Роль сценографии и костюма в современном спектакле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить роль сценографии и костюма в современном спектакле, изучить все этапы развития и становления сценографии как науки в сфере театрального искусства, изучить историю развития театрального костюма.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития сценографии и костюма;
- выявить основные закономерности взаимодействия пространственных видов искусств в сценографии;
- рассмотреть технологий творческого поиска в современной сценографии

Содержание работы

Введение……………………………………..……………………….....................3
Глава 1. Сценография. …………………………….…………………………….6
1.1.Понятие сценографии и ее роль в общем режиссерском решении……....6
1.2.История сценографии…………………………….…………………………26
1.3.Сценография как один из определяющих моментов спектакля…………38
1.4 Поиск выразительных средств в современной сценографии…..…………43
1.5 Новейшие технологии в современной сценографии….………………..….45
Глава 2.Костюм……………………………..………………………………..…..59
2.1 История костюма………………………………………………………….…59
2.2. Роль театрального костюма в искусстве сцены …………….……….…..63
2.3 Театральный костюм как символика театральной культуры .....................68
2.3 Костюм и характер роли………………………………………………….…69
2.4 Костюм и психология персонажа…………………………………….…….72
2.4. Театральный костюм как образ времени ..……………………………...…74
Заключение………………………………………………………………...…….80
Список литературы …………………………………………………………….84

Файлы: 1 файл

АНЯ КУРСОВАЯ.docx

— 132.37 Кб (Скачать файл)

Из всего вышеизложенного можно  выделить что сценография, в некотором  роде пространственное решение спектакля.

Даже в театроведческих исследованиях, рецензиях и в практике театра широкое распространение получил  термин «сценография», которым пытаются обозначить один из ключевых моментов театрального произведения -- пространственное решение спектакля. Вместе с тем большинство авторов наиболее ответственных исследований предпочитает этот термин не использовать, другие сознательно ограничивают содержание, постулируя одно из его значений. Подобное положение термина «сценография» -- результат отсутствия единой теории визуальной значимости театрального образа. М.Г. Эткинд пишет по этому поводу: «Давно обособившийся, сложившийся и, несомненно, завоевавший право на художественную автономию, этот вид творчества не может похвастаться -- по сравнению со своими родственниками в семье искусств -- сколько-нибудь разработанной теорией. Он редко привлекает внимание ученых, теорий здесь ровно столько, сколько художников».

Известно, что термин перерастает  в понятие во всем богатстве содержания только в теории, где в процессе становления каждая грань этого  содержания входит в систему, образуя  ряд вспомогательных понятий. Но верно и то, что теория начинается с анализа узловых терминов понятийного  значения, стихийно выдвинутых практикой, так как именно в них интуитивно предугадывается все строение будущей  теории.

Понимая важность и значимость этого  начального этапа в создании теории пространственного решения спектакля, попытаемся проанализировать основные грани содержания термина «сценография», сложившегося в контексте современного театра и состояния науки о  нем.

Сценография как синоним декорационного искусства. Термин «декорационное искусство», буквально обозначающий: «декорировать, украшать что-то», исторически обусловлен. Поэтому, как считают некоторые  исследователи, он, не отвечая сути современного искусства, лишь характеризует  определенный период развития сценического «оформления», базирующийся на «чисто живописных» приемах станковой  живописи. Возникший в двадцатые  годы, термин «вещественное оформление спектакля» отражал эстетическую позицию определенного театрального направления и не мог претендовать на некую универсальность применения. Вот почему в настоящее время синонимом «декорационного искусства» стал термин «сценография». [8; стр 36]

Термин «сценография» далеко не новый и весьма часто употреблявшийся  в разные эпохи. Вот что писал  Г.К. Лукомский: «Сценография -- живописное украшение сцены, появилась в  Эсхило-Софокловское время». (Этот термин у Г.К. Лукомского дополняется другим -- «архитектография», который обозначает архитектурные и планировочные  возможности театра). Уместно здесь  предположить, что настоящий термин «сценография» есть трансформированный «скенография», который в свое время  понимался как «роспись сцены», т. е. применение «живописных перспектив»  в оформлении сцены. Подтверждение  этому мы находим у Витрувия: «Скенография есть рисунок фасада и картина  внешнего вида будущего здания, сделанного с надлежащим соблюдением его  пропорций». (Учитывая, что скена -- это  фасад театральных помещений, перед  которыми и находилась площадка, где  разыгрывалось представление).

На первый взгляд, сама структура  слова сцено-графия подсказывает, что  оно наиболее полно отражает специфику  деятельности художника в театре. Но вместе с тем, если понимать «сценографию»  как сценическую графику (что, на наш взгляд, вполне закономерно по аналогии с употреблением слова  «графика» в искусстве), то возникает  вопрос -- сводится ли она только к  декорации и костюмам?

Значение сценической графики  в структуре спектакля шире, так  как изображаемое на сцене -- это, прежде всего развитие мизансценического  рисунка актерской пластики в  определенной пространственной среде. К тому же, если история декорационного искусства создается в основном на изучении эскизного материала  художников, то история сценической  графики должна ориентироваться на всю пространственную трактовку спектакля, на все то, что формирует визуальную значимость театрального образа.

Эткинд М.Г. О диапазоне пространственно-временных  решений в искусстве театральной  декорации (опыт анализа творческого  наследия советской театральной  декорации). - В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, с. 211.

Изучение театрального произведения заставляет исследователя учитывать  пространственную определенность спектакля  и поэтому отходить от привычного (но не совсем верного) дробления произведения по принципу профессиональной занятости  в его создании.

Сценография как этап развития «художественного оформления» спектакля. В ряде исследовательских  работ термин «сценография» трактуется как определенный этап развития театрального искусства. В наиболее развернутом  виде эта мысль выражена В.И. Березкиным в книге «Театр Йозефа Свободы». В ней автор выделяет в историческом генезисе ряд этапов эволюции и последний  этап - от начала века до наших дней - относит к развитию собственно сценографии. «Обособление сценографии выражалось в разработке своих специфических средств выразительности, своего материала -- сценического пространства, времени, света, движения». И далее автор пишет: «Сценография утверждала себя как искусство, в хорошем смысле слова, функциональное, подчиненное общим законам сложного синтетического произведения - спектакля и рассчитанное на теснейшее взаимодействие с актером, драматическим текстом, музыкой. Через эту согласованность действий и раскрываются образы спектакля».

Эта позиция обусловлена тем, что  театр XX века требует не только включения  декораций в динамику актерской  игры, но и постоянного развития всей структуры сценографической образности на протяжении театрального действия. Декорация в современном спектакле не есть лишь «Шекспировская надпись, переведенная на язык художественной выразительности», как, например, считал А.А. Брянцев, она не просто создает место действия или, более того, пространственную среду, не только помогает актеру найти состояние своего персонажа («войти в роль»), но включается в сценический диалог с актером, зрителем. [6; стр. 94]

Тем не менее, закрепление за термином «сценография» только этого значения приводит к недопустимым противоречиям. Утверждение новых задач и  возможностей, стоящих перед современным  театральным декорационным искусством, идет в данном случае за счет отрицания  этой сценографической образности, например у театра с «декорационным направлением»  к создании пространственной среды. В таком случае, чтобы быть последовательным, нужно или отрицать визуальную значимость театрального образа как необходимого момента художественной целостности  спектакля, или отрицать всякий иной театр как истинный, определившийся в системе искусств. Ни то, ни другое невозможно. Ведь, во-первых, если есть пространство, где и посредством  чего разворачивается театральное  действие, то оно уже влияет на образный строй произведения (даже если театр  утверждает «аптидекорацию»), и, во-вторых, театр всегда был особым, отличным от других видом искусства, что подтверждается самой историей театра (хотя в научном  освоении театрального искусства даже V Гегеля оно предстает еще как  искусство исполнительское).

Иное дело, что сценография определенной эпохи развития театра, с одной  стороны, имела в контексте своей  культуры только ему характерные  особенности (статичность и архитектурность  форм в античном греческом театре, трехчастное деление пространства сцены по вертикали или четко  выраженное деление по горизонтали  в средневековом европейском  театре и т. д.); с другой, -- сценография  данной культуры составляет момент в  общей линии развития театрального искусства вообще, и в этом случае можно говорить о решении каждым последующим театром новых, более сложных задач.

Сценография как профессия в  театре. Не менее популярен и производный  от «сценографии» термин «сценограф». Посредством его творческие работники, причастные к организации сценического пространства спектакля, подчеркивают специфику своей профессии в  театре.

Ранее считалось (такое мнение бытует и сейчас), что любой профессиональный художник, будь то живописец-станковист или график, способен грамотно «оформить» спектакль. Это верно, если сводить  задачи художник к оформлению содержательно  готового спектакля, т. е, к введению в театральное произведение, в  его образный строй дополнительных (значит в чем-то внешних и необязательных) изобразительных штрихов, заимствованных из таких видов искусства, как  живопись. графика и т. д. Однако театр, особенно современный, выдвигает иные требования, иначе расценивает роль театрального художника в создании художественной целостности спектакля, что в свою очередь требует  специализации, направленности на театр. [9; стр. 68]

 

 

 

 

1.4 Поиск выразительных средств  в современной сценографии

 

 

Одной из важнейших задач философских  наук, философии искусства и теории искусства является определение  того или иного вида творчества в  культуре. Важно знать, чем мы занимаемся в обще культурном плане и насколько  важна наша деятельность. Важно также  знать какое место занимает наш вид искусства -  театр в семействе мира искусств. Что такое театральное творчество, которому мы, как правило, отдаем всю свою жизнь.

На  сегодняшний день кинематограф по популярности обгоняет театр и  старается идти в ногу со временем. Медлительность развития театра кроется  в его массовой природе и дороговизне  воплощения идеи. Каждый спектакль  – это не конвейер, а штучная  работа. Если сравнивать театр и  кинематограф, то результаты последнего легко трансформируются и воспроизводятся, сохраняясь «на века» в цифровом формате. А спектакль – событие  уникальное, соединяющее актерскую  труппу, декорации, бутафорию, живой  звук и свет. Уникальность театра в  том, что он «живой», настоящий, на глазах создающийся. Если режиссерский замысел, трактовка пьесы, образ спектакля  в сценографии оказались неактуальными, то они воспринимаются очень малым  кругом зрителей. Так как теперь театр зачастую работает на принципах  самоокупаемости, режиссер и художник прекрасно осознают, какова цена ошибки. Поиски беспроигрышного варианта спектакля  требуют от постановщиков не только высокого уровня творческой интуиции, но и понимания процессов, происходящих в обществе. Театральный механизм вынужден продвигаться медленно, осторожно, на ощупь, решая в том числе одну из основных задач, которую поставила перед нами глобализация современной культуры – необходимость совместить высокотехнологичную цивилизацию и сосуществование в ней традиционных, национальных культур. . [16; стр.47]

 

 

 

 

 

 

1.5 Новейшие технологии в современной  сценографии

 

 

 

В современном  художественном пространстве процесс  развития информационных (мультимедийных, проекционных, аудиовизуальных) технологий происходит так динамично, что их возможности востребованные многими  видами художественного творчества становятся безграничными. Новые технологии в большей степени ориентированы  на создание визуальных образов, поэтому  применение их  в сценографии  оправдано с точки зрения универсализации  создания спектакля от идеи, эскиза, макета до создания декораций. Сегодня  постановщикам предлагается большой  спектр технологического оборудования: проекционные приборы, системы озвучивания, видеоизображения и светового оформления. Грамотно используя возможности  компьютера звукорежиссер может  произвести монтаж фонограмм любой  сложности, включая многоканальное микширование и сведение музыкального материала. Широк выбор программ для создания визуальных эскизов  в «проекционной» сценографии. Сегодня  театральные постановщики предпочитают завоевывать интерес зрителей «медийностью»  сценографии. Художники, конкурируя на «театральном рынке» используют в спектаклях видеопроекции, электронные декорации  с мультимедийными экранами, светодиодные костюмы и занавесы, множество  световых спецэффектов,  конструктивные элементы и площадки с дистанционным  управлением, которые являются не только технологически качественной, зрелищной  продукцией, но и предметом дискуссий  искусствоведов в части создания образа и художественной целостности  театрального спектакля.

Современные художники, использующие средства компьютеризации, и, соответственно, условно могут  подразделяться на два типа:

- Первый тип называется «медиа-арт».

Объектом его отражения  «становится  не реальный мир, а его образ, созданный  медийными средствами, то есть медиамир сам по себе. Медиахудожник не только адаптирует для творчества медийные технологии, но и использует коммерческие медиапродукты в качестве исходного  материала: сканирует фотографии из газет, редактирует фрагменты телепередач, «извлекает» эпизоды из художественных или телевизионных фильмов. Получив  такого рода «ремиксы» (виртуальный  аналог техники коллажа и монтажа), они превращают их в «замкнуто-кольцевые» ролики. Помимо фотографии, кино и видео  медиа-арт берет за основу работы, выполненные в традиционной технике: живопись, графика, скульптура. Кроме  того, художники выбирают фрагменты  из кинофильмов или телепрограмм, переделывают их в замкнутые ролики, которые называют видеоинсталяциями. Медиахудожник как бы признает невозможность  оригинального и непосредственного  восприятия реальности, объект их отражения  и приложения творческой активности – медиамир сам по себе. Возникает  вопрос: какой смысл создавать  целостное произведение, если все  созданное будет «скачано»  из Интернета, затем будет дробиться, трансформироваться, модифицироваться другими «авторами»? Это означает, что даже если появится «нечто» оригинальное и завершенное, найдутся желающие использовать это «нечто» как сырье и  разработают собственную версию, «смикшировав» материал. Сам способ существования произведения в виртуальной  среде обрекает его на подобную судьбу. . [23; стр.77]

 

- Другой тип – художник-программист или адепт soft-ware art. Как правило, произведения программистов напоминают абстрактные композиции эпохи модернизма, может быть, потому что их художественное решение строится на линии и геометрических фигурах, включает математически генерированные завитки, оконтуренные цветные поля и т.п. Художник-программист, «пишет» и «рисует» средствами компьютера, используя готовые образцы, «пытается создать некий оригинальный код» - то есть программирует свои работы, используя возможности программ и умело работая в них. Современные программы трехмерного моделирования и дизайна (PhotoShop, 3D Max, Arcon 3D) позволяют «построить» на экране макет декораций, подобрать и правильно расположить свет, разработать мизансцены спектакля, распечатать чертежи для художественно-производственных мастерских.

Мультимедийные  программы можно разделить на несколько групп: программы создающие  компьютерные игры; технологии для  создания презентаций; специальные  программы, предназначенные для  самостоятельного производства различных  мультимедийных продуктов.  Ряд программ помогает создать в компьютерном пространстве эскиза экспликацию постановки, где на сцене появляются виртуальные  актеры, предметы бутафории, модели интерьера  и другие объекты, необходимые для  мизансцен. В таком моделировании  сценического пространства происходит освоение потенциальной сцены на которой будет происходить сценическое  действие. Режиссер с точностью до секунды может свести музыкальную  и световую экспликацию, развить  композиционную структуру мизансцен, динамику перемен художественного  оформления в соответствии с раскрытием образа спектакля. Такая форма подачи спектакля популярна в коммерческих театральных проектах, где доминирует зрительный образ. Такие проекты  художник и режиссер могут создавать  и творчески дополнять на любом  этапе, включая монтаж и демонтаж декораций, расчеты временных и  материальных ресурсов. Такая форма  демонстрации спектакля актуальна  для планирования гастрольной деятельности или создания режиссерского портфолио.

Информация о работе Роль сценографии и костюма в современном спектакле