические факторы, оказывающие влияние на адаптацию семей. В этой группе факторов учитывается неполнота семьи, наличие в семье других инвалидов. Вторая группа – адаптационный потенциал родителей, который включает возрастные и образовательные характеристики. Третья группа – возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов.

Реабилитационный  потенциал характеризует степень  способности инвалида к взаимодействию с социальной средой, а также комплекс его биологических и психологических  характеристик. При установлении реабилитационного  потенциала учитываются также социально-средовые факторы, позволяющие в той или  иной степени реализовать потенциальные  возможности ребенка. Реабилитационный потенциал разделяется на три уровня: высокий, удовлетворительный и низкий. Медицинская оценка уровня реабилитационного потенциала основывается на показателях ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов и степени их выраженности. Трактовка показателя реабилитационного потенциала и его использование могут быть более широкими, если учитывать его роль в процессах социально-экономической адаптации семей. В ходе исследования, проведенного Е.В.Кулагиной, установлено, что 69,2% детей имеют удовлетворительный реабилитационный потенциал, чуть менее трети (27,9%) – низкий и только 3% детей – высокий. Возраст и реабилитационный потенциал ребенка-инвалида определяют потребность в продолжительном уходе и в помощи при обучении.

При учете затрат времени по уходу за ребенком-инвалидом, обнаружилось, что матери тратят на это до 10 часов в день, отцы до 4 часов. Следует особо отметить, что в семье, где есть ребенок-инвалид  в процесс ухода, реабилитации и  адаптации втянуты все члены  семьи. Ограниченность возможностей ребенка  – это беда всей семьи. В воспитании ребенка принимают участие бабушки  и дедушки, братья и сестры, а также  все родственники, проживающие вместе с семьей.

Детям-инвалидам, обучающимся  в общеобразовательных школах, сложнее, чем их ровесникам усвоить программу  обучения в силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывов по болезни. Как показывают данные исследования, они часто пропускают занятия  и ходят в школу нерегулярно. На массовые школы приходится 55% детей, требующих посторонней помощи и  ухода по медицинским показаниям, тем более, это касается детей, обучающихся  «надомно». Основная нагрузка по уходу  за детьми-инвалидами школьного возраста ложится на плечи родителей, а  не специальных учреждений.

Социально-бытовой  патронаж не имеет широкого развития. Во-первых, бесплатные услуги предоставляются  только бедным семьям, имеющим среднедушевой  доход ниже прожиточного минимума. Во-вторых, только тем инвалидам, чьи  родственники не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам. Практика социального обслуживания исключает детей-инвалидов, нуждающихся  в помощи по уходу и имеющих  работоспособных родителей.

Можно выделить три  основных типа социально-экономической  адаптации родителей на рынке  труда после появления в семьях проблем, связанных с инвалидностью  детей.

Первый тип включает экономически активных родителей, которым  удалось сохранить рабочее место  после того, как ребенок стал (или  родился) инвалидом. По данным Е.В.Кулагиной, таковых всего треть матерей (34%) и почти две трети отцов (67,9%).

Второй тип включает экономически активных родителей, поменявших место работы, чтобы решать проблемы ухода за детьми-инвалидами. Эту  стратегию реализовали 14% матерей  и 21,5% отцов. Смена занятости как  стратегия социально-экономической  адаптации имеет разные цели для  матерей и отцов. Для матерей  она предполагает переход на свободный  режим работы, даже если это малоквалифицированный  и низкооплачиваемый труд. Согласно данным интервью, женщины, независимо от уровня образования, вынуждены работать уборщицами и дворниками. Для мужчин изменение занятости мотивируется получением более высокой заработной платы, однако, также не исключается  малоквалифицированный труд с потерей  профессионального статуса.

Третий тип включает экономически неактивных родителей. В  данном случае родители (41% матерей  и 2,9% отцов) прервали занятость для  ухода за детьми-инвалидами.

Социально-экономическая  адаптация женщин – матерей детей-инвалидов  находится на низком уровне. Это  свидетельствует о необходимости  проведения специальной политики занятости  в отношении родителей детей-инвалидов, обеспечения равных возможностей по отношению к работникам с семейными  обязанностями в целом. Обычно, матери прерывают занятость, потому, что  не смогли использовать льготы по облегчению занятости, установленные Трудовым Кодексом РФ. Права, закрепленные за трудящимися  родителями детей-инвалидов, используют лишь около 15% работников. Ограничения  по предоставлению работнику трудовых льгот (неполный рабочий день с сохранением  рабочего места, гибкий режим работы, частое использование больничного  листа по уходу или отпуска  без сохранения заработной платы) неизменно  возникают, если эти меры осложняют  производственный процесс и ведут  к потере прибыли предприятия.

Нет механизма, обеспечивающего  занятость для работников с детьми-инвалидами; отсутствуют специальные программы, предусматривающие переквалификацию родителей детей-инвалидов, позволяющие  использовать надомный труд, оказывать  помощь в получении оплачиваемой занятости на условиях совмещения ее с уходом за ребенком; отсутствуют  меры, облегчающие матерям возвращение  на рынок труда в случае появления  такой возможности.

Льготы, которыми пользуется семья с ребенком-инвалидом реально, следующие: по оплате лекарств, по проезду  в общественном транспорте, по оплате коммунальных услуг, по проезду в  железнодорожном транспорте до места  лечения.

Семьи, воспитывающие  детей-инвалидов в домашних условиях, «получают социальную пенсию, размер которой не достигает прожиточного минимума на ребенка: в начале 2004 г. эта величина не превышала 57%. У детей-инвалидов  не определяется группа инвалидности, поэтому величина социальной пенсии не дифференцируется в зависимости  от тяжести имеющихся у них  ограничений жизнедеятельности»18. Неработающие родители, осуществляющие уход, получают компенсационную выплату, размер которой не зависит от тяжести заболевания детей и составляет 60% от минимальной заработной платы.

В наиболее тяжелом  положении находятся неполные семьи. «На момент обследования в полных семьях среднедушевой доход составлял 79% от величины прожиточного минимума; в неполных семьях, образованных в  результате развода родителей – 61,6%, в неполных семьях матерей-одиночек – 46%. Согласно субъективной оценке, 41% родителей из полных, 76% родителей  в разводе и 66,7% матерей-одиночек не имеют достаточных средств  на покупку продуктов питания. По данным исследования, 44% семей оплачивают лечение детей, при этом почти  половина из них отказывают себе в  питании, а остальные либо балансируют  на грани бедности, либо имеют трудности  по другим статьям семейных расходов. Только 1,2% семей могут позволить  себе платное лечение ребенка  и одновременно удовлетворение основных семейных потребностей»19.

Сложившаяся ситуация требует введения специальных мер  социальной защиты семей с детьми-инвалидами. В качестве подходов к их разработке могли бы стать предложения, предусматривающие  сохранение экономической активности родителей, обеспечивающие их успешную социально-экономическую адаптацию. Механизм поддержки занятости может  включать:

  • разработку законодательных актов, предусматривающих экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателей в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
  • введение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о правах работающих родителей детей-инвалидов и системы санкций за его нарушение;
  • разработку программ переквалификации и переобучения работников, имеющих детей-инвалидов;
  • создание рабочих мест для родителей, нуждающихся в надомном труде, через механизм квотирования;
  • разработка целевых программ занятости для работников, имеющих детей-инвалидов;
  • повышение эффективности деятельности службы занятости в отношении родителей детей-инвалидов, использование новых компьютерных технологий для надомных видов занятости.

Информация о работе Социаоьная политика в отношении детей-инвалидов