Западноевропейское искусство второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 09:37, доклад

Описание работы

Для Европы вторая половина 19 века — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности.
В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю.
На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837— 1901 гг.), и в могущественной Британской империи (её колонии были в Индии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпоха, получившая название викторианской. В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Западноевропейское искусство второй половины 19 века

Для Европы вторая половина 19 века —  время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности.

В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее положение  заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю.

На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837— 1901 гг.), и в  могущественной Британской империи (её колонии были в Индии, Центральной  и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпоха, получившая название викторианской. В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса.

Люди искусства стремились уловить и передать в своём творчестве образы нового времени. Рушились художественные принципы, рождённые прошедшими веками, отметались старые сюжеты.

Уже второй век подряд законодательницей  мод и стиля жизни оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже проходили Салоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных живописцев. Публика оживлённо обсуждала работы художников, газеты и журналы печатали рецензии критиков.

Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства. В течение второй половины XIX столетия художественное творчество, изменившись само, преобразило и материальную среду человека — город, дом, комнату, платье, посуду... 

 

Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения  в города. Старые города Европы росли  и перестраивались. Тогда появилась  новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города. В середине века резко изменился облик многих европейских столиц. В перестроенном Берлине участки земли между городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными двориками-колодцами. Более удачной оказалась реконструкция Вены. На месте снесённого пояса городских укреплений проложили широкую озеленённую магистраль Ринг («кольцо»), которую быстро застроили внушительными общественными и жилыми зданиями. Образцовой была признана перестройка Парижа. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой замкнутости кварталов и связали город в единое целое. Кладбища переместились к окраинам, промышленные предприятия — в предместья, зато в черту Парижа вошли два больших пейзажных парка — Венсенский и Булонский леса. В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные конструкции считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали лишь при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, а также популярных тогда всемирных промышленных выставок.

В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч. «эклектикос» — «выбирающий») — архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей.

Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и неоготикой первой половины столетия. Потом возникло ещё несколько «исторических» стилей — романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо, второй ампир.

Характернейший пример эклектизма в архитектуре — застройка венского Ринга (60—80-е гг.). Здесь соседствуют Вотивная церковь в формах французской готики (архитектор Генрих фон Ферстель); Городской театр, сочетающий черты зодчества Возрождения и барокко (архитекторы Готфрид Земпер и Карл Эрхард фон Хазенауер); здание Парламента, стилизованное под древнегреческое (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен), и Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой архитектуре XVI в. (архитектор Александр Виллеман).

Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и культур. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир.

Хотя эклектизм, по сути, явление  «массовой культуры», среди его  мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825—1898). Построенное им здание парижского театра «Гранд-Опера» (1861 — 1875 гг.), несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Площадь перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный зрительный зал на две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).

Выдающимся немецким зодчим был  Готфрид Земпер (1803—1879), известный также как теоретик архитектуры. Постройкам Земпера присущ эклектизм, и всё же он отдавал предпочтение ясному и выразительному языку архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его работа — Дворцовый театр в Дрездене (1838—1841 гг., перестроен автором в 1871 — 1878 гг.).

 

 В живописи Англии главенствующее положение сохранила академическая школа. Неглубокие, слащавые, с надуманными сюжетами работы членов лондонской Королевской академии искусств пользовались большой популярностью у невзыскательной викторианской публики. Однако на протяжении второй половины XIX столетия академия не дала ни одного интересного художника.

Наиболее ярким явлением той  эпохи стало творчество «Братства  прерафаэлитов» — первого в истории  английской живописи объединения художников.

Тогда же в Англии работал один из самых независимых и своеобразных художников XIX в. — Джеймс Уистлер. Его  творческие поиски, как и у прерафаэлитов, были направлены против академизма; он пытался отобразить на холсте непосредственное восприятие окружающего мира.

К концу века и неоклассицизм, и  академическая живопись, и поиски образов в искусстве Средневековья  и Возрождения исчерпали себя. В двери стучалось новое, XX столетие — век художников-революционеров и безграничных творческих экспериментов.  

 

В 1849 г. три английских живописца  выставили на суд публики картины, подписанные монограммой «PRB». В залах Королевской академии искусств среди привычных парадных портретов, сентиментальных бытовых сценок и скучных мифологических композиций две картины: «Риенци» и «Изабелла» — притягивали взор яркими красками и странными сюжетами. Отдельно, в галерее Портланд на углу Гайд-парка, была выставлена ещё одна работа — «Юность Марии».

Вскоре тайна монограммы открылась: это был символ творческого объединения художников — «Братства прерафаэлитов» {англ. PreRaphaelite Brotherhood, от лат. ргае — «перед», «впереди», итал. Rafael — «Рафаэль» и англ. brotherhood — «братство»).

История «Братства» началась в 1848 г., когда познакомились студенты школы  Королевской академии Уильям Холмен Хант (1827— 1910), Данте Габриэл Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Миллес (1829—1896). Им не нравились система академического образования, модные живописцы и консервативные вкусы викторианского общества. Молодые художники не хотели изображать людей и природу отвлечённо красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных мифологических, исторических и религиозных произведений.

Осенью того же года было основано «Братство прерафаэлитов». Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть противостояние стилю итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти и выразить интерес к творчеству итальянских мастеров Проторенессанса и XV в. В этой эпохе их привлекали «наивное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное чувство. Романтики по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир образов средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство» передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам. Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно-прикладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое качество вещей, сделанных ими вручную.

Эти идеи члены «Братства» изложили в статьях, рассказах и поэмах, которые они публиковали в  своём журнале «Росток». Благодаря  ему к концу 1850 г. о прерафаэлитах  знали не только в академии, но и  за её пределами.

Вскоре к прерафаэлитам присоединились художник Джеймс Коллинсон (1825—1881), скульптор Томас Вулнер (1825—1892), а также Фредерик Джордж Стивенс (1829—1907) и брат Данте Габриэла Уильям Майкл Россетти (1829—1919). Двое последних позднее стали писателями и художественными критиками. Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Художники полагали, что нельзя изображать посторонних людей, поэтому всегда выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Они внесли изменения и в традиционную технику живописи: использовали чистые цвета, писали без подмалёвка по сырому белому грунту. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней. Воспринимая христианство как духовное начало, возвышающее искусство, прерафаэлиты обратились к сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии.

Творчество прерафаэлитов было тесно связано с литературой: с произведениями итальянского поэта  эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников. Многие из этих сюжетов нашли отражение на полотнах молодых художников.

В 1853 г. первый период в истории «Братства прерафаэлитов» закончился. Миллес не выдержал постоянной критики и стал членом Королевской академии искусств. Данте Габриэл Россетти объявил это событие концом «Братства». Постепенно его покинули остальные друзья. Вулнер уехал в Австралию, Хант отправился на Ближний Восток искать места, описанные в Ветхом Завете.

Новый этап в движении прерафаэлитов начался  со знакомства Данте Габриэла Россетти и двух студентов Оксфордского университета — Уильяма Морриса (1834—1896) и Эдуарда  Берн-Джонса (1833 — 1898).

В Оксфорде — одном из старейших университетских  городов Англии (его университет  был основан в XII в.) — они впитали  дух Средневековья и впоследствии только в нём видели источник творческого  вдохновения. Из статей критика Джона  Рёскина студенты впервые узнали о существовании «Братства прерафаэлитов», а в доме одного из друзей они увидели акварель Данте Габриэла Россетти «Данте, рисующий ангела» (1853 г.). Работа произвела на Морриса и Берн-Джонса сильнейшее впечатление. С этого момента прерафаэлиты стали для них идеалом в живописи, а Данте Габриэл Россетти — кумиром. В 1855 г. молодые люди покинули Оксфорд, окончательно решив посвятить себя искусству.

В 1857 г. Данте  Габриэл Россетти вместе с другими  мастерами (в их числе был Моррис) расписал стены одного из новых зданий в Оксфорде сценами из книги «Смерть Артура» (14б9 г., издана в 1485 г.) английского писателя Томаса Мэлори. Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра» (1858 г.), изобразив в роли жены короля Артура свою будущую жену Джейн Бёрден. Он и Данте Габриэл Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой они так восхищались.

Берн-Джонс возглавил движение прерафаэлитов в 70-х гг., когда Данте Габриэл Россетти начал болеть и почти перестал заниматься живописью.

В 1890 г. Моррис организовал издательство, в котором вместе с Берн-Джонсом  напечатал несколько книг. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, так же как и английский график Уильям Блейк, попробовал найти единый стиль оформления страницы книги, её титульного листа и переплёта. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы» английского поэта Джефри Чосера. От этой книги веет ожившим Средневековьем: поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.

«Кентерберийские рассказы» вышли  в год смерти Уильяма Морриса. Через два года не стало Эдуарда  Берн-Джонса. История движения прерафаэлитов закончилась. Наступило XX столетие, мастерам которого они оставили большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству.


 

 

Во второй половине XIX в. многие французские  мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении  природы и человека, искали новый  художественный язык, способный правдиво отразить действительность. Ведущим  принципом в искусстве этого периода стал реализм (от лат. realis — «вещественный», «действительный»).

Реализм XIX в. вырастал, осваивая наиболее плодотворные идейно-эстетические традиции всех предшествовавших, а  также сопутствовавших и даже противоборствовавших ему художественных направлений, прежде всего нового классицизма и романтизма, вместе с тем преодолевая их ограниченность.

Классицизм стремился  к отражению объективного реального  мира, исходя из того, что это возможно только на основе вполне определенных, заранее данных абсолютных критериев истины и красоты. Искусство классицизма могло обобщать реальную действительность, но не в типичных, а в идеализированных или условно схематичных образах, либо необычайно приподнятых, либо приниженных.

Романтизм стремился  отстраниться от окружающей действительности, субъективно преображать ее. Романтики то вовсе отрицали объективную реальность мира, то полагали невозможным и ненужным его объективное воспроизведение средствами художественного творчества. Неспособные и не считавшие возможным постичь и воспроизвести общие закономерности общественной жизни, романтики с тем большим увлечением обращались к проблемам частным, индивидуальным, к внутреннему миру человеческих мыслей, страстей и настроений.

Реализм в отличие  от романтизма стремился к отражению объективного реального мира. В противоположность же классицизму он не исходил из заранее установленных представлений об этом мире. Основой реалистического искусства стали непосредственные, живые и непредвзятые восприятия и правдивое отражение реальной действительности. Они обычно были неотделимы от стремлений проследить и раскрыть заключенные в этой действительности глубинные силы, скрытые от простейшего поверхностного наблюдения, но управляющие событиями и связью явлений.

Слово <реализм> появилось в 1836 в  статье  Гюстава Планша,  напечатанной  в <Chronique

de Paris>.  Под  влиянием  Бальзака Планш  видел в нем способ пробудить искусство.  Однако спустя 10 лет он станет  одним из самых ожесточенных противников Курбе  и  его  вкуса  к <уродливому>.  

 

 Во Франции Т.Жерико, Э.Делакруа непосредственно обращались к натуре, к живой действительности. Дж.Констебл в Великобритании, К.Коро и живописцы барбизонской школы (получила название от деревни Барбизон близ Фонтенебло, где работали отдельные художники группы: Т.Руссо, Ж.Дюпре, Ш.Добиньи, К.Труайон)  во Франции, непосредственно наблюдая природу в ее разнообразных состояниях, своими завоеваниями в области пленэра (передача в картине изменений света и цвета, обусловленных атмосферными явлениями) во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа во многих Европейских странах. Крупнейшим представителем реализма был Г.Курбе, назвавший свою выставку в 1855 г. «Павильон релизма». Завоевания реалистов в передаче живой природы, утверждение ценности динамичной повседневной жизни современного города свойственны творчеству импрессионистов.

 

Во французской  живописи кон. 1860-х-нач. 1870-х гг. оформляется  новое направление – импрессионизм. Это название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». В пору зрелости импрессионизма (70-70-е гг.) его представляла группа художников (Моне, О.Ренуар, Э.Дега, А.Сислей, К.Писарро, Б.Моризо), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью в 1874-86 гг. 8 выставок. Одним из создателей импрессионизма стал Эдуард Мане, не входивший в эту группу, но еще в 1860-нач.70-х выступивший с жанровыми работами, сценами из Гражданской войны в США и Парижской коммуны.

Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 40-60 гг. освобождение от условностей  классицизма, романтизма и академизма, утверждает красоту повседневной действительности, добивается живой достоверности изображения. Он делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь, запечатлевая видимый мир в присущей ему повседневной изменчивости. Во многих картинах акцентируется как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни.  

Чтобы сохранить  в картинах свежесть и разнообразие красок натуры импрессионисты, за исключением  Дега, создали живописную систему, которая  отличается разложением сложных  тонов на чистые цвета и взаимопроникновением четких раздельных мазков чистого цвета, светлой и яркой цветовой гаммой

 Условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи кон.19 – нач. 20 вв. – постимпрессионизм. Многие его представители ранее примыкали к импрессионизму, на начали поиск новых, более созвучных эпохе средств, позволивших перейти от фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний – духовных и материальных. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. Направления П. – неоимпрессионизм, отчасти – «наби» - французский вариант модерна. Представители: П.Сезанн, В. Ванн Гог, П.Гоген, А.Тулуз-Лотрек.

Около 1885 г. Во Франции возникает неоимпрессионизм. Главные его представители – Ж.Сера и П.Синьяк. Он получил распространение в Бельгии (Т. Ванн Рейселберге), Италии (Дж.Сегантини). Сторонники неоимпрессионизма стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, разлагая сложные тона на чистые цвета (пуатилизм).

 

Неоклассицизм охватывает широкий круг разнообразных художественных течений. Некоторые предвосхищающие его моменты заметны уже в творчестве прерафаэлитов, но впервые как относительно целостное явление он проявился  в работах представителей неоидеализма (с 1870-х), усмотревших в монументальности и пластической четкости классического искусства средство для преодоления хаоса действительности. Для неоклассицизма кон.19-нач.20 вв., распространившегося в качестве реакции на импрессионизм характерно следование принципам античного искусства, реже – искусства раннего Возрождения и классицизма, примечательно для этого периода и тесное соприкосновение со стилистикой модерна. Термин неоклассицизм применим к творчеству А.Майоля, Э.Бурделя (скульптура), Ф.Ходлер (Швейцария), П.Пюви де Шаванн, Бакст и Серебрякова.

 

В английском искусстве можно  отметить те же направления, что и  в искусстве стран континента, причем многие художники Англии испытывают значительное воздействие французской  художественной школы. В последней  четверти 19 века здесь все еще работали живописцы, некогда близкие к прерафаэлитскому братству. Особенной популярностью пользовались стилизации эпигона прерафаэлизма Э. Берн-Джонса (1833—1898). Академическая живопись, как и во Франции, становится все более слащавой и поверхностной (Ф. Лейтон, 1830—1896). С искусством модерна были связаны многие явления английской графики этого времени, в частности творчество Обри Бердслея (1872—1898), много работавшего в области книжной иллюстрации. Его искусство, сочетавшее болезненную экспрессивность образов с утонченной вычурностью художественного языка, чрезвычайно показательно для художественной культуры декаданса. Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фасонов костюмов. Этот мастер, проживший всего двадцать пять лет (он умер от туберкулёза), оставил обширное графическое наследие — главным образом иллюстрации к литературным произведениям и рисунки, сделанные по заказам различных журналов.

 

В искусстве  Германии конец 19 века ознаменовался зарождением и развитием различных течений. Стиль модерн, получивший здесь особенно широкое распространение, находит свое выражение не только в архитектуре и прикладном искусстве, но и в живописи и в графике, нередко смыкаясь с декадентским, реакционным течением символизма. По пути символизма развиваются такие немецкие художники, как Франц Штук (1863—1928), Макс Клингер (1857—1920) и живший в Германии швейцарец Арнольд Беклин (1827—1901). Сознательная изолированность от современной общественной жизни, уход в мир отвлеченных, мистических представлений, обращение к надуманным фантастическим или литературным сюжетам характерны, хотя и в разной степени, для творчества этих художников. Нервозная экспрессивность образов, усложненная форма выражения часто сочетаются в их работах с сухостью и натуралистической тщательностью выполнения. Орнаментальная декоративность и нарочитая сложность композиций и рисунка свидетельствуют о близости этих художников к стилю модерн. Условное, отмеченное чертами болезненного надлома, искусство символистов явилось в конце 19 века наиболее ярким выражением кризиса буржуазной культуры Германии. 
Импрессионизм. Макс Либерман. В конце 1880-х — начале 1890-х годов значительное развитие получает в искусстве Германии импрессионизм. Наиболее крупным художником, примкнувшим к этому течению, был Макс Либерман (1847—1935). В начале своего творческого пути он развивал традиции реалистического искусства Менцеля в портретах и жанровых картинах. В последних он изображал главным образом народную жизнь, часто сцены труда. Они отличались реализмом трактовки, демократическим характером образов («Мастерская сапожника», 1881, Берлин, Национальная галерея; «Приготовление консервов», 1880, Лейпциг, Музей). Позже, с начала 1890-х годов, Либерман становится преимущественно бытописателем светского общества, особенно охотно изображая различные сцены на открытом воздухе. В трактовке их он следует решениям и приемам французских импрессионистов. 
  Клуазонизм (от франц. cloison - перегородка) - термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Э.Бернаром и Л.Анкетеном в 1887 г., воспринятую П.Гогеном и ставшую основой живописного "синтетического" символизма. Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах - свинцовыми красками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (П.Гоген "Видение после проповеди", 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.

Информация о работе Западноевропейское искусство второй половины 19 века