Садово-парковое искусство в Европе XVII-XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

История садово-паркового искусства зародилась еще в древности. На различных этапах развития цивилизации садово-парковое искусство являлось выражением прогрессивных идей эпохи, философско-эстетических представлений о мире и отношении человека к природе. «Эстетический климат» эпохи определял и назначение парков. В античности они устраивались для размышлений и поэтических мечтаний, в средневековье – для молитв и благочестивых бесед, в Новое время – для празднеств и приема гостей, и так далее, в каждую эпоху по-своему

Содержание работы

Введение
Глава I Садово-парковое искусство Италии
Глава II Садово-парковое искусство Франции
Глава III Садово0парковое искусство Англии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

садо-парковое в арх.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

                                                    Министерство образования и науки РФ

  федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Высшая школа народных искусств (Институт)» 
 
 
 

                                                 

                                                            РЕФЕРАТ

                 Садово-парковое искусство в Европе  XVII-XVIII веков 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                  Выполнила:

                                                                        Студенка группы 3РМ-А

                                                      Мамедова У.С 
 

                                                                        Научный руководитель:

                                                                       доц. каф. истории искусств 

                                                      Тихомиров С.А. 

                                               

                                                 Санкт - Петербург

                                                            2012

Содержание:

Введение

Глава I Садово-парковое искусство Италии

Глава II Садово-парковое искусство Франции

Глава III Садово0парковое искусство Англии

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Введение

Садово-парковое искусство  как синтез различных искусств является ярким воплощением картины мира. Оно в наибольшей степени отражает взаимосвязь природа: человек: культура: история, а также включает в себя ценностное отношение человека к  миру, информацию о способах познания действительности.

Развитие садово-паркового  искусства определяется отношением человека к природе на разных этапах развития. Если проследить эволюцию картины  природы в натурфилософских концепциях различных исторических периодов, то можно увидеть, как природа в  этих философских картинах несет  на себе отпечаток культурно-исторического  фона, образа жизни, ценностных ориентаций людей данной эпохи. Истолкование природы  непосредственно отражает уровень  развития производства и общественной жизни, характер и специфику культурно  исторических форм деятельности человека. Менялись формы общественного устройства, а с ними и способы освоения природной среды обществом.

Эстетические и  художественные идеи, влияние моды, экономические и технические  возможности, требования определенных исторических эпох находят отражение  в дворцово-парковых композициях, ассортименте использованных растений, стиле оформления и содержании парковых элементов.

Значение садово-паркового  искусства в системе культуры огромно. Во-первых, сады и парки - это  творение культуры прошлого, причем образец  синтеза различных искусств. Это  место общения человека как с природой, так и с произведениями искусства. Во-вторых, это продукт цивилизации, отражения уровня достижений не только в области ландшафтной архитектуры, но и уровня эстетического развития человечества, способов миросозерцания и восприятия самого человека в мире.

Сады и парки  являются порождением своего времени  и поэтому, говоря о садово-парковом искусстве разных эпох и народов, мы судим о их культуре. Отражение садово-паркового искусства в памятниках живописи также один из способов исторического познания. Характеризуя произведения искусства во взаимосвязи с эпохой, ее вкусами, потребностями общества, мы расширяем представления о самой эпохе, устанавливаем статистические связи искусства данной эпохи с искусством предыдущего и последующего времени. В то же время образ природы - это образ художника как представителя данного общества и эпохи с присущими признаками художественного мышления.

История садово-паркового  искусства зародилась еще в древности. На различных этапах развития цивилизации  садово-парковое искусство являлось выражением прогрессивных идей эпохи, философско-эстетических представлений  о мире и отношении человека к  природе. «Эстетический климат»  эпохи определял и назначение парков. В античности они устраивались для размышлений и поэтических  мечтаний, в средневековье – для  молитв и благочестивых бесед, в  Новое время – для празднеств и приема гостей, и так далее, в  каждую эпоху по-своему.

Рассмотрим садово-парковое искусство Европы XVII – XVIII вв. на примере  Италии, Франции и Англии, так  как каждая из этих стран в свое время сыграла определенную роль в развитии садово-паркового искусства.

I Садово-парковое искусство Италии

 В XVII в. Италия в эпоху Возрождения остается ведущим художественным центром Европы. Благодаря опыту развития предшествующих столетий Италия ранее других стран восприняла веяния новой эпохи. Мастера из различных стран Европы в начале XVII в. устремились в Рим, где они могли не только изучать наследие античности и Ренессанса, но и приобщиться ко всем новым веяниям в искусстве. В это время Рим является главным очагом развития архитектурной мысли в Италии. Здесь формируется и два основных стиля XVII в. – барокко и классицизм.

Утверждение стиля  барокко связано с кризисом идеалов  эпохи Возрождения и изменившейся «картиной мира» на рубеже XVI – XVII вв. Искусство барокко преимущественно  обращено к традиционным религиозным  и мифологическим сюжетам, исполненным  согласно канонам античного искусства  и Возрождения .Стиль барокко формируется еще в эпоху Ренессанса, в последствии развиваясь в соответствии с традициями и тенденциями Нового времени.

Принципы нового стиля прежде всего оформляются  в архитектуре – уже в дворцово-парковых комплексах конца XVI в. Для них еще  характерна «целостность бытия» эпохи  Возрождения, «незнающая противопоставления разных его частей – мира и человека», а также чувства уединенности и замкнутости .

Характерной особенностью садов Ренессанса является их террасное расположение: террасы связаны друг с другом лестницами, часто украшенными скульптурами и зелеными стенами из постриженных вечнозеленых растений. Известен сад виллы д’Эсте со своими террасами, скульптурными фонтанами и кипарисами. И сад виллы Ланте, состоящий из нескольких террас. Обилие каменных произведений на террасах – фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, лестниц и другой садовой символики – типичное явление садов и парков барокко. Театрализованность барокко требовала, чтобы кусты и деревья принимали форму статуи, а сами статуи сливались с растительностью.

В начале XVII в. происходит постепенное усложнение садово-паркового искусства. Развиваются новые приемы, создающие впечатления единства. Стремление к слиянию различных искусств в ансамбле характерно для художественной культуры XVII в. Это проявилось в стиле барокко. Синтез искусств основан на принципе подчинения их архитектуре. Различные виды искусств как бы продолжали архитектурные формы, превращая их в некий иллюзорный, иррациональный и в то же время чувственно осязаемый мир . Это было обусловлено новым взглядом на мироздание. Если эпоха Возрождения была открытием реального, земного мира как сферы бытия и деятельности человека, то человечеству XVII в. открылась огромность и безграничность Вселенной. Именно в барокко получили выражение новые представления о единстве и постоянной изменчивости мира, о его драматизме.

Садово-парковое искусство  барокко распространяется главным  образом в конце XVI в. и в течении всего XVII в. Светская архитектура Италии этого периода представлена виллами знати. Это либо городские виллы, находившиеся в близости от городских стен и окруженные парками с декоративной скульптурой, фонтанами и бассейнами. Или загородные резиденции знати, облик которых более свободный, природные элементы непосредственно входят в архитектурный комплекс.

Итальянские виллы  создавались по определенной схеме: главное здание, обычно призматической формы, ставилось на склоне холма, поверхность  которого использовалась для создания системы подъемов и разбивки парка. Основные архитектурные средства паркового комплекса – лестницы, террасы, каскады, гроты – сосредотачивались на главной оси.

Динамичность пространства создавалась перспективами аллей  и движениям воды в каскадах и  фонтанах. Барокко стремилось внести движение в архитектуру или хотя бы создать иллюзию движения, поэтому  фонтаны, водопады, каскады – типичное явление садов и парков барокко. Контрасты разнообразных фактур, сочетание различных архитектурных форм придавали ансамблю зрелищный характер. Парк, поражая богатством и разнообразием видов и перспектив, продолжал и дополнял здания виллы.

В начале XVII в. в стиле  барокко выполнены палаццо Боргезе и Барберини в Риме . Это частные фамильные дворцы римской знати, в которых архитектура полностью господствует над окружающим пространством. Наиболее ярким примером загородных вилл является вилла Альдобрандини в Фраскати. В ансамбле виллы применена трехлучевая система планировки с выделением здания дворца как композиционного центра.

Для искусства барокко  характерна театрализованность мировосприятия, причем барокко сделает объектом театрализации само городское пространство. Представления о пространстве связывались с идеей бесконечности, активно разрабатывавшейся в философии и математики XVII в. Воплощение принципа бесконечной пространственности реализовывалось через линейную перспективу.

В садово-парковом искусстве  барокко в сравнении с садами Ренессанса значительно возрос идеологический момент. Если символика садов эпохи  Возрождения в основном носила светский характер, хотя и сохраняла еще  представление о саде как о  земном рае, то сады барокко должны были демонстрировать социальное положение и вкусы их владельцев.

Часто внутри садово-паркового  ансамбля устраивались амфитеатры и  музеи античных древностей, создававшие  декоративный фон для маскарадов, театральных действий . Аллеи для прогулок были защищены сводами из подстриженного мирта и кипариса, что создавало ощущение визуальной замкнутости и уединенности. При это переход от одного «зеленого апартамента » к другому строился на основе контраста. Многообразие мира, которое по-своему стремится представить парк барокко, раскрывается путем подчеркивания «тайны мироздания»

Мир и парк вызывают прежде всего удивление. Сады и парки поражают театральными эффектами, разнообразием перспектив и иллюзией движения, создаваемой фонтанами, каскадами и водопадами. На первый план выступает сложность смыслового оформления садово-паркового комплекса. Важно раскрыть и понять этот смысл.

Виллы Италии XVI-XVII веков, их сады и парки определили своеобразный стиль садово-паркового искусства, получившей наименование системы итальянских  парков. В конце XVII в. начинается упадок итальянского искусства, что связано  с геополитическим положением Италии в Европе в этот период. Расцвет  итальянского искусства в XVIII в. наблюдается только в Венеции, сохранившей независимость.

II Садово-парковое искусство Франции

Зодчество итальянского барокко оказало сильное влияние  на архитектуру Франции XVII – XVIII вв. Вместе с тем, французская архитектура  многое непосредственно заимствовала в произведениях итальянского Ренессанса. К этим итальянским влияниям присоединились формы, восходящие к средневековой готической архитектуре Франции.

В течении XVII-XVIII вв. архитектура Франции прошла значительный путь развития, в котором отразилось общее направление французской  архитектуры этого периода.

Основное достижение французской архитектуры XVII-XVIII вв. заключается в постановке проблемы архитектурного ансамбля. Именно во Франции  в XVII в. окончательно оформился централизованный правильный город. Решение городского ансамбля основывалось на идеалах итальянского барокко, которые были переработаны французскими архитекторами .

Во второй половине XVII в. во Франции формируется новый  архитектурный стиль – классицизм, распространение которого в основном приходится на XVIII и начало XIX в. Стиль французской архитектуры этого времени формируется также под воздействием итальянского барокко, но в то же время был реакцией против него.

Становление нового стиля в искусстве Франции  проходило на фоне завершения формирования единого централизованного французского государства, нации и усиления абсолютизма.

На правление Людовика XIV, «короля-солнца» приходится наивысший  расцвет абсолютизма, выразившийся в формуле: «государство-это я». С  этого времени в развитии культуры и искусства Франции наступает  новый этап. Академия живописи и  скульптуры, сформированная в 1648 г. и  находившаяся в ведении Кольбера, и Академия архитектуры (1671) контролировали всю художественную жизнь Франции.

Информация о работе Садово-парковое искусство в Европе XVII-XVIII веков