Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить значимость социально-культурного
творчества как средства социализации личности и раскрыть особенности его функционирования в различных областях жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-5
I.Исторически-теоретический анализ понятий досуга, творчества и социализации молодежи.
Понятия досуга, творчества молодежи……………………………6-15
Влияние социокультурной среды на формирование личности подростка……………………………………………………………16-19
II Социально - педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи.
2.1 Особенности социализации и воспитания молодежи как социальной общности…………………………………………………………………20-26
2.2 Досуг в системе социализации личности……………………….27-30
Заключение……………………………………………………………….31-33
Список литературы………………………………………………………34-35

Файлы: 1 файл

Настоящая курсовая по СКД.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

      Наконец   культура   развития   и   функционирования   соответствующих учреждений  и  предприятий:  клубы,  дворцы  культуры,   культурно-досуговые центры, центры народного  творчества,  кинотеатры,  стадионы,  библиотеки. При этом  особое  значение  имеет  творческая  деятельность  работников данных учреждений. Многое зависит именно от них,  от  их  умения  предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь  людей.  Вместе  с  тем культура проведения свободного времени является результатом  стараний  самой личности, ее желания превратить досуг  в  средство  приобретения  не  только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

     Высший  смысл истинного досуга состоит  в том, чтобы  приблизить  ценное любимое и  отделить  или  упразднить  пустое,  ненужное.  Здесь   досуг  для молодого человека  превращается  в  образ  жизни,  в  заполнении  свободного времени разнообразными,  содержательно  насыщенными  выводами  деятельности.

     Основные  особенности  культурного  досуга  молодежи   –   высокий   уровень культурно-технической  оснащенности,  использование  современных   досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное  пространство  и  высокий художественный уровень досугового процесса.

     У  каждого  человека  вырабатывается  индивидуальный  стиль  досуга  и отдыха, привязанность к тем  или  иным  занятиям,  у  каждого  свой  принцип организации проведения свободного времени  –  творческий  или  нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей  и условий. Однако есть ряд общих требований, которым  должен  отвечать  досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования  вытекают  из  той  социальной  роли, которую призван играть досуг.

     В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно  заинтересовано  в эффективном использовании свободного времени  людей  –  в  целом  социально- экологического развития и духовного обновления  всей  нашей  жизни.  Сегодня досуг  становится  все  более  широкой  сферой   культурного   досуга,   где происходит самореализация творческого и  духовного  потенциала  молодежи   и общества в целом.

     Молодежный  досуг подразумевает свободный  выбор  личностью  досуговых занятий. Он является необходимой  и  неотъемлемым  элементом   образа  жизни человека. Поэтому досуг всегда  рассматривается  как  реализация,  интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием,  самореализацией,  общением, оздоровлением. В этом заключается социальная роль досуга.

     Система организации досуга  определяется  интересами  и  потребностями молодых  людей  в  свободное  время.  Потребности  в  сфере   досуга   имеют определенную    последовательность    проявления.    Удовлетворения    одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности  и обогащать досуг. В сфере досуга должен  осуществляться  переход  от  простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких  социальных  и  культурных  стремлений,  от физических  форм  рекреации  –  к  духовным   наслаждениям,  от   пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.

     Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре  досуга.  Досуг  обогащается  по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если  молодой человек не  ставит  перед  собой  задачу  самосовершенствоваться,  если  его свободное  время  ничем  не  заполнено,  то  происходит  деградация  досуга, обеднение его структуры

     Структура досуга состоит из  нескольких  уровней,  которые  отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью,  эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

     Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен  для  восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на  активный  и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает  утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не  имеет  значения,  лишь  бы  можно было  отвлечься,  освободиться   от   напряжения,   получить   эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность  дома  вызывает  настроение  покоя. Это может быть  просмотр  газет,  настольная  игра,  непринужденная  беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не  ставит  перед  собой  далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит  лишь  зачатки  позитивного досуга.

     И, тем не менее, такой отдых –  неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

     Активный  отдых, напротив воспроизводит  силы  человека  с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям,  которые  не нашли применения в труде. Человек  наслаждается  движением,  быстрой  сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие  от пассивного,  требует  некоторого  минимума  свежих  сил,  волевых  усилий  и подготовки. К нему относят  физкультуру,  спорт,  физические  и  психические упражнения,  туризм,  игры,  просмотр   кинофильмов,   посещение   выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

     Между работой и отдыхом социологи,  психологи,  экономисты  установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности  также  был  проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и  плодотворными  являются исследования  Ю.А.Стрельцова,  который считает «что  любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию  восстановления  сил,  так  и  функцию развития знаний  и  способностей  человека.  Однако  одна  из  этих  функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности,  имеет  свойство развивать  человека   либо   преимущественно   восстанавливать   его   силы», конечно отдых и развлечения тесно переплетаются  друг  с  другом, но есть и свои различия.

      Традиционно  «развлечениями»   именуют  такие   виды   деятельности   в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от  забот, доставляют  удовольствие, то есть развлечения  всегда  требуют активности  в отличие от отдыха, как говорилось выше, который  может  быть  пассивным  или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек  восстанавливает  свое физиологическое   состояние,   а   развлечения   необходимы    для    снятия психологических   стрессов,   перегрузок,   переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

     С активным отдыхом связана  активизация  духовных  интересов,  которые побуждают  молодого человека  к  активным  поискам  в  сфере  культуры.  Эти поиски  стимулируют  познавательную  деятельность  личности,   состоящую   в систематическом чтении серьезной  литературы,  посещения  музеев,  выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то  познание способствует  расширению  культурного  кругозора,   воспитанию   чувств,   и проявлению   интеллектуальной   активности.   Этот    вид    досуга    носит целенаправленный, систематический характер, это овладение  миром  культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира  молодой личности.

      Познавательная деятельность приносит  непосредственное удовлетворение  и имеет самостоятельную ценность  для  человека.  Здесь  набирает  силу  самый серьезный    способ    проведения    свободного    времени,     рассчитанный непосредственно не на потребление, а на  созидание  культурных  ценностей  – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна  каждому  человеку, и  тем  более  молодому.  Творчество  приносит   высшее   удовлетворение   и одновременно  является  средством   духовного   совершенствования.   Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность  творить открывается всем без исключения.

       Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает  в  себя  лучшие  душевные  силы  и способности  человека.  К   творчеству   относятся   декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К  первому  относят рукоделие, выпиливание,  выжигание,  чеканку,  разведение  домашних  цветов, кулинарное  творчество.  Художественный  вид  творчества  заключает  в  себе занятия  литературной  деятельностью,  фольклором,   живописью,   сочинением музыки,  песен,  участие  в  художественной  самодеятельности   (сценическое творчество).   Техническое   творчество    предполагает    изобретательство, конструирование, рационализаторство.

     Конечно,  досуговое  творчество,  которое является  по   преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем  не менее, оно,  выступая  в  качестве  надежного  средства,  раскрытия  таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

       Следует сказать о том,  что  не  только  творческая  и  познавательная деятельность  могут  выступать   как   педагогический   процесс.   А   также организация отдыха. Ведь организовать  коллективный  отдых  –  это  означает каждого  человека  включить  в  общую  деятельность,  соединить  его  личные интересы с интересами  других  людей.  И  эффективность  этого  процесса  во многом будет зависеть от участия в  нем  самих   молодых  людей,  их  умения отдыхать.

     Поскольку отдых позволяет определить место  и роль отдельного  человека в социальной системе (социальной группе, коллективе,  обществе  в  целом)  в соответствии с его индивидуальными качествами и  особенностями.  Все  это  и делает  отдых  социально-педагогическим  видом  деятельности.  Важно,  чтобы каждый  человек  занимался   любимым  делом  и  выполнял  бы  те  социальные функции, которые больше всего отвечают его  интересам  и  возможностям.  Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека  есть  потребность в  живом  созерцании  мира  и  своей  внутренней  жизни,  в  поэтическом   и философском размышлении.

     Этот  уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

       В наше время запросы и интересы молодых людей  непрерывно  меняются  и растут,  усложняется  и  структура  досуга.  Свободное  время   неравномернораспределяется  среди различных   групп   населения.   Поэтому   необходимо выработать  дифференцированные  формы  организации  досуга  различных  групп населения.  Эта  организация  должна  включать   в   себя   различные   виды деятельности. 
 
 
 
 
 
 

1.2 Влияние социокультурной среды на формирование личности подростка.

     Влияние среды обитания на все стороны  жизнедеятельности человека и его  поведение очевидно и не требует  доказательств. Из всех аспектов рассмотрения проблемы «среда обитания человека»  остановимся на социокультурной  среде. Именно этот аспект становится сегодня одним из важнейших. И  это не смотря на то, что в реальной жизни наблюдается явная недооценка роли среды в воспитании подрастающего  поколения.

     Если  в теоретическом плане эта  проблема разрабатывается достаточно хорошо, то в практическом плане  этой проблеме не уделяется должного внимания.

     Для того чтобы яснее была проблема, остановимся на таких вопросах, как: 1)составляющее социокультурной среды  и способы ее формирования; 2)механизм воздействия среды на личность; 3)что  нужно сделать, чтобы усилить  роль позитивных элементов социокультурной  среды.

1.Справедливо считается, что социокультурная среда – явление многоуровневое и многогранное. Социокультурная среда – это составная часть общей среды обитания человека, включающая в себя совокупность условий как материальных, так и духовных, обеспечивающих процессы социализации личности, удовлетворение его многообразных запросов и интересов, повышение общекультурного и творческого потенциала. Социокультурная среда – это только часть общей среды обитания, ее позитивная часть это прежде всего та благоприятная обстановка, пространство, атмосфера, в которой действует личность. Социокультурная среда – это все позитивное социально-культурное окружение человека. Поскольку среда поддается изменению, в том числе и целенаправленному, ее влияние на поведение человека, особенно молодого, может усиливаться или ослабевать. Не замечать этих особенностей, считать, что идет своим чередом и все само собой образуется, - значит не учитывать подлинные возможности среды в воспитании подростков. На самом деле взаимоотношения человека и среды его обитания, в том числе социокультурной, намного сложнее.  Все компоненты среды оказывают влияние на человека, но и сам человек оказывает влияние на эти компоненты и на среду в целом. Назовем наиболее существенные: ландшафтно-природный, архитектурно-исторический, производственно-экономический, семейно-бытовой, воспитательно-образовательный, культурно-досуговый и другие. Человек способен усилить или ослабить его влияние на поведение подростов. Каким образом формируется среда обитания человека, в том числе и социокультурная среда?

Информация о работе Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности молодежи