Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить значимость социально-культурного
творчества как средства социализации личности и раскрыть особенности его функционирования в различных областях жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-5
I.Исторически-теоретический анализ понятий досуга, творчества и социализации молодежи.
Понятия досуга, творчества молодежи……………………………6-15
Влияние социокультурной среды на формирование личности подростка……………………………………………………………16-19
II Социально - педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи.
2.1 Особенности социализации и воспитания молодежи как социальной общности…………………………………………………………………20-26
2.2 Досуг в системе социализации личности……………………….27-30
Заключение……………………………………………………………….31-33
Список литературы………………………………………………………34-35

Файлы: 1 файл

Настоящая курсовая по СКД.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

1)Среда  формируется стихийно, в двух  направлениях – позитивном и  негативном.

2)Среда  формируется планомерно, причем  также как в позитивном, так  и в негативном смысле.

   Оба действуют, как правило, одновременно. Если формирование социокультурной среды пущено на самотек, то процесс формирования социокультурной среды из планомерного становится стихийным, причем самым худшим проявлением (криминальный, экстремистские). Негативные явления возникают и в планомерном воздействии. Например, криминал скрытно планирует «освоение» среды. Можно утверждать, что контроль над средой осуществляется всегда. Дело в том, кто осуществляет этот контроль (явный или не явный). И когда мы говорим о бесконтрольности над той или иной средой, речь идет только о бесконтрольности со стороны тех, кто должен этот контроль осуществлять. Отсутствие официального контроля компенсируется тут же скрытным неофициальным контролем. Когда внимание на официальном уровне ослабевает, среда становится объектом посягательства коммерческих или каких-либо других структур. Например, любая свободная площадка в любом городе осваивается частными строительными организациями, заброшен стадион, делают автодром, или парковку, появился термин «точечная архитектура», при этом строителям не важно – сохраняются или нет пешеходные дорожки, скверы, детские площадки и все то, что составляет инфраструктуру культурно-досуговой среды. Ясно, что и социокультурая среда должна стать предметом заботы всех уровней власти, ибо речь идет о жизненном пространстве человека, и о среде развития его духовных запросов и интересов. Повторю еще раз, где нет заботы государства и общества, появляются частные узконаправленные структуры, которым, как правило, нет никого дела до общественных интересов.

1.Не менее важен вопрос о механизме влияния среды на личность. Рассмотрим действия этого механизма на примере взаимоотношения личности подростка и официальных и не официальных структур ближнего и дальнего окружения. Есть три движения: а) предполагаемое движение личности согласно воздействию государственных учреждений и организаций; б) предполагаемое движение согласно своим желанием и интересам; в)реальное движение личности под воздействием социальных структур и неофициальных агентов социализации. В результате взаимодействия личности и окружающих ее структур даже реальное направление движение личности становится несколько иным. Слабая личность, не может противостоять действию среды и ее негативной части. Сильная личность в большей степени может противостоять воздейтвию среды, и в том числе ее негативной части, но временно. В конечном счете при постоянном негативном воздействии на личность подростка среда оказывается сильнее. С чем сталкивается подросток? При молчаливом попустительстве государственных и общественных организаций и учреждений, в том числе воспитательной направленности, современный подросток сталкивается с весьма агрессивной действительностью, в котрой больше негативного, чем позитивного (не всегда благоприятная домашняя обстановка, низкопробные по качеству и сомнительные по воспитательной направленности телепередачи, круг друзей приобщающих к курению, алкоголю и так далее). Выстоять в этой реальности для подростка не так-то просто. И это не преувеличение. Сегодня редко встретишь на улице девушку, которая не курит, юношу в компании сверстников без банки пива. Эти примеры стали характерными чертами нашей действительности. Они говорят о неблагополучии в обществе. Но к ним привыкают, и они становятся как бы необходимым атрибутами подросткового и молодежного поведения. Результаты пассивного наблюдения катастрофичны для будущего поколения.

1.Что нужно  делать?1)Необходимо целенаправленно формировать позитивные элементы среды обитания человека, увеличивать ее социокультурную составляющую. 2)Запрещать и наказывать за распитие спиртных напитков на улице, а так же курение в общественных местах. 3)Необходимо усилить влияние общественных институтов воспитания, особенно в сфере свободного времени личности. Совершенно е верна позиция современной школы, занимающихся учеником только в стенах учебного заведения. Не менее важно знать, чем занимается подросток в свободное время, и помогать ему правильно организовать свой досуг. Это требует объединение усилий и семьи, и всех учреждений, организаций, призванных заниматься подрастающим поколением. 4) Утрачена традиция проведения лекций о культуре, поведения молодых людей в обществе. Планомерное формирование социально-культурной среды ни в коей мере не означает ограничения свободы личности, а наоборот, создает необходимые условия для здорового образа жизни, предполагает приемлемые культурные стандарты поведения в обществе, которые позволяют личности удовлетворять свои духовные потребности, не задевая интересов других. 
 
 
 

II Социально - педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи.

     2.1 Особенности социализации и воспитания молодежи как социальной общности.

      Социализация – это процесс  становления  личности,  обучения,  усвоения

ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в  данном  обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризует ее  как  самостоятельную социально-демографическую группу.

      Человеческая личность весьма  сложна и многогранна. Вопросы,  связанные с  изучением  личности,  привлекают  внимание   философов   и   экономистов, социологов   и   юристов,   педагогов   и   психологов,   искусствоведов   и представителей  многих   других   отраслей   науки.   Философов,   например, интересует личность в составе классов и общества в  целом,  политэкономов  – как производитель и потребитель ценностей в системе общественных  отношений, психологов – в плане  изучения  закономерностей  проявления  и  формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и  так далее.  Вместе  с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными  науками не исключает их тесной, можно сказать органической,  взаимосвязи,  поскольку

личность  представляет собой сложное, но целостное  образование.

      Каждый молодой человек представляет  собой конкретную  личность,  для которой характерно то или  иное  отношение  к  окружающим  людям,  явлением, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.

      Личность – это человеческая  индивидуальность, выступающая как   субъект познания и преобразования мира.

      Человек становится личностью  по мере  усвоения  социального   опыта  во

всех  его проявлениях (способов и средств  производства,  духовной  культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).

      Становление полноценной,  то есть созидающей,  творческой  личности   – процесс длительный, сложный и противоречивый. Личность  конкретного  человека,  являющегося   членом   человеческого общества, подчиняется всем  присущим  каждой  личности  законам  развития  и формирования. Эти законы выражают  отношение  каждого  молодого  человека  к другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости  от особенностей общества, в  котором  этот  человек  живет.  Человек  постоянно состоит в определенных отношениях с другими членами общества,  с  различными группами и слоями общества, с различными группами  и  слоями  общества.  Вот эти-то  общественные  отношения  личности  с  обществом   и   являются   тем фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.

      То есть  человек  усваивает   определенное  мировоззрение,  взгляды   на

общество, явления и события: усваивает  принятые  данным  обществом  правила поведения, обычаи, усваивает накопленный  обществом  запас  знаний,  умений, навыков. Каждая личность связана самым разнообразным  образом  с  окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями,  складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти  отношения  являются основными в формировании личности человека, его сознания.

      Благодаря  социализации   молодой   человек  приобщается  к  социальной

жизни, получает  и  изменяет  свой  социальный  статус  и  социальную  роль.

Социализация  не одноразовый и кратковременный, а  длительный  и  многоактный процесс,  продолжающийся  на  протяжении  всей  жизни  индивида,  начиная  с младенчества и вплоть  до  глубокой  старости.  С  одной  стороны,  общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи,  ценности  и нормы и так далее. С другой стороны, общество  постоянно развивается,  изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы. С другой – в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст,  взгляды,  вкусы, привычки, правила поведения, статусы и  роли.  Благодаря  социализации  люди реализуют  свои   потребности,   возможности   и   способности,   налаживают нормальные отношения с другими членами общества,  их  группами,  социальными институтами и организациями, с обществом  в  целом.  Все  это  позволяет  им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

      Социализация личности происходит  в основном на базе группового  опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в  малых  и  более  или менее крупных социальных группах происходит усвоение  человеком  накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм.  Это  составляет фундамент облика любой  нормальной  личности  и  вместе  с  тем  единства  и целостности социальной группы и всего  общества.  Но  нельзя  сбрасывать  со счетов и роль индивидуального опыта в процессе  социализации,  определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности.  Нет,  и  не  может быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации  личности,  и  поэтому нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

      На  различных  этапах   жизни   человека   социализация   имеет   свои

существенные  особенности.  В  этой  связи  процесс  социализации   включает несколько  специфических  стадий:  детство,  юность,   зрелость,   старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

      На начальной стадии социализации  осуществляется подготовка молодежи  к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь  принадлежит  родителям  –  первым агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей  и  детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации  в  силу  своей близости, ответственности,  эмоциональности  и  продолжительности.  На  этом этапе  ребенок  овладевает   мыслительными   и   познавательными   навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство  с образцами культурных ценностей и  норм,  учится  следовать  им  даже  тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

      Помимо родителей, большой и   все  возрастающий  вклад   в  социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения,  школа,  центры внешкольной  работы,  культурно-досуговые  учреждения,  детские   и   другие программы средств массовой информации.

      На юношеском этапе (13-19 лет)  –  на  этом  «сложном»,  «переходном»,

«трудном», «переломном», «нестабильном» периоде  своей жизни  –  подростки  и молодые  люди  приобретают  значительно  более  широкие  знания,   завершают формирование фундамента своей личности и своего  мировоззрения,  осмысливают в  основном  через  ближайшее  окружение  свое  место  и  роль  в  жизни.  В социализации  этого  периода  прослеживается   ряд   особенностей.   Это   – возникновение параллельных систем  ценностей  и  взглядов  на  мир,  которые несут разные агенты социализации  –  родители,  школа,  сверстники.  Они  во многом по разному  трактуют  социальный  мир,  что затрудняет  социализацию подростка.      Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то,  что  действительно нужно, а то, что  ярче,  эмоциональный  фактор  нестабилен  и  недолговечен. Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К  этому

добавляются и  неоправданные  ограничения  со  стороны  родителей  и  школы, которые часто дают не лучшие результаты.

      В  культурно-досуговом  учреждении  происходит   процесс   расширения,

умножения социальных связей индивида с внешним  миром.  Это  является  общей характеристикой сфер, в которых осуществляется  социализация:  деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать,  что  современные  учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия  этих трех сфер, меняя личности. Дадим краткую характеристику этих сфер.

      В  сфере  деятельности,  на  протяжении  всего  процесса  социализации

человек осваивает все новые и новые  виды деятельности. При  этом  происходят еще три важных процесса.  Во-первых,  это  ориентировка  в  системе  связей, присутствующих  в  каждом  виде  деятельности  через  посредство  личностным смыслом,  то есть  означает  выявление для каждой  личности  особо   значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснения,  но  и их  освоение.  Это можно назвать личностным выбором деятельности.

      Второй процесс -  это сосредоточение  внимания на  нем  и  соподчинения

ему всех остальных деятельностей.

      И  третий  процесс  –   это  освоение  личностью   в   ходе   реализации

деятельности  новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех  этих  трех процессов происходит расширение возможностей индивида  именно  как  субъекта деятельности.

      Общение неразрывно связано с  деятельностью. В сфере общения  происходит расширение круга общения   молодого  человека,  обогащение  его  содержания, углубления  познания  другого  человека,  развитие  навыков  общения.  Здесь происходит переход от монологического общения к диалогическому, то есть  умение ориентироваться на  партнера.  Общение  составляет  фундамент  многих  видов деятельности на досуге и является важным  процессом  всей  жизнедеятельности человека.

      И  третья  сфера  –   это  развитие  самосознания     личности.   Здесь

осуществляется  формирование образа собственного я,  как  активного  субъекта деятельности,   осмысление   своей   социальной   роли   и   принадлежности, формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является  то,  что это   процесс   контролируемый,   определяемый   постоянным    приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Информация о работе Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности молодежи