Садово-парковое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Садово-парковое искусство - это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, с использованием природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов выражает определенное идейное содержание в художественных образах. Оно является основой для ландшафтной архитектуры.

Содержание работы

Введение 3
Общая характеристика парка 3
История создания парка. 3
Характеристика природных условий. 3
Функциональное назначение парка. 3
Стилевое направление парка. 3
2.Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования 3
2.1 Районирование территории парка. 3
2.2 Объёмно – пространственное решение ансамбля. 3
2.3 Композиция открытого пространства. 3
2.3.1 Рельеф. 3
2.3.2 Растительность. 3
3.Средства ландшафтной композиции 3
3.1 Пространственные формы в садово-парковом искусстве. 3
3.2 Соотношение форм по положению в пространстве. 3
3.3 Соотношение форм по фактуре 3
3.4 Соотношение форм по цвету. 3
3.5 Цвет. 3
3.6 Освещенность. 3
3.7 Перспектива. 3
4.Композиция паркового пейзажа. 3
4.1Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью. 3
4.2 Композиция пейзажных картин. 3
4.3 Пейзажное разнообразие. 3
5. Проектная оценка объекта 3
Посадочная ведомость 3
Баланс территории объекта 3
Ведомость запроектированных мероприятий 3
6.Техника безопасности 3
Заключение 3
Список используемой литературы 3

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ СПИ.docx

— 4.57 Мб (Скачать файл)

1.4Стилевое направление парка.

В планировке парка присутвует как регулярный, так и природный стиль. Вдоль берегов пруда был создан большой пейзажный парк. Преобладающими древесными породами в нем стали сосна и береза, а главными художественными принципами - световой и пространственный контраст, свободное, живописное расположение малых архитектурных форм, которые дополняют и развивают заложенный в самой природе мотив.

К южному фасаду дворца примыкал большой регулярный партер - часть старой голицынской  усадьбы. Впоследствии его заменила обширная поляна, окруженная сосновым бором. Все остальные части парка  мыслились как чередование живописных пейзажных картин, объединенных прогулочными дорогами, из которых наибольший интерес  представляла так называемая Перспективная  дорога (позже Утренняя дорожка). Вдоль  склонов, обращенных к прудам, было особенно много солнечного света  и простора, один вид на заливы пруда  сменялся другим, причем в наиболее эффектных местах располагались  беседки и "руины", получившие сентиментальные названия Нерастанкино, Миловида, храм Цереры, Русал-кины ворота и т.д. По сведениям А. Регеля, названия заочно давала сама императрица.

2.Теория садово-паркового искусства и           композиционные основы проектирования

 

Отличительная особенность ансамбля заключается  в том, что даже самые крупные  здания решены как парковые сооружения. Они играли роль архитектурного дополнения того или иного природного мотива и рассчитывались на восприятие с  определенных точек - царицынской плотины, березовой перспективы, дорожек  партера. Главные и Виноградные  ворота, Фигурный мост и трехарочный  мост через овраг выполняют не только и не столько свою прямую утилитарную функцию, а имеют  прежде всего декоративное назначение: от них и через них раскрываются живые картины парка, они служат архитектурной рамкой для висты, направленной в сторону рощи, пруда, павильона-беседки, аллеи-подъезда. Одна из аллей обходит пруд кругом непосредственно  у воды. Другая, напротив, показывает пруды сверху, причем видовые точки  рассчитаны таким образом, что открывают  перспективы в местах расширения водного зеркала или расположения искусственных островков. Каждая прогулочная  дорога - Липовая, Глухая, Утренняя, Березовый  проспект и т.д. - имеет свой неповторимый характер, вызывает особый психологический  настрой, располагает своими "сюрпризами" в виде гротов, шалашей, укрытий-пещер.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                      

 

2.1 Районирование территории парка.

Районирование – это территориальное обобщение  каких-то групп сходных явлений  или объектов и пространственное отчленение их от других подобных групп.

Рекреационные зоны различаются уровнем благоустройства: первая рекреационная зона представляет собой регулярный парк с частой сетью  асфальтированных дорожек, вторая - менее  ухоженную, значительно затененную, глубинную часть паркового комплекса  с более частым древостоем.

 

2.2 Объёмно – пространственное решение  ансамбля.

Организованное  пространство – это среда для  жизни и деятельности человека, подчиненная  материальным и духовным запросам общества. Творческий метод садово-паркового  искусства опирается на экологические  свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиции трех пространственных категорий:

1.Пространство (собственно территория);

2.Плоскость  его составляющая (поверхность земли);

3.Объем.

Комплекс  этих категорий и определяет объемно-пространственную структуру объектов садово-паркового  искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Композиция открытого пространства.

 

Открытые пространства являются одним  из наиболее важных структурных элементов  парка. В регулярных парках-партеры, в пейзажных-поляны. В саду присутствуют партеры из цветочных клумб.

 

 

2.3.1 Рельеф.

Рельеф является наиболее стабильно сохраняющимся  компонентом ландшафта. Рельеф парковых территорий можно разделить на три  группы:

1. Рельеф положительных  форм (гребни гор, холмы, горы  и склоны).

2. Рельеф отрицательных  форм (ущелья, овраги, склоны, котлованы).

3. Рельеф нейтральных  форм (участки равнинного рельефа  с небольшим уклоном 5- 7°).

 Царицынский  парк имеет сложный рельеф, изобилующий  речками, ручьями и оврагами, через  которые перекинуты небольшие мостики.

 

 

 

2.3.2 Растительность.

 

 

В Первом оранжерейном корпусе представлены субтропические и тропические растения, которые  выращивались в царицынских оранжереях в прошлом: это пассифлора голубая, пеларгония, гибискус. Также Вы увидите  несколько видов пальм, саговники, красивоцветущие и декоративнолистные растения.

В Виноградной  оранжерее экспонируются растения исторического ассортимента: плодовые - для царского стола (виноград, цитрусовые), а также суккуленты и красивоцветущие  культуры.

Во Втором оранжерейном корпусе представлены растения преимущественно исторического  ассортимента: пряные, эфирномасличные, которые поставлялись на дворцовую  кухню (розмарин, имбирь, кардамон и  прочие), лекарственные (рута, душица), овощные (томат, перец, баклажан) а также  тропические растения (ананас, алоказия, фикус и другие).

В парке много  старых деревьев, некоторые из которых  появились здесь, скорее всего, до времен Екатерины II. Много старых деревьев среди интродуцентов*. Особый интерес  представляет экземпляр бархата  амурского, вероятно, самого старого  городе, диаметр его ствола достигает 95 см. Деревья Царицынского парка  – не только ценные природные объекты, но и исторические памятники столицы: разные породы деревьев появлялись на территории парка в определенные исторические периоды, отражая популярные тенденции «парковой моды».

Бересклет бородавчатый. Euonymus verrucosa. Семейство – Бересклетовые (Celastraceae)

Береза повислая.  Betula pendula. Семейство – Березовые (Betulaceae)

Ель европейская, или обыкновенная. Picea abies. Семейство  – Сосновые (Pinaceae)

Дуб черешчатый. Querrcus robur.  Семейство – Буковые (Fagaceae)

Липа сердцевидная  Tilia cordata.  Семейство – Липовые (Tiliaceae)

Клен остролистный Acer platanoides. Семейство – Кленовые (Acceraceae)

Ольха клейкая, или черная Alnus glutinosa. Семейство –  Березовые(Betulaceae)

Лещина обыкновенная Corylus avellana. Семейство – Березовые(Betulaceae)

 

 

 

 

 

3.Средства ландшафтной композиции

 

Композиция (от лат. – расположение, составление, соединение) означает построение произведения искусства.

В садово-парковом искусстве композицию можно определить, как расположение пространственных форм  паркового объекта в определенном сочетании, образуя гармоничное  единство, организуемого пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Пространственные формы в садово-парковом искусстве.

Пространственные  формы  включают плоскости, это поверхность  земли (с газоном, цветниками, покрытием), элементы рельефа (водное зеркало, стены  леса, ограждения) и объемы (древесные  массивы, группы, отдельно стоящие деревья  и кустарники, архитектурные сооружения, скульптуры).

Соотношение пространственных форм  по их свойствам, представляют собой средства композиции, важнейшими из них  являются:  единство и соподчиненность, пропорция, законы линейной и воздушной перспективы.

3.1.1 Соотношение  форм по величине (высота, длина).

3.1.2 Соотношение  по геометрическому строению.

3.1.3 Объемная  форма (куб, шар).

3.1.4 Плоскостная  форма (относительное равенство  величины по двум координатам  при подчиненной к третьей  координате).

3.1.5 Линейная  форма.

3.2 Соотношение форм по положению  в пространстве.

3.2.1 Фронтальная  композиция.

3.2.2 В объемной  композиции формы ярко выражены  во всех трех  измерениях.

3.2.3 В глубино-пространственной  композиции они организуются  в глубокие перспективы и раскрытие  идет постепенно.

3.3 Соотношение форм по фактуре.

Фактура –  это характер поверхности  предметов.

 

3.4 Соотношение форм по цвету.

Композиционное  построение пейзажей невозможно без  учета цвета. Парковая сфера насыщена цветом растительности, неба, поверхности  земли, сооружений, покрытий.

3.5 Цвет.

Цвет является важнейшим компонентом пейзажа. Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические. Цвета характеризуются  следующими свойствами: цветовой тон, насыщенность (степень хроматичности), светлота.

3.6 Освещенность.

Освещенность  в садово-парковом искусстве тесно связано с климатом, ее необходимо учитывать при формировании экологически благоприятной среды для человека и растений. Визуально воспринимаются градации освещенности, называемые светотенью. Часть поверхности тела, на которую не попадают световые лучи основного источника света вследствие рельефа, поверхность этого тела называют теневой поверхностью или собственной тенью тела. На скрытой от источника света поверхности образуется неосвещенный участок, называемый падающей тенью.

Световые  градации светотени зависят от трех причин:

- общей силы  освещения;

- окраски  предметов;

- густоты  тени.

Существуют  следующие типы освещения:

1) фронтальное;

2) боковое;

3) контражурное.

Особое место  занимает искусственная подсветка  пейзажей и их элементов в вечернее время и ночью.

3.7 Перспектива.

Перспектива – это зрительное  изменение  предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Различают перспективу:

3.7.1 Линейная  перспектива, связана со зрительным  уменьшением  величины и изменением  формы.

3.7.2 Воздушная  перспектива, связана с изменением  яркости и четкости предметов,  а так же их цвета по мере  удаления от точки наблюдения.

Пространственное  изменение цвета называется цветовой перспективой.

В садово-парковом искусстве глубина пейзажа  является реальностью и требует соответствующего подхода. Первое зрительное восприятие в пространстве - это видимая величина предмета, по ней судят о том, как  далеко они отстоят  от точки наблюдения.

Краски пейзажа  наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При  отдалении синева воздуха  накладывает  на них свой  голубоватый отпечаток. Особенно интересны эффекты воздушной  перспективы при боковом освещении  пейзажа.

4.Композиция паркового пейзажа.

Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты – те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и  подчиненные, на отдельных участках  в микрокомпозициях подготавливают восприятие абсолютных доминант.

Абсолютные  доминанты занимают центральное  положение в парке, охватываются главным маршрутом, имеют несколько  основных точек восприятия. Подчиненные  доминанты являются либо вариациями  главной темы, либо развивают ее, они  решаются менее монументально, иногда носят более интимный характер.

Назначение  локальных композиционных  акцентов – избежать монотонности там, где  парковый пейзаж  становится однообразным, создать систему  зрительных ориентиров в тех участках парка, где воздействие  ведущей доминанты ослабевает.

Идейно-художественная композиция раскрывается путем  ритмичного размещения открытых и закрытых пространств, основных доминант и видовых точек  на участках главного маршрута, а так  же при помощи постепенного наращивания  контраста в сочетании с интервалами.

При создании осевой композиции  именно ось и  становится доминантой, а остальные  элементы должны быть связаны с ней  непосредственно или косвенно. Дороги, сооружения, поляны, примыкающие к  оси или ведущие к ней, должны быть композиционно подчинены ей формой, характером построения пейзажа.

Ось является не только линией зрительного восприятия, но и линией движения, и функционально  объединяющей  связью парковых зон.

Осевые композиции могут быть  симметричными и  асимметричными.

Геометричность  и живописность  композиционных приемов предопределяются топографией  местности, общей ландшафтной характеристикой.

Осевая симметрия  – очень сильный и выразительный  прием  формирования парковых ансамблей.

4.1Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью.

Взаимосвязь садово-паркового искусства и пейзажной живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих различных видов искусства.

Практика  создания пейзажей и перенесение  их в натуру с дальнейшим их формированием  представляет собой определенный метод.

Под термином пейзаж следует понимать составную  часть ландшафта, которая может  быть воспринята как художественно-цельное  пространство. Конкретные условия зрительного  восприятия  определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный  партер  или группа деревьев находится  за низшим порогом понятия пейзажа, а крупный массив насаждений или  сложная система водоемов – за его высшим порогом. Обязательным признаком  пейзажа является преобладание или  наличие природных компонентов. Вид – фрагмент пейзажа, предельно  ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая  поляна в густом лесу, мост над водой  с двумя – тремя  группами деревьев, беседка в парке  и  т.п.). К  виду может быть отнесена и виста  – картина, открывающаяся через  узкую просеку  в густом лесу на более или менее удаленные  объекты.

Информация о работе Садово-парковое искусство