Роль сценографии и костюма в современном спектакле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить роль сценографии и костюма в современном спектакле, изучить все этапы развития и становления сценографии как науки в сфере театрального искусства, изучить историю развития театрального костюма.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития сценографии и костюма;
- выявить основные закономерности взаимодействия пространственных видов искусств в сценографии;
- рассмотреть технологий творческого поиска в современной сценографии

Содержание работы

Введение……………………………………..……………………….....................3
Глава 1. Сценография. …………………………….…………………………….6
1.1.Понятие сценографии и ее роль в общем режиссерском решении……....6
1.2.История сценографии…………………………….…………………………26
1.3.Сценография как один из определяющих моментов спектакля…………38
1.4 Поиск выразительных средств в современной сценографии…..…………43
1.5 Новейшие технологии в современной сценографии….………………..….45
Глава 2.Костюм……………………………..………………………………..…..59
2.1 История костюма………………………………………………………….…59
2.2. Роль театрального костюма в искусстве сцены …………….……….…..63
2.3 Театральный костюм как символика театральной культуры .....................68
2.3 Костюм и характер роли………………………………………………….…69
2.4 Костюм и психология персонажа…………………………………….…….72
2.4. Театральный костюм как образ времени ..……………………………...…74
Заключение………………………………………………………………...…….80
Список литературы …………………………………………………………….84

Файлы: 1 файл

АНЯ КУРСОВАЯ.docx

— 132.37 Кб (Скачать файл)

Что касается костюма в спектакле  – то сейчас уже не требуется доказательств утверждающих, что вещи, особенно костюм, играют на сцене важную роль. Они способствуют созданию образа спектакля, наиболее полному раскрытию его идеи. Воздействуя на зрителя, они способствуют эстетическому восприятию всего происходящего на сцене. Внешняя форма спектакля – декорации, реквизит, костюмы, свет, проекции – зрелище. Неисчерпаем круг практических, художественных, философских, политических, специфических, профессиональных проблем, с которыми, так или иначе связаны костюмы в жизни.  Без знаний невозможно понять, а тем более воссоздать на сцене ни народный национальный, ни современный, ни исторический костюм. Существует зрительный образ спектакля. И костюм героя в этом зрительном образе спектакля составляет немаловажную роль. Он отражает характер, стиль произведения драматургии.  Платье героини водевиля не спутаешь с платьем трагической героини, пусть обе они одного возраста и дело происходит приблизительно в одно и то же время. Что-то есть в них неуловимое — свое, особенное. Угадав стиль спектакля, актер задумывается над тем, как, какими средствами раскроет он внутренний мир героя. Как внешний облик персонажа, в том числе и костюм, поможет ему это внутреннее яснее обнаружить.   Задача художника не просто одеть исполнителя, но найти образное решение костюма, которое помогло бы нам, зрителям, проникнуть в суть характера персонажа, понять его общественную среду, угадать национальные особенности. Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей. Менялась точка зрения на его «взаимоотношения» с актером, временем и историей, наконец, с его непосредственным «партнером» — художественным оформлением сцены.               В процессе поступательного развития искусства современного театра, новаторства режиссуры, трансформации метода художественного оформления роль искусства костюма не идет на убыль — наоборот. По мере роста своих более молодых и гибких собратьев — кино и телевидения — театр, бесспорно, обретает в поисках и муках новые формы зрелищных приемов, именно тех, которые отстаивали бы и определяли позицию театра как непреходящую ценность самостоятельного вида искусства. Костюму, как самому подвижному элементу театральной декорации, отводится в этих поисках первое место. Высокая современная культура театрального искусства, тонкая и глубокая режиссерская работа над пьесой и спектаклем, талантливая игра актеров требуют от художника по костюму, оформляющего спектакль, особо тщательного проникновения в драматургию спектакля, тесного контакта с режиссурой. Современное оформление не канонизируется правилами. Оно индивидуально и конкретно в каждом частном случае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Лукомский Г.К. Старинные театры. Т. 1, 1913, с. 129.

2. Быков В.Е. Проблемы театральной  архитектуры и сценография. Автореферат  дис. На соиск. Уч. Ст. доктора  архитектуры. М,1973, с. 12

3. Витрувий М.П.Десять книг об  архитектуре. М.1936, с. 26

4. Виктор Березкин Искусство  сценографии мирового театра  книга 1, от истоков до начала XX века, Москва/"Эдиториал УРСС" / 1997 год / 544 стр./

5. Станиславский К.С. Моя жизнь  в искусстве. Вагриус, 2007 г. с. 377

6. Эткинд М.Г. О диапазоне пространственно-временных  решений в искусстве оформления  сцены./Опыт анализа творческого  наследия советской театральной  декорации/,-В кн.: Ритм, пространство, время в литературе и искусстве.  Л., 1974, с. 211

7. Сценический портал http://stage.variety.ru

8. Энциклопедия кругосвет http://www.krugosvet.ru

9. М.Н.Пожарская. Русское театрально-декорационное  искусство конца Х1Х -- начала  ХХ века. М., 1970

10. Шеповалов В.М. Динамика спектакля  и сценография // Сцена. - 2003. - №  2. - С. 36-37 ;

11. Березкин В.И. Искусство оформления  спектакля / В.И. Березкин. - М. : Знание, 1986. - 127 с. - Библиогр.: с. 126-127.

12. Произведения http://www.proza.ru/texts/2006/05/17-222.html

13. Брянцев А.А. Опрощение театральной  декорации. Пг. 1919, с.10

14. Листовский В.В. Пути развития  сценографической науки.-Сценическая  техника и технология, 1977, №3.

15. Березкин В.И. Театр Йозефа Свободы. - М., 1973

16. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина ХХ века. М., 2001

17. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера. М., 2002

18. Васильева. А.А. Ритм в сценографии русских балетных спектаклей ХХ века: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. СПб.: Астерион, 2003

19. Лукомский Г.К. Старинные театры. Т. 1, 1913, с. 129.

20. Быков В.Е. Проблемы театральной архитектуры и сценография. Автореферат дис. На соиск. Уч. Ст. доктора архитектуры. М,1973, с. 12

21. Витрувий М.П.Десять книг об архитектуре. М.1936, с. 26

22. Виктор Березкин Искусство сценографии мирового театра книга 1, от истоков до начала XX века, Москва/"Эдиториал УРСС" / 1997 год / 544 стр./

21. Березкин В.И. Искусство оформления спектакля / В.И. Березкин. - М. : Знание, 1986. - 127 с. - Библиогр.: с. 126-127.

22. Брянцев А.А. Опрощение театральной декорации. Пг. 1919, с.10

23. Шверубевич В.В., Режиссер и оформление спектакля. - М.: Искусство, 1955. – 192с

24. Градова К.В. Театральный костюм. Кн. 2. Мужской костюм. – М.: 1987

25. Кидд М.Т. Сценический костюм: Иллюстрированное руководство по изготовлению профессиональных сценических костюмов. – М.: Арт-Родник, 2004.

26. Захаржевская Р. В. «История костюма. От античности до современности.»             — М., 2001

27. Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XX века [Текст]. – М., 2006.

28. Кирсанова Р.М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX в [Текст]. – М., 2006.

29. Сыркина Ф. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство [Текст]. – М., 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль сценографии и костюма в современном спектакле