Роль науки в жизни современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Обсуждение всех этих и множества других вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Наука и ее функции в обществе4
1.2 Функции современной науки4
Глава 2. Влияние науки на общество5
Заключение 7
Список использованной литературы…………………………………………8

Файлы: 1 файл

они скм1.docx

— 25.39 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

  

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы  научных исследований»

 

на тему «Роль науки в жизни современного общества »

 

 

                                                                 

  

 

                                                                          Выполнил: Д.Е. Зорина, студент 2-го

                                                            курса очной формы обучения  факультета 

                                                            таможенного дела, группа Т114

                                                           Проверил _______________________

                                                           Оценка _________________________

                                                           Подпись ________________________

                                                            «____» ________________________                                                                                       

                                                           

 

 

                                    

   

 

 

Люберцы

2012

 

Оглавление

 

Введение3

Глава 1. Наука и ее функции  в обществе4

1.2 Функции современной  науки4

Глава 2. Влияние науки  на общество5

Заключение 7

Список использованной литературы…………………………………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что  человек ответил уже на все  вопросы, но окружающий мир задает все  новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы

Актуальность моей темы обусловлена  тем, что  наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Я выбрала эту  тему в рамках дисциплины «основы научных исследований» для того чтобы проанализировать  какое влияние оказывает наука на современное общество.

 Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Обсуждение всех этих и множества других вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным.

Сегодня эти вопросы стоят  в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

Задачей реферата является - определение роли науки в жизни  современного общества и  рассмотрение функции науки.

Цель – показать положительное и отрицательное влияние науки на развитие человека и общества в целом.

Глава 1. Функции  современной науки

 

На разных этапах развития общества научные познания выполняли  различные функции. Менялось и место  науки в зависимости от условий  ее развития и спроса на нее в  те или иные эпохи. Так, античная наука  опиралась на опыт математических и  астрономических исследований, накопленный  в более древних обществах (Египет, Месопотамия). Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросы стали элементами общего образования. Так возникла и укрепилась культурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной из важнейших функций. Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития, например таких, как программа экономической и политической интеграции стран – членов БЭС (большого экономического сообщества).

 

 

 

Глава 2. Влияние  науки на общество

В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира. Преимущества и недостатки развития науки: Новейшие научные и технические разработки кроме несомненных благ несут в себе и потенциальную опасность. Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду. Аварии на атомных станциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, приводят к катастрофическим последствиям. Трансгенные (изготовленные из растений и животных с изменением генетическим кодом) продукты, все шире поступающие в продажу, в принципе могут оказаться опасными для человека. Гармонично вписать технику в природные процессы – одна из насущных задач ученых наступившего века. Только так можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений.

Возрастание роли науки в жизни  общества идет параллельно ее собственному бурному прогрессу, причем во взаимодействии науки и производства последнему принадлежит, безусловно, решающая роль. Возрастание общей суммы знаний оказывает мощное влияние на структуру  науки, поскольку требует все  большего разделения труда между  учеными. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе  – естествознание, и обществе –  обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание и мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных  наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на научные дисциплины – физическая химия, молекулярная химия и т.д. Могут быть и другие критерии для классификации наук. По своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные – непосредственно решающие практические задачи. Фактор дифференциации научного знания способствует возрастанию самостоятельности науки, поскольку в условиях разветвленного и дробного разделения труда подготовка ученых и замена одних лиц другими становится все более сложным делом.

Самостоятельность науки, тем не менее, была и остается относительной. Ее прогресс и в XX веке, и  XXI  обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие техники, производства, орудий труда, а так же мастерства, знаний и умений людей, а значит прогресс науки затрагивает в целом все основы общественной жизни – экономической базис и надстройку. За наукой будущее нашей цивилизации.

Потребность в узнавании является атрибутом жизни. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности, среди которых особо агрессивна воля к власти.

Удовлетворяя и развивая потребности  познания, человек делает возможным  свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, -- пишет А. Б. Мигдал, -- выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».

 

 

 

Заключение

Научные достижения поставили  перед человечеством множество  морально-этических проблем. Ответы на эти вопросы и должно дать мировое научное сообщество. Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.

При рассмотрении вопросов по данной теме мы ставили цель- показать положительное и отрицательное влияние науки на развитие человека и общества в целом. На мой взгляд, мне удалось полно рассмотреть положительные и отрицательные стороны науки.

  Таким образом, наука является одной из важнейших форм культуры общества, а ее развитие – важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решающие проблемы, встающие перед человечеством.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2003. 
  2. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. - М.: Владос, 2000.
  3. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
  4. Интернет-ресурсы
  5. Философия и методология науки. - М.: Аспект Пресс, 2001. 

 


Информация о работе Роль науки в жизни современного общества