Ювелирное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:28, реферат

Описание работы

1. История возникновения ювелирного искусства
2. Выдающиеся мастера промысла
3. Огранка ювелирных изделий
4. Техника и последовательность изготовления
5. Эволюция русского ювелирного искусства
6. История ювелирного дела на Украине

Файлы: 1 файл

Гуськова Алена группа 11102о.docx

— 4.57 Мб (Скачать файл)

Гуськова Алена группа 11102о

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

1. История  возникновения ювелирного искусства

2. Выдающиеся мастера промысла

3. Огранка ювелирных изделий

4. Техника и последовательность изготовления

5. Эволюция русского ювелирного искусства

6. История  ювелирного дела на Украине

Ювелир – в переводе с тюркского означает «умеющий гравировать». Это целая профессия, ремесло и искусство одновременно. Начиная с обычной починки или даже изготовления в ювелирной мастерской колечек, серёжек или цепочек из золота или серебра, и заканчивая известными произведениями искусства величайших мастеров ювелиров, одно-единственное творение рук которых стоит миллионы.

Профессия ювелира не так романтична, как может показаться на первый взгляд. В процессе работы применяются различные виды обработки металлов и камней – литьё, пайка, распилка, прокатка, гибка, чеканка, шлифовка, полирование, волочение, филигрань и т.д.  Рутинный труд и усердие в сочетании с огромным желанием могут из обычного литейщика или огранщика сделать ювелира художника, мастера своего дела.

Кухонная утварь из янтаря

Материалом для работ ювелиров служат драгоценные (золото, серебро, платина), цветные (медь, цинк, олово, свинец, кадмий, никель, алюминий) и другие (сталь, титан, тантал) металлы, а также их сплавы (бронза, мельхиор, латунь), драгоценные (алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит), полудрагоценные (опал, бирюза, хризолит, шпинель, халцедон, корунд, топаз, аквамарин, горный хрусталь), поделочные (яшма, агат, оникс, лазурит, малахит, нефрит, сердолик) и органические (жемчуг, янтарь, перламутр) камни.

Но далеко не сразу в арсенале мастеров появился весь этот набор материалов. Да и само ремесло начиналось скорее с обработки каменными топорами и подобиями ножей.

1. История  возникновения ювелирного искусства

Если мы попытаемся вспомнить историю возникновения этого ремесла, то запутаемся в не только в столетиях, но и в тысячелетиях. Потому как древние люди уже интересовались своей внешностью, понимали и творили красоту, поэтому затачивали клыки убитых зверей, раковины  моллюсков, обрабатывали примитивными методами различные блестящие камушки. Такими украшениями в первую очередь наряжал себя вождь племени, ну а потом все остальные.

Изделия из кости

В Древней Греции, Риме, Египте, в странах Древнего Востока ещё в III-II тысячелетиях до нашей эры ювелиры художники оттачивали своё мастерство на драгоценных металлах и камнях. Считается, что именно в Греции впервые применили резьбу по камню, огранку самоцветов драгоценными металлами. Древние греческие храмы известны богатым убранством. Жители городов носили дорогие украшения, дома обставлялись шикарной утварью. Наличие и массивность украшений ассоциировалась с властью. Поэтому золотом и камнями отделывали колесницы царей и даже носовые части кораблей. Считается, что простой люд тоже мог позволить себе украшения.  Многие, из которых сохранились и до наших дней.

Если говорить о Российском государстве, то однозначным ответом будет то, что ювелирное искусство также имело огромный размах и корни его тянутся приблизительно с 9-12 веков. То время считается зарождением Владимиро-Суздальского княжества и Киевской Руси, и связано с крещением Руси в конце Х века князем Владимиром  Святославичем. Дело в том, что введение Христианства как государственной религии повлекло за собой массовое строительство храмов с соответствующей атрибутикой, включая разукрашенные алтари, кресты, скипетры, подсвечники и т.д. В Москве, Новгороде, Великом Устюге, Костроме, Ярославле, Киеве, Вологде и других городах появились ювелирные мастерские. Мода на богатые разукрашенные самоцветами атрибуты царской власти распространилась очень быстро. Между правителями государств вошло в традицию дарить друг другу дорогие подарки в виде драгоценностей.

Ваза из малахита

Освоение пространств Урала и Сибири расширило возможности мастеров ювелирного дела. А благодаря Петру I уральские и сибирские самоцветы стали знамениты на весь мир, пользовались огромным успехом у знати. По приказу Петра в России строились  целые фабрики по огранке и шлифовке камней, а в Европу отправлялась молодёжь на обучение этому мастерству. Так, в 1721 году в Петергофе была открыта первая такая фабрика. Эстафету переняла императрица Екатерина II, известная любительница роскоши и прогресса. Во время её правления ювелирное искусство снова достигло пика совершенства. Разве что влияния эпох накладывали оттенок на те или иные работы мастеров.

В ХIХ веке были открыты новые месторождения драгоценных камней в Сибири, которые быстро вошли в моду – алмазы, изумруды, рубины. Каждый камень таит в себе особую тайну, которую может увидеть лишь настоящий волшебник-ювелир. Его фантазия и умение воплощать её в произведение искусства сочетают в себе талант. Как, например, на весь мир известная династия русских ювелиров французского происхождения – Дом Фаберже – ювелирная мастерская, основанная в 1842 году в царской России. Знаменитые пасхальные «яйца» для царской семьи поражают тонкостью и изяществом форм.

День ювелира. Изделие Фаберже

Хотя можно сказать, что во все времена создавались уникальные шедевры.

Например, малахитовые шкатулки и вазы  и по сей день завораживают любого сочетанием совершенства природных переливов красок с деянием рук человеческих.                  

Изделие из малахита

А работы современных мастеров украшают как витрины ювелирных магазинов, так и счастливых обладателей украшений. Согласитесь, мало кто из нас не имеет хотя бы одно колечко, цепочку или серьги. Похоже, украшения прочно вошли в нашу жизнь.

2. Выдающиеся  мастера промысла

Луи Франсуа Картье

Луи Франсуа Картье родился в 1819 году. Его отец владел мастерской, которая выпускала рожки для пороха. Мать будущего ювелира королевских особ видела в мальчике продолжателя отцовского дела. Но самого Луи Франсуа очень рано потянуло к искусству, особенно – изобразительному. Поэтому отец отдал мальчика «в науку» к Адольфу Пикару, ювелиру из Парижа. Мать Луи Франсуа была очень недовольна этим. Она считала, что порох более надежен, чем золото: спрос на порох не падает никогда, а золото – только для королей. Да и им его не нужно много. Она даже не представляла себе, что ее сын будет поставлять украшения и королям, и особам королевского двора.

 

Когда-то Луи Франсуа впервые использовал платину в качестве рабочего материала. Он же предложил броши в виде животных – до него анималистический стиль в украшениях считался моветоном. Его внук Луи Жозеф сделал не меньше – он предложил первые наручные часы для мужчин (до этого наручные часы воспринимались только как женский аксессуар).

Его изделия:

Карл Фаберже

Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, российский немец по происхождению. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских корней и был родом из Эстонии, а его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.

Карл Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Фирма Фаберже славилась в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия в подарок. В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Его изделия:

 

Чарльз Льюис Тиффани

Чарльз Льюис Тиффани родился в Киллингли, США 15 февраля 1812 года.

В 1837 году, будучи 25-летним молодым человеком, Чарльз занимает у своего отца 1000 долларов США и вместе со своим школьным товарищем Джоном Б. Янгом и будущей женой Харриет Оливией Авени Янг (сестрой Джона) перебирается в Нью-Йорк. Здесь 18 сентября они открывают небольшой магазин канцелярских изделий и сувениров, назвав его «Тиффани и Янг» (Tiffany & Young). В первый день работы выручка от продаж составила 4,98 долларов США, и тем не менее магазин продолжает работать и уже через два года в его ассортименте можно найти изделия из стекла, фарфора, столовые приборы, часы, а так же ювелирные изделия.

В 1841 году магазин расширяется (к Чарльзу и Джону присоединяется Джей Л. Эллис) и изменяет свое название на «Тиффани, Янг и Эллис». За лавкой закрепляется репутация лучшего магазина, продающегобогемское стекло и фарфор. В это же время начинается выпуск собственных украшений. В начале 1850-х годов Чарльз открывает множество ювелирных мастерских. В 1853 году Джон Янг покидает компанию, вследствие чего проводится её реорганизация. Компания сменяет название на «Tiffany & Co.» и открывает филиалы в Париже (1850) и Лондоне (1868)

 

К середине 1860-ых годов компания Чарльза являлась лидером на американском рынке серебра, но была мало известна в Европе. На Всемирной выставке в Париже 1867 года компания оспорила европейцев и получила главный приз за изделия из серебра. В первый раз американский дизайнерский дом был удостоен похвал иностранными жюри.

В 1877 году на алмазных копях Кимберли в Южной Африке был найден один из крупнейших и красивейших в мире алмазов - желтый бриллиант Тиффани. Чарльз выкупил камень весом в 287,42 карата за $18,000. Под руководством Джорджа Фредерика Кунца алмаз был огранен и уменьшился в весе до 128,54 карат, став обладателем 82 граней - беспрецедентное количество граней на то время.

Его изделия:

 

Андрей Ананов

Андрей Ананов - самый знаменитый ювелир России. Сверх того, он - социальное явление, символизирующее нашу жизнь последних десятилетий, почти литературный персонаж с историями театрального режиссерства, подпольной ювелирной работы, натиска молодого капиталиста и уверенности нового русского богатства.

1989 - Основана компания "Русское  ювелирное искусство" 
1991 - контракт с парижской фирмой Elida-Gibbs Faberge о создании торговой марки "Фаберже от Ананова" 
1991 - презентация коллекции фирмы в Париже в отеле "Риц" 
1991 - вручение А.Г. Ананову международной премии "Серебряный лев" в Париже 
1992 - открытие первого салона фирмы в Гранд Отеле "Европа" в Санкт-Петербурге 
1992 - вручение А.Г. Ананову Большой золотой европейской медали в Генуе 
1995 - А.Г. Ананову присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств России" 
1997 - А.Г. Ананов внесен в "Золотую Книгу" России 
1999 - издан первый литературный труд А.Г. Ананова - книга "Два туза в прикупе" 
1999 - открытие Главного салона фирмы на Невском проспекте,31, в историческом здании бывших "Серебряных рядов" 
2000 - вручение А.Г. Ананову Ордена Карла Фаберже первой степени с бриллиантами и звания "Лучший ювелир столетия" на Международной выставке, посвященной 100-летию Всемирной выставки в Париже 
2000 - выдвижение А.Г. Ананова на соискание Гос. премии России в области искусства и литературы 
2001 - вручение А.Г. Ананову Царскосельской Премии 
2003 - Награжден медалью «300 лет Санкт-Петербурга». 
2004 - Награжден высшей наградой Общественного Совета - «Признательность Санкт-Петербурга» 
2005 - Награжден Орденом Почета

Его изделия:

3. Огранка ювелирных изделий

 

Виды огранки:

Тип огранки

Разновидность

Описание

Кабошон(Правильная форма, красивая геометрия: чаще всего круг, овал или заставшая капля)

Простой

Выпуклая верхняя грань и плоское основание

Выпуклый

Основание и верхняя поверхность изогнуты в разные стороны

Выпукло-вогнутый

Обе поверхности изогнуты в одну и тужесторону, образуя форму, похожую на линзу

Роза (Наклонные грани на плоском основание.Сейчас практически не применяется)

Голландская

Плоское основание с выпуклостью в форме капли. 24 грани

Полуголландская

Аналогично, 12 граней

Бриллиантовая (Круглая форма, с усеченной верхней гранью.Состоит из двух пирамид)

Полубриллиантовая

Состоит 17 граней

Бриллиантовая

Состоит от 57 до 240 граней

Ступенчатая (Верхняя площадка широкая. Содержит их пологих фасок.

Изумрудная ступенчатая

Восемь углов, отлично подходит для изумрудов

Лестничная

Параллельные грани. В нижней части количество граней больше

Багет

Трапециевидная или Квадратная форма. Боковые грани могут отсутствовать.

Клиньевая (любая изфасет разбивается сразу на несколько клиньев)

Радиант

Прямоугольная или квадратная форма. 8 граней.

Триллион

Форма треугольника

Смешанная (сочетание элементов от других форм в любых комбинациях.)

Бриолет

Грушевидная форма

Принцесса

Пластинка с глубокими врезами-насечками

Полукабошон

Нижняя часть – фасетная, верхняя - округлая

Фантазийная (может содержать сразу несколько форм, в том числе искаженных)

Сердце

Форма сердца

Маркиза

Заостренная с обеих сторон форма эллипса

Подвесок

Форма удлиненной капли

Груша

Яйцевидная форма

Информация о работе Ювелирное дело