Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить значимость социально-культурного
творчества как средства социализации личности и раскрыть особенности его функционирования в различных областях жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-5
I.Исторически-теоретический анализ понятий досуга, творчества и социализации молодежи.
Понятия досуга, творчества молодежи……………………………6-15
Влияние социокультурной среды на формирование личности подростка……………………………………………………………16-19
II Социально - педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи.
2.1 Особенности социализации и воспитания молодежи как социальной общности…………………………………………………………………20-26
2.2 Досуг в системе социализации личности……………………….27-30
Заключение……………………………………………………………….31-33
Список литературы………………………………………………………34-35

Файлы: 1 файл

Настоящая курсовая по СКД.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уфимская  государственная академия экономики  и сервиса 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Социально-культурная деятельность»

По теме: «Социально-культурное творчество –  эффективное средство

социализации  личности молодежи» 
 

Выполнила студентка очного факультета группы БКД-2 – Мусина Д.Р.
Проверила Ильясова Р.Х.
 
 
 
 
 
 

Уфа-2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-5

I.Исторически-теоретический анализ понятий досуга, творчества и социализации молодежи.

    1. Понятия досуга, творчества молодежи……………………………6-15
    2. Влияние социокультурной среды на формирование личности подростка……………………………………………………………16-19

II Социально - педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи.

    2.1 Особенности социализации и воспитания молодежи как социальной общности…………………………………………………………………20-26

    2.2 Досуг в системе социализации личности……………………….27-30

Заключение……………………………………………………………….31-33

Список  литературы………………………………………………………34-35 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время социокультурная  ситуация характеризуется целым  рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей,  молодежи и взрослых, существенным сокращением  финансовой  обеспеченности  учреждений культуры,  в  том  числе  и  деятельность  современных   культурно-досуговых центров.

      Переход  к  рыночным  отношениям  вызывает  необходимость  постоянного повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения.

      Основная  задача  клуба,  как   социального  института,  заключается   в

развитии  социальной   активности   и   творческого   потенциала   личности,

организации разнообразных форм досуга  и  отдыха,  создание  условий  полной самореализации в сфере досуга.

      Одной   из   актуальных   проблем   деятельности   культурно-досуговых

учреждений  на  пути  решения  данной  задачи,  является  организация  досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических  трудностей  общества, большого  числа  безработных,  отсутствия  должного  количества   культурных учреждений  и  недостаточное  внимание  к  организации  досуга  молодежи  со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений,  происходит развитие  внеинституциональных  форм  молодежного  досуга.  Свободное  время является одним из важных средств формирования  личности  молодого  человека. Оно  непосредственно  влияет  и  на   его   производственно-трудовую   сферу деятельности,  ибо  в  условиях  свободного  времени  наиболее  благоприятно происходят рекреационно-восстановительные  процессы,  снимающие  интенсивные физические  и  психические  нагрузки.   Использование   свободного   времени молодежью является своеобразным  индикатором  ее  культуры,  круга  духовных потребностей  и  интересов  конкретной  личности   молодого   человека   или социальной  группы.

      Являясь частью  свободного  времени,  досуг  привлекает  молодежь  его

нерегламентированностью  и  добровольностью  выбора  его   различных   форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать  в  ней физическую и интеллектуальную  деятельность,  творческую  и  созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей  социальные институты досуга являются ведущими сферами социально  культурной  интеграции и личностной самореализации. Однако все  эти  преимущества  досуговой  сферы деятельности пока еще  не  стали  достоянием,  привычным   атрибутом  образа жизни молодежи.

     Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер  в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

     Значительный  вклад   в исследовании досуга молодежи  внесли  Г.А.  Пруденский,  Б.А.  Трушин,  В.Д. Петрушев,  В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В.  Бестужев-Лада.  К изучаемой нами проблеме  близки  работы  по  саморазвитию  и  самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева,  А.С.  Каргин,  Т.И.  Бакланова),  по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

      В научный анализ теории и   практики  культурно-досуговой   деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков,  В.М.  Чижиков,  В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

      Объект исследования –  молодежный  досуг.

      Предмет исследования –  социализация  личности  в  культурно-досуговой

сфере.

      Цель  курсовой  работы  –   изучить  значимость   социально-культурного

творчества  как средства социализации личности  и  раскрыть  особенности  его функционирования в различных областях жизнедеятельности.

      Задачи исследования:

     1. Определить сущность и функции  досуга молодежи.

     2.  Доказать  эффективность   организованного  досуга  как   одной   из

        составляющих процесса социализации.

     3.  Проанализировать  деятельность  культурно-досуговых   центров   по

        организации досуга молодежи.

      Практическая   значимость:   проведенные   исследования   могут   быть

использованы  педагогами-организаторами в образовательных  учреждениях, а  так же специалистами  культурно-досуговых  учреждений  в  качестве  методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

      Методы исследования:

      - анализ общетеоретической литературы;

     - изучение  опыта  деятельности  культурно-досуговых  учреждений  по

        организации досуга молодежи;

      - социологический метод – опрос  (Результаты статистики)

      Структура работы – данная работа обусловлена целями и задачами исследования  и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Исторически-теоретический анализ понятий досуга, творчества и социализации молодежи

1.1 Понятия  досуга, творчества молодежи.

     Досуг – деятельность в  свободное  время  вне  сферы  общественного  и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает  свою  способность к труду и развивает в себе в  основном  те  умения  и  способности,  которые невозможно усовершенствовать в сфере  трудовой  деятельности.  Раз  досуг  – деятельность, то это означает,  что  он  не  пустое  время  провождение,  не простое бездельничанье и вместе с тем  не  по  принципу:  «что  хочу,  то  и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле  определенных  интересов  и целей, которые ставит перед собой человек.  Усвоение  культурных  ценностей, познание  нового,  любительский  труд,  творчество,  физкультура  и   спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим  может  быть  занят  он  в свободное время. Все эти занятия  укажут  на  достигнутый  уровень  культуры молодежного досуга.

     От  умения направлять свою деятельность в  часы  досуга  на  достижение общезначимых  целей,  реализацию  своей  жизненной  программы,  развитие   и совершенствование  своих  сущностных  сил,  во  многом  зависит   социальное самочувствие  молодого  человека,  его  удовлетворенность  своим   свободным временем.

     К  специфическим  чертам  молодости  относится  преобладание   у   нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна  к игровой  деятельности,  захватывающей  психику  целиком,  дающей  постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с  трудом  приспособляется  к  деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность  носит  универсальный характер,  она  притягивает  к  себе  людей  практически  всех  возрастов  и социального положения. Интерес  к  игровой  деятельности  у  молодежи  носит достаточно  выраженный   характер.   Диапазон   этих   интересов   широк   и многообразен: участие в  телевизионных  и  газетных  викторинах,  конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры  порождает  огромный, невероятно  быстро   разрастающейся  мир,  в  который  молодежь  погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях  мир игры  оказывает  серьезное  влияние  на  молодежь.  Этот  мир   обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере  потери  ориентации  на  труд  и другие  ценности  молодежь  уходит  в  игру,  перемещается  в   пространство виртуальных миров. Многочисленные  наблюдения  за  практикой   подготовки  и проведения  молодежных  культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения  в  их  структуры игровых   блоков,   стимулирующих   у    молодых    людей    стремление    к состязательности, импровизации и изобретательности.

     К другим особенностям молодежного досуга  относится  своеобразие  среды  его протекания.  Родительская  среда,  как  правило,  не  является  приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее  большинство  молодых  людей предпочитают проводить свободное время вне  дома,  в  компании  сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые  люди  охотно принимают  советы  и  наставления  родителей,  но  в  области  специфических досуговых интересов, то  есть  при  выборе  форм  поведения,  друзей,  книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного  возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –  Лада:  «…  для  молодежи  «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной  школы,  одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и  силе  социализации  молодого человека в учебном и производственном  коллективе,  при  всей  необходимости содержательной  деятельности  на  досуге,  при   всей   масштабности   роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного  и  клубного дела – при всем этом молодежь упрямо  «сбивается»  в  компании  сверстников. Значит, общение  в молодежной компании – это форма досуга,  в  которой  юный человек нуждается органически». Тяга к общению со  сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в  эмоциональных  контактах.  Его можно рассматривать как:

  - необходимое  условие жизнедеятельности человека  и общества;

  - источник творческого преобразования индивида в личность;

  - форму передачи знаний и социального опыта;

  - исходный пункт самосознания личности;

  - регулятор поведения людей в обществе;

  - самостоятельный вид деятельности;

     Примечательной  особенностью  досуговой  деятельности  молодежи  стало  ярко выраженное стремление к  психологическому  комфорту  в  общении,  стремлении приобрести  определенные  навыки  общения  с  людьми  различного  социально- психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой  деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

- в  эмоциональном контакте, сопереживании;

- в  информации;

 - в объединении усилий для совместных действий.

     Потребность  в  сопереживании  удовлетворяется,  как   правило,   в   малых, первичных   группах   (семья,   группа   друзей,   молодежное   неформальное объединение). Потребность  в  информации  образует  второй  тип  молодежного общения. Общение в информационной группе  организуется, как правило,  вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет  у  других, и  которая  имеет  ценность  для  этих  других.  Общение   ради   совместных согласованных действий молодежи возникает  не  только  в  производственно  – экономической, но и в досуговой сфере деятельности.  Все  многообразие  форм общения молодежи в условиях досуговой  деятельности  можно  классифицировать по следующим основным признакам:

- по  содержанию (познавательные, развлекательные);

- по  времени (кратковременные, периодические, систематические);

- по  характеру (пассивные, активные);

- по  направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).

     Надо  подчеркнуть,  что  характеристика   молодежного  досуга  с  точки зрения культуры его  организации  и  проведения  охватывает  многие  стороны данного явления – как личностные, так  и  общественные.  Культура  досуга  – это, прежде всего, внутренняя культура человека,  предполагающая  наличие  у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно  и   с пользой проводить свободное время. Склад  ума,  характер,  организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели,  желания  –  все  это составляет личностный,  индивидуально-субъективный  аспект  культуры  досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным  богатством  человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным  может быть  только  содержательно  насыщенный  и,  следовательно,  эффективный  по своему воздействию на личность досуг.

Информация о работе Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности молодежи