Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 — 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические "венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне)
пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи.

Файлы: 1 файл

0271050_7E4A9_otvety_na_ekzamenacionnye_voprosy_po_istorii_iskusstv.doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона  в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы  представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство  храмов посвящённых Атону. Храмы, как  и раньше, были ориентированы с  запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

Древняя передняя азия

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

Искусство древних народов  Передней Азии может показаться сложным  и загадочным: сюжеты, приёмы изображения  человека или события, представления  о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система "абстрактных понятий - добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий.

Шумеры создали и  уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали  острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200- 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором - не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат. "adore" - "поклоняться"), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изображения. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Большинство изображённых на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ.

Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали  Великим, легко подчинил себе ослабленные  междоусобными войнами шумерские  города и создал первое в этом регионе  единое государство - царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период появилась  новая форма храма - зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в чёрный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - "лестницы в небо" - проста и понятна во все времена.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось  очень мало. Отлитая из меди голова, возможно, является портретом Саргона  Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благо родства и внутренней силы. Чувствуется, что мастер стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно - всё свидетельствует о пре красном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

ИСКУССТВО СТАРОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА 

Период с XX по XVII в. до н. э. называют старовавилонским, поскольку  самым важным политическим цент ром  Междуречья в то время стал Вавилон.

Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние  царя перед божеством, использовались традиционные приёмы, фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком "официальном" стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изображения становится совершенно иной. Примером тому служит не большой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая - на ударном инструменте, похожем на тамбурин. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишённые движения композиции в черно-белых или красно коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

Государства, созданные  хеттами (индоевропейским народом) и хурритами (племенами неизвестного происхождения), существовали недолго, но их творчество отразилось в искусстве  последующих эпох.

Вероятно, горы для хеттов были чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их религиозного и художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным.

Большинство памятников хеттского искусства известно по раскопкам их столицы - Хаттусы (ныне Богазкёй в Турции). Город окружала мощная стена с пятью воротами, а центром его была находившаяся на скале крепость. Все постройки хетты возводили из крупных каменных или глиняных блоков. Хеттские сооружения обычно асимметричны, перекрытия у них плоские, в качестве опор использовались не колонны, а мощные четырёхгранные столбы. Нижняя часть здания (цоколь), как правило, оформлялась большими каменными плитами - ортостатами, украшенными рельефами.

Бережное, исполненное  религиозного трепета отношение хеттов к камню определило главные черты хеттской скульптуры: предпочтение отдавалось рельефу, в котором ост рее, чем в статуе, чувствовалась связь с формой каменного блока. Пожалуй, самое замечательное в искусстве хеттов заключается в том, что их памятники гармонично вписывались в окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеобразную "естественную архитектуру". Не только хетты создавали святилища в скалах. Многие народы Древнего Востока стремились превратить окружающий мир в грандиозный храм.

Хурриты изобрели, особый тип дворцово-храмовой постройки - бит  хилани (дословно "дом галереи"), здание с комплексом галерей, параллельных главному фасаду. Входная галерея  с двумя башнями по краям, к  которым вели специальные лестницы, напоминала парадные городские ворота.

Немногочисленные памятники хурритской скульптуры - изображения людей, выполненные в условной манере, с напряжёнными, похожими на маски лицами.В этом чувствуется родство с хеттской скульптурой. Однако хурритские мастера в отличие от хеттов шлифовали камень до блеска, и статичная, как бы замкнутая в себе ком позиция оживлялась игрой светотени на поверхности скульптуры.

ИСКУССТВО ФИНИКИИ 

Финикийские ювелиры и скульпторы умело соединяли в своих изделиях традиции разных культур и создавали удивительные произведения - из резного дерева и слоновой кости, золота и серебра, драгоценных камней и цветного стекла.

В финикийских городах - Библе, Угарите, Тире, Силоне - возводились богато украшенные многоэтажные сооружения. Исследователи предполагают, что знаменитые дворец и храм древнеиудейского царя Соломона в Иерусалиме построили финикийцы.

ИСКУССТВО АССИРИИ 

Ассирийцы жестоко расправлялись  с противником: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали  в рабство десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время за воеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художественные принципы чужуземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство при обрело неповторимый облик.

На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре  встречаются все известные ранее  типы построек: зиккурат, бит хилани. Новизна за ключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город крепость с единой строгой планировкой. Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. В каждом рельефе много персонажей, повествовательных подробностей. Фигуры людей на рельефах выполнены в условном, обобщённом стиле, тогда как облик животных передан натуралистично. Иногда мастера прибегали к искажению пропорций, подчёркивая тем самым драматизм ситуации: например, в сценах охоты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо - в профиль, другое плечо - в фас. Тщательно отделывали детали - завитки волос, складки одежды, отдельные мускулы. Рельефы раскрашивали; возможно, первоначально они очень напоминали на стенную живопись.

МИФИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ  ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

Немало произведений месопотамского искусства связано с религиозными и мифологическими сюжетами. В  сказаниях и поэмах часто рассказывается о фантастических существах - полу людях полу животных, постоянно сопровождающих богов, героев и обычных людей.

Наиболее известный пример- "стражи" дворца ассирийского царя. Это шеду - крылатые быки с пятью ногами и человеческими лицами. Лишняя нога у этих сказочных животных сделана специально, для того чтобы создать оптический эффект: человеку, проходящему через ворота, кажется, что могучий страж движется ему навстречу и готов в любую минуту преградить путь тому, кто несёт зло.

Другим персонажем является человекобык - один из популярнейших героев шумерской  и аккадской глиптики - существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом. В древнейшие времена он почитался скотоводами  в качестве защитника стад от болезней и нападений хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевёрнутых вниз головами львов или леопардов. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов. Стражами владений бога солнца Уту Шамаша считались ещё два популярных персонажа: человек скорпион, поддерживающий, согласно древним сказаниям, небесный свод, и бык с человеческим лицом. Однако по силе и агрессивности не имел себе равных среди других монстров львино-головый орёл Анзуд. Он охранял границы загробного мира и символизировал стихии, которые находились под покровительством бога войны Нингирсу.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культуры и искусств"