Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 — 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические "венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне)
пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи.

Файлы: 1 файл

0271050_7E4A9_otvety_na_ekzamenacionnye_voprosy_po_istorii_iskusstv.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков.

Важная часть узора  каллиграфическое письмо – это цитаты из Корана или хадисов. Обычно с гирихом  сочетается куфический прямоугольный  шрифт, а с ислими – закругления более позднего скорописного письма – насх.

Гирих подчеркивает величие  и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего Мира в каком-то теплом домашнем образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды.

"Строгий" орнамент  чаще всего расположен над  михрабом (часть стены, имеющая  углубление, направленное в сторону  Мекки, где становится на молитву  имам), и любой мусульманин видит его только во время вставания на молитву, а далее уже ни в процессе самой молитвы, ни во время бесед или занятий он с ней не сталкивается. Но весь другой орнамент – это растительное сплетение, когда на один бесконечный побег приходятся тысячи цветов и бутонов. Причем это не мозаика, в которой легко можно сделать копию предыдущего элемента, это рисунок, в котором каждый последующий цветок хоть и похож на предыдущий, но все же чем-то и отличен от него.

Едва ли не самым распространенным мотивом является восьмилучевая звезда. Ее происхождение связано с религиозными представлениями. Как известно, Аллах не имеет образа и места, поэтому Его имя пишут буквами.

Ковры и покрывала  в основном использовали растительные орнаменты, когда на основном однотонном фоне шел пестрый узор из цветов и листьев, причем богатство цвета (иногда до 500–700 оттенков) вполне сочеталось с богатством рисунка и нисколько не контрастировало с ним. Следует заметить, что обычно эти узоры символизируют красоту мира.

Особое направление в орнаменте ковров наблюдается в создании специальных ковриков для молитвы. На них обычно сочетаются орнаментальные узоры различных направлений.

Также одним из направлений  в орнаментальном искусстве является орнамент одежды. И в большинстве  случаев это женская одежда.

Орнамент в одежде в основном представлен в виде вышивки различных стилей и направлений.

Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

Арабеска строится на повторении и умножении одного или  нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме  движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты").

Арабеску можно размещать  на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой.

Каллиграфия

В арабских странах степень  владения каллиграфией была показателем  образованности и духовного совершенства человека.

Основы каллиграфии  преподавались в начальной школе  и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).

Нет также ничего удивительного  в том, что стили письма были канонизированы.

В основе канонизации  лежала строгая система "уставного  письма" ("хатт мансуб"), разработанная  багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке

Канонические виды арабской каллиграфии (почерки): 

Куфи - Самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана

"Шесть стилей" классического  арабского письма:

Насх  - "переписка" - горизонтальный, строгий почерк.

Мухаккак  - "правильный"

Сульс - "одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк.

Тауки - "указ" - самый убористый почерк.

Рика  - "скорописный"

Райхани - "базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика

Позже в отдельных  регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков.  Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:

Талик (таалик) - быстрый в исполнении (скорописный).

Насталик  - скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика"

 

9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО VI-X ВЕКА

Дороманское искусство

Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив  собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Переписывание книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских — скрипториях. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей. Французские рукописи в основном украшены изоморфическими инициалами: заглавной буквой в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. На полях часты рисунки христанских символов: крест, голубь и т. д. Англо-ирландские рукописи заполняет плетенка, мотивы которой восходят еще к дохристианскому времени, когда они имели магическое значение. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении все той же излюбленной плетенки. Животные при всей стилизации сохраняют удивительную жизненность, правдоподобие (например, Евангелие из Дурроу, около 670 г., Дублин, Тринита-колледж; Евангелие из Эхтернаха, VIII в., Париж, Национальная библиотека).

Монументальная живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся  же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями (резьба деревянных украшений корабля, найденного в Озеберге около Осло, IX—Х вв.)

Но в дороманском искусстве  был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII —первая половина IX в.) —по имени императора франков Карла Великого (768—814), объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегося как император римлян. Походы на Рим, завоевание Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством. Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796—805 гг.) —по примеру церкви св. Виталия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.). При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке,иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сюжетов: «Христос в славе» и «Вознесение» помещались в апсиде; на стенах нефов — сцены из Священного Писания, на западной стене — «Страшный суд». Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.

Особого внимания заслуживает каролингская рукописная книга, в которой с  чисто декоративным принципом украшения  сочетается иллюстративный. На миниатюрах этих рукописей предстают величавые  мужи в античных тогах с книгой в руках. В Каролингской империи даже возникло несколько крупных центров изготовления книг, появились   отдельные школы — Годескалька, реймсская,   турская — каждая со своими особенностями и характерными для нее памятниками.

10..ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО:РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые  страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена  связь архитектуры XI—XII веков с  древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта  и лаконичности наружной отделки  — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры  романского собора:

В основе плана — раннехристианская  базилика, то есть, продольная организация  пространства. Увеличение хора или восточной алтарной части храма. Увеличение высоты храма. Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые. Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны .Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. Тяжесть романского собора «угнетает» пространство. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

 

11. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XII-XV ВЕКА. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Термины «готический», «готика» еще более условны, чем понятие  романского искусства. Возник он в Италии в эпоху Возрождения, когда наивно полагали, что стрельчатая форма  арки средневековой архитектуры произошла от формы шатров древних готов, якобы просто связывавших кроны росших поблизости деревьев. Впоследствии, когда установлены были позднее происхождение стрельчатой арки и ее конструктивная роль и когда отношение к архитектуре средневековья решительно изменилось, термин этот все же был сохранен для обозначения позднесредневекового искусства.

В большинстве европейских  стран расцвет готики приходится на XIII—XIV века. Характерным для этого  времени является быстрый рост и  процветание городов. Вследствие этого в искусстве готики наряду с чисто феодальными элементами уже сильны черты слагающейся культуры бюргерства. Творческая деятельность переходит теперь от монастырей в руки светских мастеров, объединяющихся в цеховые организации. Прямым результатом такого положения вещей являются две черты, отличающие готическое искусство от романского: усиление рационалистических моментов, с одной стороны, и сильные реалистические тенденции — с другой.

Усиление рационализма особенно сказалось в области  зодчества, вырабатывающего своеобразнейшую, исключительно логичную систему конструкций и декора. Использование достижений романского искусства в строительстве церквей, перекрытых сводами, позволило возводить огромные каменные храмы, устойчивость которых зависела от верного распределения сил тяжести и присущего каждому своду распора. Сущность готической конструкции состояла в том, что она создавала как бы каркас, или скелет, здания, сочетая три главнейших элемента: свод на нервюрах стрельчатой формы, систему так называемых аркбутанов и мощные контрфорсы . Тип базилики сохраняется, но сильно упрощается в плане по сравнению с романским. Главный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается пересекающимися по диагоналям стрельчатыми арками (нервюрами). Их тяжесть принимают вертикальные опоры (столбы), распор же передается примыкающим к наружным стенам контрфорсам при помощи полуарок (аркбутанов), которые перекинуты над крышами низких боковых нефов и. подпирают основания нервюр. Такой же системой нервюр перекрываются и отрезки боковых нефов. Части свода между нервюрами (лотки) отличаются легкостью и почти не увеличивают нагрузку. Легкость присуща и частям стен между контрфорсами. Стрельчатая форма арок, уменьшающая по сравнению с полуциркульной распор свода, представляется столь же характерной чертой готической архитектуры, как и описанная конструкция. Стрельчатый свод постоянно применяется в аркадах, окнах, дверях, равно как и в чисто декоративных целях.

К наиболее распространенным наружным декоративным формам принадлежат небольшие башенки с остроконечными шпилями на контрфорсах (фиалы), высокие фронтоны над окнами и дверями (пинакли, вимперги), навершия башенок и пинаклей (крестоцветы), а также бегущие вдоль аркбутанов и по ребрам башенок стилизованные листья (краббы). Наиболее распространенными являются двухбашенные фасады, разделяемые на три яруса. Они имеют богато украшенные порталы, над которыми располагается большое круглое окно (роза). Тройное деление по этажам применяется и внутри среднего нефа. Над ярусом аркад располагается невысокая декоративная галерея (трифорий), над которой помещаются очень большие окна, дающие прямой свет главной части собора. Окна, в том числе и розы, заполняются легким каменным переплетом, в интервалы которого вставляются цветные стекла (витражи). Отмеченные формы в сочетании с чрезвычайным обилием скульптуры, украшающей фасады и другие части готической церкви, создают впечатление, что она как бы оплетена каменным кружевом.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"