Внешняя политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 22:23, реферат

Описание работы

Внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями. Однако страны не являются единственными действующими лицами во внешней политике, которая включает в себя отношения с такими международными действующими лицами, как международные организации, многонациональные корпорации, объединения, региональные организации и др.

Содержание работы

Введение
1. Внешняя политика и национальные интересы
2. Системы международных организаций
3. Особенности внешней политики Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

Контрольная политология переделка.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  Республики Беларусь

 

Белорусский Государственный Аграрно-Технический Университет

 

Факультет «Предпринимательства и управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по предмету: «Политология»

 

на тему: «Внешняя политика и международные отношения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  

студент

группы 12 ЗЭИ                                                                      В.Н. Волковец

 

 

Руководитель:       

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Внешняя политика и национальные интересы
  2. Системы международных организаций
  3. Особенности внешней политики Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешняя политика - это  цель или серия целей, которые  страна надеется достичь в отношении  с другими странами и международными организациями. Однако страны не являются единственными действующими лицами во внешней политике, которая включает в себя отношения с такими международными действующими лицами, как международные организации, многонациональные корпорации, объединения, региональные организации и др.

Учитывая важность приведенных  понятий с точки зрения развития государства можно сделать вывод об актуальности рассматриваемой темы контрольной работы. Ведь именно грамотная внешняя политика страны способствует укреплению ее значимости на международной арене и как следствие, стабильности ситуации на внутреннем и внешних рынках, способности самостоятельно принимать те или иные решения в различных областях государственной деятельности.

Например, сегодняшняя  ситуация на международных финансовых рынках достаточно четко показывает насколько важно участие государства в таких международных организациях, как Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития. Ведь, когда наблюдается нехватка валютных ресурсов и возможности внутри страны ограничены, несмотря на имеющиеся резервы, именно финансовые вливания МВФ позволяют сегодня стабилизировать экономическую ситуацию в Республике Беларусь.

Именно поэтому внешняя политика Республики Беларусь при проведении своей внешней политики основывается на следующих принципах:

  • соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
  • соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;
  • повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;
  • развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;
  • добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;
  • отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.
  1. Внешняя политика и национальные интересы

 

Главным средством реализации отношений государств в мировом  сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. С этой точки зрения главная её задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные международные условия для достижения целей и интересов государства.

Внешняя политика включает в себя инструменты или способы  достижения международных целей. Международные цели, которые страна пытается достичь, варьируются от очень специфичных (например, решение спора о границах) до общих (увеличение влияния страны).

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей. Геополитическое положение государства исторически доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений с его противниками.

У стран есть множество  инструментов, с помощью которых они могут попытаться достичь своих целей внешней политики. Это милитаристический инструмент, проникновение и вмешательство, а так же дипломатия. Степень, в которой страна может использовать любой из этих инструментов, будет изменяться в соответствии с мощью страны, которая определяется, как ее возможность заставлять другие страны действовать желаемым образом. Страна может быть сильной в одном и слабой в другом. Например, Япония обладает огромной экономической мощью и гораздо меньшей военной. Применение силы также зависит от ситуации. Милитаристический инструмент основывается на полной и безоговорочной угрозе использовать силу и действительном использовании силы. Владение военной мощью - также инструмент, поскольку оно повышает репутацию страны и увеличивает ее влияние. Однако в настоящее время военная сила становится все менее важным и приемлемым инструментом, хотя некоторые все еще одобряют применение ограниченной силы в безоговорочно определенных сферах влияния. Проникновение и вмешательство включают в себя попытку управления политической ситуацией и процессами других стран. Этот инструмент достигается посредствам таких методов, как пропаганда, военная поддержка диссидентов, отстранение политических лидеров, саботаж и терроризм.

Формой традиционного  осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

Наличие устойчивых каналов  связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешнеполитической деятельности: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера; способствование развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других; (по тем или иным направлениям) подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки и т.д.

В последнее время  противоречия глобального развития заставили цивилизованных участников международной жизни уделять все больше внимания вопросам предотвращения ракетно-ядерной войны; организации превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации; предотвращению техногенных катастроф и сотрудничеству в целях скорейшей ликвидации их последствий; борьбе с голодом, болезнями, совместным мероприятиям по охране окружающей среды и ликвидации источников и последствий её загрязнения.

В государственных структурах подавляющего большинства современных государств существуют специализированные органы по осуществлению внешней политики и контролю за этой деятельностью; министерства иностранных дел (или внешних сношений) и, соответственно, парламентские комитеты по вопросам внешней политики; посольства и представительства, в составе которых нередко работают специалисты по военным вопросам, организаторы системы доверенных лиц и агентов (резиденты разведки и контрразведки), специалисты по вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества; научные и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и представительств по относительно самостоятельным программам официальные и полуофициальные миссии (например, «Корпус мира» в США) и др. Внешняя политика преломляет и отражает в постановке своих целей, в выборе средств и методов внутриполитическую ситуацию в государстве; опирается на ресурсы, имеющиеся у него, на его кадровый потенциал.

Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого  государственными органами. В подавляющем  большинстве стран, в том числе и в Республике Беларусь, - это министерства иностранных дел, в США - государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции - Министерство внешних сношений, в Аргентине - министерство внешних сношений и культа и так далее. Будучи важным звеном в механизме государственного управления, это ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.

Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества, хотя первые постоянные миссии стали учреждаться с конца XV в.

В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом международных отношений является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности.

Поэтому дипломатические  отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать укреплению связей между государствами, разрешению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях. Сам факт их установления служит свидетельством международно-правового признания вовлеченными государствами друг друга.

Для реализации дипломатических  отношений создаются специальные  внешнеполитические представительства, такие как посольство, миссия, консульство, торговые и иные. Их правовое положение регулируется специальными документами, принятыми на основе международного права.

Это, прежде всего, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., разного рода двусторонние договоры и внутреннее законодательство страны пребывания. Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения  переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества. Задача дипломатии состоит в регулировании экономических, политических и иных отношений между государствами. Дипломаты разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и т.д.

Государства не могут  сколько-нибудь стабильно и эффективно взаимодействовать друг с другом без общепризнанных и фиксированных норм и правил игры. Поэтому эти отношения регулируются разного рода двух- и многосторонними договорами и соглашениями, уставами, хартиями, основанными на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств.

В наиболее очевидной  форме сотрудничество между государствами  проявляется в двух- и многосторонних договорах и союзах. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от прямых соглашений по культурному обмену между двумя дружественными странами, до сложных договоров об ограничении стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами.

Информация о работе Внешняя политика и международные отношения