Внешняя политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 22:23, реферат

Описание работы

Внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями. Однако страны не являются единственными действующими лицами во внешней политике, которая включает в себя отношения с такими международными действующими лицами, как международные организации, многонациональные корпорации, объединения, региональные организации и др.

Содержание работы

Введение
1. Внешняя политика и национальные интересы
2. Системы международных организаций
3. Особенности внешней политики Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

Контрольная политология переделка.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

В современном мире большинство  важных договоров – это, как правило, торгово-экономические соглашения и взаимные соглашения о безопасности между различными странами. Наиболее типичным примером многостороннего международного соглашения является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое содержит комплекс, или свод, правовых норм, регулирующих торговые соглашения между странами-участниками. Это соглашение подписано в Женеве представителями 23 стран и вступившее в силу 1 января 1948 г., представляет одновременно международную организацию для проведения консультаций и переговоров по торговым вопросам.

После второй мировой  войны важное место в международной  политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые стали составной часть международного права. Они призваны обеспечить международно-правовую базу для гарантии прав и свобод личности независимо от национальности, социального происхождения, религиозной веры и т.д. Примером таких актов служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам обращаться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека в случае нарушения их прав и свобод.

Каждое суверенное государство  как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса.

Когда страны преследуют собственные цели, говорят, что они следуют «национальным интересам».

Ключевой элемент национальных интересов - национальная безопасность.

Другим элементом является обеспечение экономического процветания страны, зависящего от обеспечения ресурсами, баланса занятости населения, курсов обмена валют и других факторов международной политической экономики.

Третьим элементом национальных интересов является обеспечение благоприятной политической обстановки. Как минимум это включает возможность жителей страны выбирать свою собственную форму правительства, а так же может включать влияние на систему ценностей и процессы в других странах.

Четвертым элементом национальных интересов является обеспечение национального единства. Это означает устранение давления иностранной политики или сепаратистского движения, которое может привести к раздроблению страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Системы международных организаций

 

Международная организация  – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации. Каждая из них имеет свои особенности, признаки.

Отличительные признаки межправительственных организаций:

  1. Создание на основе международного права.
  2. Создание на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.).
  3. Наличие организационной структуры (штаб-квартиры, члены в лице суверенных государств и вспомогательные органы)
  4. Наличие прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в учредительном акте международной организации (международная организация не может превысить свои полномочия)
  5. Наличие самостоятельных международных прав и обязанностей (любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами – членами)
  6. Международная организация выступает посредником между государствами – членами (цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. ООН координирует деятельность государств почти во всех областях)

Совет Европы – межправительственная политическая организация, созданная  в 1949 году и объединяющая в настоящее время 47 европейских государств.

Основными целями Совета Европы являются:

  • защита прав человека, укрепление парламентской демократии и обеспечение верховенства закона;
  • достижение общеевропейских договоренностей, способствующих гармонизации социальной и юридической практики государств-членов;
  • содействие осознанию народами европейской самобытности и единства, основывающихся на общности духовных ценностей и подразумевающих сохранение и поощрение многообразия культур.

 

Руководящие органы Совета Европы: Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей. Штаб-квартира Организации расположена в г. Страсбурге (Франция).

ОБСЕ (англ. OSCE, Organisation for Security and Cooperation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

Целями ОБСЕ являются:

  • содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;
  • поддержка разрядки международной напряжённости;
  • признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами - членами;
  • признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире;
  • вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом ОБСЕ является совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии.

Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами являются:

  • операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
  • межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
  • инвестиционная деятельность;
  • благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

В качестве примеров международных  финансовых организаций можно назвать: Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация. Для осуществления своих функций МФО используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Эффективность деятельности МФО в значительной степени зависит  от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность МФО зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.

Международный валютный фонд  (МВФ) -  это межгосударственный  институт, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий  принципы  функционирования мировой валютной системы,  осуществляющий  межгосударственное  регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. МВФ - специальное агентство Организации Объединенных Наций, предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон – Вудсе (США) в 1944г. В соответствии со статьёй 1 Соглашения 1944г. МВФ имеет следующие цели:

  • содействовать международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультации согласованных действий по международным валютным вопросам.
  • способствовать сбалансированному росту международной торговли и тем самым содействовать высоким уровнем занятости и реального дохода и развитию производственных возможностей.
  • способствовать стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют.
  • содействовать созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  • временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам - членам принадлежащих гарантиях, с тем, чтобы они могли исправить нарушение равновесия их платёжных балансов, не прибегая к мерам, и наносящим ущерб процветанию на национальном и международном уровнях.
  • сократить продолжительность и масштабы дефицита платёжных балансов.

В настоящее время членами МВФ является 184  страны  против  155  участников  в начале 1991 г. Увеличение  членства  произошло  за  счет  новых  государств, возникших на месте Советского  Союза,  Югославии  и  Чехословакии,  а  также некоторых малых стран  (Албания, Сан-Марино,  Эритрея,  Бруней,  Микронезия, Самоа,  Маршалловы  острова).  Из  крупных   западных   государств   к   МВФ присоединилась Швейцария. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Руководящими и постоянными вспомогательными органами МВФ являются: Совет управляющих (Board of Governors). Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC), который состоит из 24 управляющих МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF - World Bonk Development Committee). Исполнительный Совет (Executive Board), т.е. директорат, который несет ответственность за ведение дел МВФ. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда.

Но как уже было сказано, в современном мире существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации (МНПО), которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта.

МНПО играют активную роль во всех аспектах современных  международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

Однако, несмотря на некое  различие между международными межправительственными и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО.

Для решения политических, экономических, военных и иных проблем в настоящее время созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Международные конференции не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией. Любая конференция имеет строго определённые цели и задачи. Чаще всего они созываются для разработки и принятия международных договоров, заключения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений.

Например, в результате Венской встречи 1986г. представителей государств - участников ОБСЕ был одобрен Итоговый документ, в котором были определены основные направления сотрудничества в области экономики, науки и техники, и окружающей среды.

3. Особенности внешней  политики Республики Беларусь

 

Республика Беларусь осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.

Стратегическими   целями  внешней   политики   Республики Беларусь являются: 

  • защита    государственного   суверенитета   и   территориальной целостности Республики Беларусь;
  • защита  прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Информация о работе Внешняя политика и международные отношения