Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства Петергоф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).
Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами — растениями

Содержание работы

Введение
1.Общая часть
1.1 Краткая историческая справка
1.2 Характеристика природных условий
1.3 Функциональное зонирование территории
1.4 Стилистическое направление
2.Специальная часть
2.1 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования
2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля
2.1.2 Композиция отрытого пространства.
2.1. 3 Рельеф.
2.1.4 Вода.
2.1.5 Растительность
2.2 Средства ландшафтной композиции
2.3 Композиция паркового пейзажа
2.3.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью
2.3.2 Композиция пейзажных картин.
2.3.3 Пейзажное разнообразие.
2.4 Методика реставрационных работ
2.4.1 Категории режима охраны территории
2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения
3. Проектная часть
3.1 Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства
3.2 Проектное решение
4. Техника безопасности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

1.docx

— 83.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

Кафедра ландшафтной архитектуры и почвоведения

 

Курсовая работа

по дисциплине: «История садово-паркового искусства»

на тему: «Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства Петергоф»

 

 

 

 

Выполнила: 

                       группа:

Проверила:

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

Содержание.

Введение

1.Общая часть

    1.1 Краткая историческая справка

    1.2 Характеристика природных условий

    1.3 Функциональное зонирование территории

    1.4 Стилистическое направление

2.Специальная часть

    2.1 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования

        2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля

         2.1.2  Композиция отрытого пространства.

         2.1. 3 Рельеф.

         2.1.4 Вода.

         2.1.5 Растительность

     2.2 Средства ландшафтной композиции

     2.3  Композиция паркового пейзажа

         2.3.1  Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью

         2.3.2  Композиция пейзажных картин.

         2.3.3  Пейзажное разнообразие.

     2.4 Методика реставрационных работ

         2.4.1 Категории режима охраны территории

         2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения

3. Проектная часть

     3.1 Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства

     3.2 Проектное решение

4. Техника  безопасности

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами — растениями

Памятники садово-паркового искусства — историко-культурные памятники, которые органично включают в свой состав растения, особенности ландшафта (холмы, источники воды и водопады, долины ручьев или рек, камни, скалы, дальние пейзажные перспективы, иногда заболоченные участки), архитектурные сооружения, скульптуры, цветники.

Понятие «сад» и «парк» недалеко ушли друг от друга и часто бывают заменителями друг друга. Но у них разные функции и достаточно самостоятельные объекты человеческой деятельности.

Разрушение старинных садов и парков – процесс естественный, так как на них воздействуют не только исторические уровни существования, но и общие законы биологического развития. Поэтому сохранение как части достояния всего человечества является одной из наиболее актуальных проблем культурного развития современного общества. Старинные сады и парки играют огромную роль в формировании и повышении культурного развития общества. Важность решения данной проблемы определяется и тем, что парки – памятники развитой садово-парковой культуры, сочетающие в себе исторические, градостроительные и иные культурные ценности, – служат образцом для проектирования и создания современных парков.

Консервация — первый этап восстановительных работ в парках. Идет уход за его состоянием, сохранение существующей пространственно-распланированной композиции и ее частей, ремонт и восстановление сохранившихся архитектурных сооружений, санитарные вырубки и лечение растительных болезней, придерживаются охранительного режима и предотвращения дальнейших нежелательных изменений исторического облика парка.

В данной курсовой работе студентам предлагается провести композиционно-образный анализ дворцово-паркового ансамбля  и запроектировать  виды работ по восстановлению   его исторического облика с соблюдением  стилистических особенностей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая  часть
    1. Краткая историческая справка

До начала XVIII века на месте Петергофа на берегу Финского залива находились финские деревни Куусоя (еловый ручей) и Похьяёки (северная речка), к югу от них, на Поповой горе (ныне Бабигонские высоты), — деревня Папингондо. Впервые Петергоф упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Для будущей петергофской резиденции было выбрано место рядом с мызой, находившейся западнее Марли. Пётр I взял её для себя, благоустроил, расширил и останавливался там во время морских поездок в строившийся Кронштадт. Мыза получила (по имени владельца) название Петров двор, которое на голландский и немецкий манер произносилось Питергоф или Петергоф. До основания города территория была покрыта хвойными лесами (сосновые и еловые) с примесью широколиственных пород и низинными болотами.

В 1710-е годы начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку от Верхнего парка) и Большая слобода (к западу, так называемый Старый Петергоф, вдоль современного Собственного проспекта). Туда же, на Купеческую пристань, прибывали суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1721 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика (ныне Петродворцовый часовой завод). Восточное звено — Монплезир с одноимённым прибрежным дворцом. И западное - Марлинский ансамбль с дворцом, окружённым прудами. Замыслы Петра конкретизировали немецкий архитектор И. Браунштейн, ученик гениального скульптора и архитектора А. Шлютера, известный французский зодчий, теоретик и практик Ж.-Б. Леблон, итальянский архитектор Н. Микетти и его соотечественник скульптор Б.К. Растрелли. Это придало Петергофу значение синкретического произведения европейского искусства в его русской транскрипции. От Петра и архитекторов исходили предложения, касавшиеся планировки и посадок, которые воплощались и корректировались садовыми мастерами Л. Гарнихфельдтом и А. Борисовым, зачастую выступавшими и как авторы отдельных садовых композиций. 
 Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли". 

Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720—1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты. Работали по принципу сообщающихся сосудов. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов. В 1730-х годах благодаря архитектору М. Г. Земцову Петергоф впервые получил чёткую планировку. Он перестроил ряд зданий, создав для петегофских государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных служащих — Кавалерский. 15 августа 1723 года торжественным приёмом было ознаменовано официальное открытие петергофской резиденции. С 1723 года в создании Петергофа принимал участие архитектор М. Земцов вместе со своими помощниками И. Бланком и И. Давыдовым. Совместно со скульптором Б.-К. Растрелли в 1735 году М. Земцов создал монументальный фонтан-символ «Самсон, раздирающий пасть льва». Середина XVIII века стала для Петергофа апогеем развития регулярного стиля. Однако все нововведения и замены, осуществлявшиеся в Петергофе в последней трети XVIII и в XIX столетии, не изменили основу художественной сути петровского ансамбля. Верхний сад в окончательном виде, сложившемся в середине XVIII столетия, гармонично увязан с Большим дворцом, фасад которого равен ширине сада и служит монументальной заставкой всей композиции.

Первоначально в Петергофе находилась императорская резиденция, но после Октябрьской революции все здания были превращены в музеи. Чёрной полосой в истории дворцово-паркового ансамбля является Вторая мировая война, во время которой он был почти полностью уничтожен вражеской артиллерией — лишь благодаря нечеловеческим усилиям сотрудников музея отсюда до оккупации удалось вывезти около восьми тысяч предметов дворцовых интерьеров и примерно 50 статуй, что являлось мизерной частью всех сокровищ Петергофа.

В Петергофе находится один из наиболее значительных в России комплексов архитектурно-парковых ансамблей XVIII-XIX вв. Его ядром является парадная резиденция Петра I. Петергофские парки - это музей фонтанного искусства XVIII и XIX веков. В его экспозиции представлены различные стилистические направления - барокко, классицизм, их сочетание и позднейшая интерпретация. Здесь множество типов и форм фонтанов - одноструйные и многоструйные, чаши, водные колокола и столпы, фонтаны солирующие, парные и сгруппированные в определенные ряды. Рисунок струй каждого типа фонтанов не повторяется: букеты, веера, "занавеси". Представлены и фонтанные скульптуры, где композиция дополняется рисунком струй. Цветовая гамма искрящихся фонтанов и каскадов сочетается с их инструментовкой - от громкого звучания бурных потоков до едва различимого шелеста. Всего в Нижнем парке и Верхнем саду действует 4 каскада и 191 фонтан (Фото 1).

1.2 Характеристика природных условий

Оценка природно-климатических условий и микроклимата

Основным материалом служат наблюдения метеорологических станций, представленные в климатических справочниках. Рекомендуется разрабатывать природно-климатическую основу проекта, в комплексе представляющую физико-географические особенности, климат, микроклиматические условия местности. За господствующее направление ветра принимают данные на теплый период времени, составленные по многолетним наблюдениям. Следует учитывать продолжительность и повторяемость опасных скоростей ветра. Очень важно установить взаимодействие показателей климата и микроклимата с элементами ландшафта. Основное внимание при этом надо обратить на радиационный режим склонов различной крутизны и экспозиции, а также длительность суточной инсоляции на отдельных участках;

Температурные различия, вызываемые формами рельефа, почвенными условиями, видами растительного покрова, наличием водоемов;

Ветровой режим, характеризующийся усилением и ослаблением ветра на отдельных участках территории, а также образование местных потоков воздуха в условиях сложного рельефа при чередовании открытых и облесенных участков, при наличии водных поверхностей.

При оценке микроклимата следует учитывать общие закономерности  изменения микроклимата в зависимости от условий  и различий температурно-влажностного режима путем проведения  специальных микроклиматических  натурных исследований.

При проектировании парков на сложном рельефе составляют карту участков с различными микроклиматическими показателями, выделяют участки наиболее благоприятные, неблагоприятные, особо неблагоприятные, зоны застоя воздуха, ветровой тени, озера холода в пониженных местах.

Микроклиматическая характеристика территории дает основание для разработки мероприятий по улучшения микроклимата и общему композиционному решению.

 

Климат Петергофа умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному. Продолжительность дня меняется от 5 часов 51 минуты 22 декабря до 18 часов 50 минут 22 июня. Для города характерна частая смена воздушных масс, обусловленная в значительной степени циклонической деятельностью. Летом преобладают западные и северо-западные ветры, зимой западные и юго-западные. Климат Петергофа аналогичен климату расположенного рядом Санкт-Петербурга. Финский залив, несмотря на мелководность, оказывает некоторое влияние на температурный режим города. Летом, особенно в августе—сентябре, средняя температура воздуха здесь немного выше чем в Санкт-Петербурге (на 0,5-0,8°), а зимой — ниже (на 0,5—0,6°).  Долина сложена озёрно-ледниковыми и постледниковыми отложениями. Балтийско-Ладожский уступ поднимается от берега Финского залива на юг до высоты 70—80 метров ступенями, образуя на прибрежной равнине три террасы. Многочисленные небольшие речки и ручьи, берущие начало в источниках глинта, рассекают эти террасы и впадают в море. Берег Финского залива отлогий, с небольшими пляжами. Нижняя терраса всего в один километр шириной отделена от лежащей над ней второй террасой 20-метровым уступом. До основания города территория была покрыта хвойными лесами (сосновые и еловые) с примесью широколиственных пород и низинными болотами. Сейчас в узкой прибрежной полосе Финского залива сохранились низинные болота с чёрной ольхой. Преобладают среднесуглинистые почвы. В результате интенсивной хозяйственной деятельности естественный ландшафт повсеместно уступил место культурному. Теперь здесь преобладают сельскохозяйственные угодья с небольшими участками вторичных осиновых и берёзовых лесов и ивняков

1.3 Функциональное  зонирование территории парка  и его назначение

 

Для эффективного решения задач, стоящих перед объектами ландшафтного проектирования, используют функциональное зонирование территории — разделение на участки с различным приоритетным назначением (функцией) и с различными режимами охраны и использования. Функциональная зона рассматривается как основная единица территориального управления ландшафтным объектом.

Информация о работе Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства Петергоф