Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить значимость социально-культурного
творчества как средства социализации личности и раскрыть особенности его функционирования в различных областях жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-5
I.Исторически-теоретический анализ понятий досуга, творчества и социализации молодежи.
Понятия досуга, творчества молодежи……………………………6-15
Влияние социокультурной среды на формирование личности подростка……………………………………………………………16-19
II Социально - педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи.
2.1 Особенности социализации и воспитания молодежи как социальной общности…………………………………………………………………20-26
2.2 Досуг в системе социализации личности……………………….27-30
Заключение……………………………………………………………….31-33
Список литературы………………………………………………………34-35

Файлы: 1 файл

Настоящая курсовая по СКД.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, процесс социализации  выступает как  единство  изменений всех трех сфер. «Они взятые в  целом,  создают  для  индивида  расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает  и  общается,  тем  самым осваивая  не  только  ближайшую  микросреду  но  и всю систему социальных отношений.  Осваивая  это,  человек вносит  в нее свой  опыт, творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой  формы освоения  действительности.  Это  и  является  важным  положением,   которое означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего  на каждом этапе социализации между двумя сторонами  этого  процесса:  усвоением социального  опыта  и  воспроизведением  его.  Как  раз   этот   процесс   и реализуется  в  институтах  социализации,   которыми   являются   культурно-досуговые учреждения.

 Предпочтения  молодежи по проведению досуга

Место досуга Виды  досуга Доля  опрошенных
дома Чтение  книг, журналов 54,0
  Просмотр  телепередач, видеофильмов; прослушивание  радиопередач, аудиокассет         77,6        
  Народные  промыслы (вязание, шитье, плетение,  вышивание   10,5        
  Художественные  промыслы (рисование, лепка, фитодизайн роспись по различным материалам и др           11,1        
  |Сочинение (стихи, проза) 9,7         
  Компьютер (игры)       39,7        
  Компьютер (программирование, отладка)            19,4        
  Спорт, здоровый образ жизни                      44,2        
  Уход за домашними  животными                      28,2        
 
 
 
Общение с друзьями                              
73,6        
  Другое 2,8         
  Затруднились  ответить                            1,2         
Вне дома Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой  песни, экологи, любители бега, футбола 9,1         
  Спортивные  секции                                27,4        
  Посещение катка, бассейна, спортплощадок  33,1        
  Курсы иностранных  языков                         19,6        
  Секции и  кружки технического творчества          1,2         
  Секции и  кружки народных промыслов               0,8         
  Обучение музыки, танцам, рисованию 14,7        
  Факультативы  при учебных заведениях              6,5         
  Посещение библиотеки, читальных залов            14,5        
  Посещение кинотеатров                            30,0        
  Посещение театров                                25,3        
  Дискотеки  57,3        
  Посещение кафе-баров                             40,9        
  Дача, приусадебное хозяйство                     24,2        
  Массовые праздники, гулянья                      37,1        
  Профессиональная  ассоциация 3,6         
  Политические  объединения                         2,4         
  Общение со сверстниками в клубах свободного    посещения                                        46,4        
  Другое  2,6         
  Затруднились  ответить                            2

2.2 Досуг в системе социализации личности.

     Для того чтобы досуг выполнял свою роль  в  системе  социализации,  он должен  быть  двухаспектным:  удовлетворять  эмоциональные   потребности   и способствовать интеллектуальному поиску молодежи.

      Господство в досуге эмоций  и  подчинения  радостям,  развлечениям  как интеллекта,  так  и  волей  продиктовано  основным  назначением  «досуговых» занятий   дать   человеку    физиологически,    психологически    отдохнуть, разрядиться, отключиться от  работы  и  бытовых  проблем.  Активно  отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел  на  необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания  на развлечение  с  пассивного  отдыха  на  активный.  И,  наоборот,  необходимо опираться   на   типичные   для   культурно-досуговые   учреждения    «схемы переключений»  и  способы  эмоциональной  и  другой  разрядки,   это   имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

     Создавая  различные досуговые программы  для  молодых  людей,   чередуя занятия в  свободное  время,  надо  соблюдать  временные,  энергетические  и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений  с  одного  занятия на другое.  Нарушение  меры  в  любом  виде  деятельности  (концерты,  игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит  и неугодную для отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем  ярче тем лучше, здесь  тоже  есть  свои  границы,  когда  мероприятие  становится утомительным и даже начинает раздражать. У  современных  культурно-досуговых  учреждениях   есть   еще   важная специфическая  сторона  в  использовании  эмоциональной  сферы  человека   – создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями  людей. Чтобы  общая   эмоциональная   реакция   на   свет,   звучание,   оформление гармонировала  с  глубокими   нравственными   и   эстетическими   чувствами, поднимала их.

      Не должно в  учреждении  культуры  быть  таких  фактов,  когда  уют  и эстетическая выразительность оформления помещения находится  в  противоречии с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их  форм.  На  фоне  плохо организованных мероприятий даже хорошее оформление лишь усугубляет  ощущение бессодержательности. А отрицательные  моменты  оформления  только  усиливают недостатки  содержания.  Таким  образом,  нужно  стремится  к   формированию целостной  культурно-досуговой  среды,  которая   влияет   на   характер   и содержание досуговых программ  и  вызывает  у  людей  потребность  активного участия в них.

     В педагогическом плане,  деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы  предоставить  каждому  индивиду  как  можно более разнообразную сумму занятий, сколько  в  том,  чтобы  через  то  дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более  многообразно  и глубоко   развивать   различные    стороны    его    личности:    интеллект, нравственность, эстетические  чувства,  вся  работа  современных  культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе  на  такой системе мероприятий,  которая  бы  удовлетворяла  не  только  потребности  в отдыхе, или в  новой  информации  но  и развила бы  способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления  и  развития  личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое  учреждение является институтом социализации.

     Своеобразной  формой социализации человека является его деятельность по интересам в досуговой сфере.  В  социалистическом  аспекте  деятельность  по интересам (хобби) представляет собой постоянную  добровольную,  эмоционально насыщенную деятельность, целью  которой  является  развитие  и  саморазвитие личности молодого человека. Социальное назначение хобби состоит в  том,  что здесь  человек  иногда  достигает   более   высокого   мастерства,   чем   в профессиональной деятельности. Деятельность по  интересам,  достигая  уровня социально  значимых  инициатив,  вносит  свой   вклад   в   создание   новых социокультурных ценностей.

      В настоящее время в сфере   молодежного досуга сложились   два  основных вида этой деятельности – общественно организованное любительство  (клубы  по интересам,  любительские  объединения,  инициативные   клубы   и   так далее)   и организационно не оформленные досуговые общности,  индивидуальные  досуговые увлечения.

     Процесс  социализации  и  культурного  развития  личности   участников любительских объединений, клубов по  интересам  в  отличие  от  традиционных коллективов художественной  самодеятельности  осуществляется  не  в  жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально  складывающихся досуговых ситуаций.  Любительские  объединения  обладают  более  высокой  по сравнению   с   традиционными   досуговыми   самодеятельными    коллективами (хоровыми, театральными, хореографическими и др.)  степенью  самоорганизации и самоуправляемости.

     Добровольный  выбор  видов   деятельности,   эмоционально   насыщенные отношения, подвижные  границы  между  культурно-познавательными,  культурно-творческими и рекреационными элементами  значительно  ускоряют  и  облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам  досуговой  деятельности.  В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения  жизненной  позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей.  В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать  общий интерес к какому-либо виду групповой  свободной  деятельности;  общественную направленность деятельности, объединения;  слияние  интересов  личностных  и микрсоциума;   общность   мотивов   совместной   деятельности    участников, определяемой социально значимыми целями.

     Определение  показателей  и  классификация  любительской  деятельности имеют немаловажное значение для  совершенствования  структуры  и  содержания досуга.  Являясь   наиболее   совершенным   видом   досугового   коллектива, любительские объединения полнее отражают  самодеятельную  природу  досуговой деятельности  как  возможность  широкого   приобщения    молодых   людей   к разнообразным формам досуга.

    Социальная значимость культурно-досуговой деятельности  заключается  в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодого  человека и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения. Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила  в  качественно  новый этап  развития.  Возникает  новая  ситуация  во  взаимодействии  культуры  и социальной сферы. Культура  выступает  как  динамическая  сила,  формирующая жизнь общества,  оказывающая  громадное  решающее  воздействие  на  развитие общественных  отношений.  И  в  этом  смысле  учреждение   культуры   должны выступать  важным  средством  повышения  органичности  социально-культурного развития.         

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Изучение  деятельности  культурно-досуговых  центров  по   организации досуга  молодежи  подтверждает,  что  в  настоящее  время   они   переживают достаточно сложный период, который  характеризуется  следующими  негативными процессами: недостаточное финансирование, падение  интереса  у  населения  к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая  их  посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и другие. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании  гражданских, личностных качеств молодежи заложены в  досуговой  сфере,  которая  является доминирующим  элементом  молодежной  культуры.  Социально  –  педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит  от  способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. В работе  нами было проведено исследование с целью  совершенствования   досуга  молодежи  в культурно-досуговых центрах и ставились следующие задачи:

        Определить сущность и функции  досуга.

       При решении этой задачи была  изучена и  проанализирована  специальная литература, что  позволило  рассмотреть  структуру  досуга  и  раскрыть  его основные  функции.  Досуг  деятельность  в   свободное   время   вне   сферы общественного и бытового труда, благодаря  которой  индивид  восстанавливает свою способность к  труду  и  развивает  в  себе  в  основном  те  умения  и способности,  которые  невозможно   усовершенствовать   в   сфере   трудовой деятельности.  Эта  деятельность,  осуществляемая   в   русле   определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

       Усвоение   культурных   ценностей,   познание   нового,   творчество,

физкультура и спорт, путешествия – вот  чем и еще многим  другим  может  быть занят человек в свободное время.  Все  эти  занятия  укажут  на  достигнутый уровень культуры индивидуального досуга.  Таким образом,  досуг это част социального  времени  личности,  группы,  или  общества  в  целом,   которая используется  для  сохранения,   восстановления   развития   физического и духовного  здоровья  человека,  его   интеллектуального   совершенствования. Культура же молодежного досуга  характеризуется  такими  занятиями,  которым отдается предпочтение в свободное время.

      От умения направлять сою деятельность  в  часы  досуга  на  достижение

общезначимых  целей,  реализацию  своей  жизненной  программы,  развитие   и совершенствование  своих  сущностных  сил,  во  многом  зависит   социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

      Следующей рассмотренной проблемой  стала эффективность  организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации.

      Сфера  молодежного  досуга  имеет  свои  особенности.  Досуг   молодежи

существенно  отличается  от  досуга  других  возрастных  групп  в  силу  его

специфических духовных и физических потребностей  и  присущих  ей  социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести  повышенную эмоциональную,  физическую  подвижность,  динамическую   смену   настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет  к  себе все  новое,  неизвестное.  К  специфическим   чертам   молодости   относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно  – досуговых центров является  максимальная  реализация  развивающих  досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты  организации, массовости, включения незадействованных  групп  молодежи.  Совершенствование организации культурных форм  молодежного  досуга  обеспечит  ей  возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития,  будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Информация о работе Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности молодежи