Роль сценографии и костюма в современном спектакле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить роль сценографии и костюма в современном спектакле, изучить все этапы развития и становления сценографии как науки в сфере театрального искусства, изучить историю развития театрального костюма.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития сценографии и костюма;
- выявить основные закономерности взаимодействия пространственных видов искусств в сценографии;
- рассмотреть технологий творческого поиска в современной сценографии

Содержание работы

Введение……………………………………..……………………….....................3
Глава 1. Сценография. …………………………….…………………………….6
1.1.Понятие сценографии и ее роль в общем режиссерском решении……....6
1.2.История сценографии…………………………….…………………………26
1.3.Сценография как один из определяющих моментов спектакля…………38
1.4 Поиск выразительных средств в современной сценографии…..…………43
1.5 Новейшие технологии в современной сценографии….………………..….45
Глава 2.Костюм……………………………..………………………………..…..59
2.1 История костюма………………………………………………………….…59
2.2. Роль театрального костюма в искусстве сцены …………….……….…..63
2.3 Театральный костюм как символика театральной культуры .....................68
2.3 Костюм и характер роли………………………………………………….…69
2.4 Костюм и психология персонажа…………………………………….…….72
2.4. Театральный костюм как образ времени ..……………………………...…74
Заключение………………………………………………………………...…….80
Список литературы …………………………………………………………….84

Файлы: 1 файл

АНЯ КУРСОВАЯ.docx

— 132.37 Кб (Скачать файл)

Например, для  создания нового уровня эскиза и макета театральной постановки или презентации  нового проекта спектакля, современные  художники осуществляют макетирование  в трехмерной проекции планшета сцены  используюя программу 3D Studio Max. Для работы с материальным, традиционным макетом сегодня можно воспользоваться популярной телекоммуникационной программой Skip или отправить фотографии макета по электронной почте.

Синтез искусств, как признак современности, применение передовых технологий в театральной  «визуальной эпохе» - самый распространённый прием в сценографии. Чтобы компьютерная графика превратилась из многообещающей идеи в широкодоступный инструмент сценографа, потребовались усилия многих талантливых авторов. Сегодня изменилась не только форма спектакля, но и технологии создания декораций, имитирующие живопись, ткани, различные фактуры (металл, камень, снег и т.д.). Появились инновационные  средства прямого соответствия изготовляемых  декораций эскизам сценографа, наиболее точно передающие цветное изображение  и авторский почерк – полноцветное принтирование и проецирование  декорационных росписей на экраны-задники. В электронных каталогах Интернета  есть сайты организаций предлагающих высокоточные цифровые технологии печати на ткани с любой цветовой сложностью, включая «фотографическую». Возможности  новых технологий позволяют художнику-постановщику синтезировать творческую и техническую  часть своей деятельности, органично  соединяя процесс создания художественного  образа,  конструктивное решение  жестких декораций и производство габаритных чертежей, расчеты материалов –  в соответствии с имеющимися средствами и т.п. Сценограф и  режиссер совместно с актерами, многими  другими создателями спектакля, исследуют «Мир», философски осмысляют  его и всесторонне раскрывают в синтетическом произведении сценического искусства. Зачастую сценография сталкивается с проблемой предельно натуральной  визуализации среды, но, как показывает практика, «натуралистичность сценографии  всегда противоречит действию, а не поддерживает его».  Новые технологии, применяемые в разработке и конструировании  сценической композиции, благодаря  своей универсальности помогают создать целостность пространственной среды. Они обладают рядом характеристик необходимых для создания образа,  построения и творческого осмысления декорации: мобильностью, целостностью, возможностью создания объемно-пространственной структуры, вариативностью. Используя информационные технологии, художник создает новую объемно-пространственную среду для совершенствования творческого процесса театрального действия. Современная сценография сегодня востребована не только как одна из составляющих театрального процесса, но и как способ самостоятельной арт-деятельности в  дизайнерском оформлении театрализованных, световых шоу, выставок, водных феерий, художественных акциях. Организация пространства сцены неразрывно связана с использованием новых достижений науки в техническом оснащении театра (светодиодные табло,  мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункциональные световые приборы, светодиодные  матрицы, туманный экран, интерактивный пол, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекции). В целом, все это позволяет достигнуть эффекта, высоко оцениваемого зрителем. Принципы создания сценографии в современных условиях известны. Появлению одной из основных форм современной сценографии способствовали новые технологии, которые показывают  художественный синтез в сценографических решениях.Организация пространства сцены неразрывно связана с новыми достижениями науки в техническом оснащении театра. Доминирующее средство выразительности, приобретает световое художественное оформление, использование в спектаклях различных видеопроекции и экранов. Такая творческая работа требует соответствующих технических возможностей сценической площадки и дополнительного, довольно дорогостоящего оборудования. Специфика использования современного проекционного оборудования дает возможность большого выбора как плоскостных (экранных) проекций, так и проекций, направленных на лед или арену, на водяной занавес или дым, на стены помещения в котором происходит театральное действие. Приемы использования кино, видео и слайдо-проекций в спектаклях очень разнообразны. Для динамического оформления театрального действия в современной сценографии используются:

  1. Светодиодные табло.

 Для воспроизводства компьютерной  графики и анимации, в основном  в уличных условиях, формирования  крупного по размерам экрана, используют несколько табло. Существует  отдельный класс табло, которые  воспроизводят видеоизображение  с видеокамеры, телевизора, ноутбука, видеомагнитофона или других  источников видеосигнала. По сути, это огромный телевизор, который  устанавливается на улицах и  площадях. Все табло подразделяются  на три больших класса:

- Монохромные, в которых используется 3 цвета.

- Полноцветные, воспроизводящие всю гамму цвета, до 16,7 млн. цветов

-        Многоцветные  табло воспроизводят от 3 до 65538 цветов.

  1. . Мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок.

В зависимости от модели дисплея  данный аппарат может быть пригоден для разного количества зрителей. Угол обзора составляет около 180 градусов. Источники сигнала могут быть любыми – от бытового видеомагнитофона или персонального компьютера до профессионального видеооборудования.

  1. Проекционные натяжные экраны.

Проекционные экраны отображают информацию, получаемую от проектора. Существуют проекционные экраны прямой проекции (front) – когда проектор и аудитория находятся по одну сторону относительно экрана. А также – обратной проекции (rear), когда проектор стоит за экраном.

Часто используют экраны следующих  размеров: 2х3, 3х4, 4х6, 6х8, 8х12.

По типам конструкции различают  такие виды проекционных экранов: моторизованные, подпружиненные и мобильные.

- У моторизованных экранов в комплекте есть электромотор, при помощи которого можно опускать и поднимать экран.

- Подпружиненные – это экраны с ручным приводом; разворот полотна и обратное скручивание нужно производить вручную.

- Мобильные экраны имеют такую конструкцию, с помощью которой их можно сворачивать и переносить. Цель конструкции мобильных экранов одна: обеспечить быстрое разворачивание или свертывание, а также удобство при транспортировке.

У каждого экрана есть свой коэффициент  усиления (Screen gain) – это показатель того, как хорошо экран отражает направленный на него свет по сравнению со стандартным экраном (Matt White). Известно, что экран с коэффициентом 1,5 будет отражать на 50% больше света, чем экран с белым матовым покрытием, а серый экран с коэффициентом 0,8 вернет зрителю на 20% меньше света, чем стандартный экран. Экраны с низким коэффициентом усиления имеют более широкий угол обзора, а экраны с высоким коэффициентом – достаточно узкий угол обзора. То есть одни экраны отдают весь полученный свет на небольшое пространство перед собой, и кажутся более яркими, другие же распределяют свет равномерно по всей поверхности, но изображение кажется менее ярким. 

  1. Плазменные панели с разными диагоналями – 42”, 54”, 61” и др.

Такие панели применяются как при  оформлении больших выставочных  стендов, так и в скомпонованном виде на стадионах и площадях при  проведении крупномасштабных шоу, театрализованных исторических действ и др. Но, в отличии  от светодиодных табло, в скомпонованном виде сборный экран не образует  единое целое (так как видны рамки  каждой панели).

  1. Мультифункциональные световые приборы.

Появление видеосветовых приборов типа Catalyst позволяет еще больше расширить возможности светового художественного оформления. Это мультифункциональный прибор, который объединяет две системы: автоматизированный световой прибор и видеопроектор. Прибор поддерживает все стандарты видео и осуществляет полный контроль над изображением, может перемещать его, фокусировать, менять размеры и автоматически корректировать трапецию. Так как видеопроектор вмонтирован в световую лиру, появляется возможность показа изображения в трехмерном пространстве. Проекция может осуществляться на поверхности сцены, стен, потолка, декораций или одновременно на все вышеперечисленное. Проецируя высоконтрастные видеоизображения, прибор позволяет давать четкую картинку без перепадов яркости, характерных для обычных световых приборов.

  1. Светодиодные  матрицы.

Это –  быстросборные светопроницаемые светодиодные экраны с различным шагом пикселя  и классом защиты, обладают особенностью – энергосбережением, предназначены  для создания полноцветного видеополотна больших размеров для сценического оформления шоумероприятий. Светодиодный экран может достигать нескольких десятков метров (как в длину, так  и в ширину). Экран вмещает в  себя сотни и тысячи светодиодов (полупроводниковых источников света) и по своему принципу схож с экраном  телевизора или монитора, где функции  пикселей выполняют светодиоды различных  цветов свечения. Благодаря специальной  аппаратуре управления, существует возможность  синхронизировать все имеющиеся  на панели светодиоды и превратить их в чрезвычайно реалистичную отображаемую динамическую картинку. Возможность  синхронизации с аудиосистемой  позволяет транслировать не только видеоизображение, но и звук. Матрицы  светодиодных панелей монтируются  в специальные ударопрочные кожухи, которые способны выдерживать различные  физические и механические воздействия  и, тем самым, прекрасно защищать помещенную в них сложную электронно-цифровую начинку. Применение светодиодных матриц в театральной деятельности требует установки дополнительных несущих металлических конструкций, так как задник-светодиодная матрица имеет очень значительный вес и поэтому, практическое его использование в условиях гастрольной деятельности осложнено.

  1. Туманный экран.

Экран с  изображением, через который можно  беспрепятственно проходить - уникальная технологии для event-индустрии,  театрализованных представлений.

  1. Интерактивный пол.

Создание интерактивной графики, при которой человек своими движениями на медиа-платформе оживляет видеоизображение

  1. Интерактивное стекло.

Интерактивная медиа-платформа, при соприкосновении  с которой возникают различные  эффекты в зависимости от программного наполнения. При проецировании изображения на стеклянную витрину, система устанавливает взаимодействие с человеком.

 

Некоторые постановочные приемы использования  кино и видеопроекции:

- Широкий формат экрана, целиком образующий задник сценической площадки и совпадающий с ним по размеру.

Экран выполняет функцию основной декорации или является её важной составляющей, создает движущийся или  статичный фон. Носителями воспроизводимого на экран изображения могут выступать  профессиональные Betacam – магнитофоны, dvd – магнитофоны, компьютеры, ноутбуки с которых воспроизводят кино,-видео,-слайдо проекции, движущиеся компьютерные изображения. Чаще всего, при таком художественном оформлении используются большие натяжные экраны с rear – проекцией. Однако, технические требования приводят к потере сценического пространства (глубины сцены), так как расстояние от источника видеосигнала до экрана обычно составляет 5-8 метров.

- Экран, вмонтированный в декорацию, как основная образная часть декорации. Ассоциативный экран.

Давно известные  кинематографу комбинированные  съемки рир-и фронт-проекциями, осуществляемые в павильонах студии, а также метод  «блуждающей» маски в компьютерную эпоху получили «второе дыхание». Искусно создаваемые трехмерные интерьеры, пейзажи и целые космические  пространства, на фоне которых происходят события фильмов (спектаклей), воспринимаются зрителем с огромным доверием.

- Экран, вмонтированный в декорацию, как основная образная часть декорации. Ассоциативный экран.

Давно известные  кинематографу комбинированные  съемки рир-и фронт-проекциями, осуществляемые в павильонах студии, а также метод  «блуждающей» маски в компьютерную эпоху получили «второе дыхание». Искусно создаваемые трехмерные интерьеры, пейзажи и целые космические  пространства, на фоне которых происходят события фильмов (спектаклей), воспринимаются зрителем с огромным доверием.

Для работы с театральным светом, в настоящее  время российские художники по свету  используют в театрах систему ADL Direct Control обеспечивающую оптимальное  решение множества как художественных, так и технологических проблем, которые в прежние годы становились  серьёзным препятствием в работе. По мнению Г.В. Фильштинского , наиболее полноценная работа с системой художественного  света возможна лишь с хорошо контролируемой сетью нерегулируемых линий. Одна из самых «художественных функций» системы ADL Direct Control – это передача выбранных каналов на пульт управления постановочным освещением. Таким  образом, реализована возможность  включения нерегулируемых цепей  в световую партитуру спектакля. Возможность записи и хранения файлов настроек рабочей станции (а это включает в себя и текстовую информацию на дисплее, и информацию на каналах с внешним управлением, и графическое состояние окон) помогает в творческой работе художника по свету и светооператора. Для современного художника по свету должна быть создана новая система постановочного освещения, включающая следующие компоненты:

- система управления художественным освещением с силовой частью;

- система управления нерегулируемыми цепями с силовой частью;

- стационарно расположенные источники света, включая системы автофокуса;

- линии управления для всей системы постановочного освещения с развитой топографией мест подключения оборудования;

- линии электропитания (регулируемые и нерегулируемые) для всей системы постановочного освещения с развитой топографией мест подключения оборудования;

- Парк универсальной мобильной аппаратуры, который может быть использован для всех спектаклей Театра.

С применением Electric Image сценограф может очень  эффективно сотрудничать с художником по свету в постановке света и  выбору типов осветительной аппаратуры. При подборе любого элемента освещения  спектакля программа предоставляет  исчерпывающую информацию о технических  данных, адреса производителей, что  значительно облегчает и сокращает  процесс, как в творческом, так  и в практическом смысле. Так как  в программе предусмотрена возможность  дозагрузки новыми данными, она может  служить прекрасным источником информации о последних достижениях в  актуальной области, что очень полезно  для повышения квалификации специалистов. Эта программа также дает возможность  наглядно демонстрировать различные  светофильтры в «виртуальном макете», используя регистры (каталоги) наиболее известных производителей светофильтров.

Информация о работе Роль сценографии и костюма в современном спектакле