Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 — 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические "венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне)
пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи.

Файлы: 1 файл

0271050_7E4A9_otvety_na_ekzamenacionnye_voprosy_po_istorii_iskusstv.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. Сложившись на основе достижений позднероманской пластики, готическая скульптура также развивалась в теснейшей связи с архитектурой.

Главные черты, характеризующие  готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему. Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой' человечности. Одновременно с этим усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя и не сразу, начинает занимать портрет. Второй особенностью готической скульптуры является развитие статуарного искусства. Готика знает также и рельеф, и постоянно к нему обращается, но все же определяющим видом скульптуры является круглая пластика.

Первые памятники круглой  пластики появились еще около середины XII века, однако лишь с начала XIII столетия готическая скульптура вступила в пору зрелости. В 30—40-х годах начинается период ее наивысшего расцвета. Готическая скульптура развивается в теснейшей связи со строительством больших соборов. Особенно важны в этом отношении французские соборы в Шартре, Амьене и Реймс, каждый из которых насчитывает не менее двух тысяч скульптурных произведений. В отношении выбора сюжетов, а также размещения изображении подобный комплекс подчинен строгим правилам, установленным церковью.

Собор должен был служить  воплощением собранной как бы в фокусе структуры Вселенной, как  она представлялась тогда теологам. В соответствии с символикой, положенной в основу общего замысла храма, главный, западный фасад, обращенный в сторону солнечного заката, посвящался обычно теме «Страшного суда». Под тимпаном, по сторонам входов, посетителей встречали статуи Христа и апостолов. Боковые порталы посвящались обычно Марии (правый) и особо чтимому местному святому (левый). В порталах, посвященных святым, на том же месте развертываются эпизоды из их легенд. Общему замыслу подчинена была и декорировка порталов боковых фасадов собора, находящихся на выступах трансепта. Скульптура обращенного к дневному свету и солнцу южного фасада представляла сюжеты Нового завета, в то время как сумрачная северная сторона была отведена для изображения ветхозаветных персонажей и сцен.

Готический собор включал изображения не только религиозных сюжетов и священных персонажей, но также и реального мира и порожденных им отвлеченных понятий. Время находит здесь свое отражение в изображениях месяцев года, представленных либо в виде восходящих к глубокой древности знаков зодиака, либо в сценах сельскохозяйственных работ. Различные сферы духовной деятельности человека воплощены в аллегорических фигурах семи «свободных искусств», под которыми разумелись науки, входившие в унаследованную от античности систему светского обучения (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Распространенная во Франции и ряде других стран средней и северной Европы каркасная конструкция готического собора, позволившая вытеснить плоскости стен огромными проемами окон, не оставила места для монументальной фресковой живописи. Теперь фреску заменяет витраж, в котором изображения составляются из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми перемычками. Отдельные детали изображения — черты лица, волосы, складки одежд — наносятся особыми красками, которые после обжига стекла сливаются с его поверхностью и приобретают прозрачность. Держится витраж на железной арматуре, в свою очередь укрепленной в каменных амбразурах и переплетах оконных проемов.

Монастырские скриптории, еще игравшие заметную роль в начале XIII века, к моменту расцвета книжного искусства и миниатюры в середине того же столетия, сходят со сцены, уступая место светским мастерским, находившимся в городах. Эти новые мастерские зачастую представляли собой производственные цехи с дифференциацией труда (каллиграфы, орнаменталисты, иллюстратору и т. д.). Рассчитанная по преимуществу на светского владельца готическая миниатюра приобретает ряд новых черт. В ней усиливается реалистическое начало, сперва в деталях и отдельных мотивах, а затем и в общей концепции. Исключительное внимание уделялось и декоративной стороне оформления рукописей.

 

12. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ (IX-XVII  вв.): РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Искусство Киевской Руси Для искусства домонгольской  поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». У восточных славян были свои деревянные рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, восприняты затем искусством Киевской Руси. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-купольный формы храм прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма – крестово-купольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (по –древнерусски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой. Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum» стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича плинфы и камня на разовом известковом растворе цемянки. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративной задачи. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича.

От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько  памятников, и самый известный  из них - София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол.

Централъный купол, опирающийся  на барабан прорезанный 12 окнами, и 4 менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие  боковые 8 глав – боковые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийский храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей – гульбищем. Киевская София была перестроена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «украинского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пирамидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым куполам, а от них –к центральному, что определяло облик всего храма.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные или из шифера. Особой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы. Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение величавого и строгого Христа –Вседержителя. Все остальные изображения купола и барабана погибли и заменены масляной живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды сохранились значительно лучше.

Все изображения купола и апсиды носят монументальный характер. Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контурами. Фигуры тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются условностью и схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и яркие по типам.

Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, выполнены в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лиловых тонов с цветными тенями – серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т. д. Мозаика сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной гаммой ( темно -зеленых , темно -красных, синих тонов ).

Мозаики выложены по сырой  штукатурке из стеклянных и каменных кубиков неправильной формы, различной величины и цветов –прозрачных (глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).

Фрески киевской Софии  были покрыты до последнего времени малярными записями. Их расчистка началась в 1936 году

Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской Софии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.

На стенах двух башен  киевской Софии сохранились редкие образцы светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом нахоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Росписи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей, конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов, цирковых состязаний в Константинополе и т. д.

Те же мастера, что  строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 10451050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородская София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кирпич использован лишь в сводах и арках.

Фресковых росписей XIв. до нас дошло немного. В Новгородской Софии почти не сохранилось изначальной живописи.

Искусство периода феодальной раздробленности  В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить свою силу и значение в памятниках архитектуры и живописи.

В ХII веке получает распространение тип небольшого храма, который приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется строительный материал и художественные приемы.

В первой четверти ХII века новгородские князья переселяются из Кремля и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые монументальные сооружения. В начале ХII века новгородский князь Мстислав построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославском дворище ( 1113 г.). Этот собор повторял план киевских соборов конца ХI - начала ХII веков и представлял шестистолпное сооружение с пятью главами ( сейчас он имеет одну главу ). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады, расчлененные лопатками, украшены плоскими двухступенчатыми нишами.

В 1117 – 1119 гг. был выстроен более своеобразный собор Антониева монастыря, сильно искаженный впоследствии пристройками. Его особенностью является цилиндрическая лестничная башня у северо–западного угла и живописная ассиметричная группа из трех глав, из которых одна расположена в центре, вторая – башней, а третья над противоположным юго-запад-ным углом собора.В начале ХII века в Новгороде был основан Юрьев монастырь. В 1119 году в нем был заложен Георгиевский собор, но размером и художественным качеством занявший значительное место в Новгороде.

Этот собор был также  шестистолпный, с позакомарным покрытием  и хорами в западной части. Квадратная башня с западной стороны органически  слита с массивной главной  частью собора, завершенного тремя  главами. Фасады его расчленены мощными лопатками, выражающими внутреннюю структуру сооружения. Три могучие апсиды заверщают здание с востока. Стены собора были украшены поясом двухступенчатых ниш, чередующихся с поясами окон.

Во второй половине XII в. вместо шестистолпных соборов, в Новгороде, так же как и в других русских областях, начинают строить небольшие четырехстолпные церкви, причем круг «строителей» расширяется (бояре, новгородский архиепископ и т.д.).

С конца XI в. растет новый  город Владимир, ставший в XII в. политическим центром Ростово-Суздальского княжества, получившего название Владимиро-Суздальского. Первой постройкой при князе Боголюбском был Успенский собор во Владимире (1158 –1161 гг.), занимавший центральное место в городе и сгоревший в 1185 г. Собор был богато украшен иконами, церковными сосудами и тканями. Он был трехнефный, шестистолпный и имел одну главу. Храм был покрыт по закомарам, стены его были расчленены сложными пилястами (сочетание лопаток и полуколонн) с растительными капителями и опоясаны фризам из арочек и стройных полуколонок. Наружный облик Успенского собора, который был епископским храмом, отличается строгостью.

Рельефы собора выполнены  с различным мастерством и  в различной технике. Часть изображений  сделана высоким округлым рельефом. Большинство рельефов выполнено в плоскостной, орнаментальной манере, напоминающей резьбу по дереву. Особенно характерна моделировка, выполненная на ногтеобразным или «ногтевидными» врезами (левое деление южного фасада.

К северу и югу от собора были расположены дворцовые здания из белого камня и кирпича.Замечательным сооружением времени Андрея Боголюбского была небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь, стоящая на берегу реки, среди заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным памятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половиныXII в. (храм – четырехстолпный, однокупольный, с тремя апсидами, покрыт по закомарам).

Монументальная живопись владимиро-суздальских храмов сохранились  очень плохо. В Успенском соборе найдены не значительные фрагменты фресок (изображения святых времен Андрея Боголюбского и Всеволода.

 

13. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ (IX-XVII вв.): ИКОНОПИСЬ,ДЕКОР-ПРИКЛ.

Иконопись

Иконы владимиро-суздальских мастеров XII в. стали известны в последние  годы после расчистки их Центральными государственными реставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще очень близки по стилю к киевским памятникам XI в. К числу таких икон относится вытянутая по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из московского Успенского собора. С киевскими художественными традициями связана и знаменитая Ярославская оранта, попавшая в Ярославль из Ростова.

В связи с дроблением Владимиро-Суздальского княжества на ряд мелких княжеств в главных городах этих княжеств стали складываться местные школы, частично продолжающие традиции владимиро-суздальской живописи (Ярославская, Костромская, Московская, Ростовская, Суздальская и т.д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"