Ювелирное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:28, реферат

Описание работы

1. История возникновения ювелирного искусства
2. Выдающиеся мастера промысла
3. Огранка ювелирных изделий
4. Техника и последовательность изготовления
5. Эволюция русского ювелирного искусства
6. История ювелирного дела на Украине

Файлы: 1 файл

Гуськова Алена группа 11102о.docx

— 4.57 Мб (Скачать файл)

 

Накладка на уздечку, IV-V ст.  

Поясной набор, VI-VII ст.  

 

Фибула, VI ст.  



 

Гривна, I ст.н.э.

ЛЬВОВСКОЕ ЦЕХОВОЕ ЗОЛОТАРСТВО

Богатейший материал дает львовское цеховое золотарство ХVІІ-ХVІІ ст., детально исследованное выдающимся искусствоведом П.Жолтовским. Ювелирные изделия львовских золотарей того времени чрезвычайно разнородны.

Крест ХVI ст.


Среди них – посуда, книжные оправы, наборы к лошадиным доспехам. Отмечались разнообразием украшения одежды в виде диадем, золотых цепей, аграфов, то есть приспособления для прикрепления пера на шляпах, запонок, перстней, браслетов, брошек, сережек и т.п.. Сережки, преимущественно в форме лилии, разукрашивались, как и перстни, бриллиантами, рубинами и другим ценным камнем. Для изготовления пуговиц, например, использовался широкий спектр ювелирных техник: гравирование, филигрань, эмалировка, обрамление ценным камнем.

Некоторые виды ювелирных изделий, такие как серебряные пояса, считались даже специфично львовскими. Изготовлялась также разнообразная посуда. Разукрашивались и оправы книг. Следует отметить изготовление золотым и серебряным, украшенным камнем оправ для сабель, обрамление панцирей и шлемов, перначей, булав, щитов, колчанов. Особого распространения приобрели парные брачные кубки, изображение которых стало эмблемой ювелирного ремесла.

Начиная с 1595 года, львовские мастера-ювелиры уже имели свой цех. Для получения звания мастера подмастеру поручалось выполнение "мастерштика" – пробной работы по изготовлению двух серебряных кубков, перстня с драгоценным камнем и печати. Ориентация мастеров-ювелиров на западноевропейские образцы оказывала содействие распространению ренессансных, а со временем и барочных форм. В значительной мере это предопределялось разнонациональным составом ювелиров, среди которых было немало немцев, венгров и т.п., а также практикой обучения ювелирного искусства за границей. Так, львовский ювелир Фридрих Аламбек в 20-30-е года XVII ст. учился профессии в Лондоне, некоторое время даже работал там при королевском дворе.

Украинское церковное золотарство к середине XVII ст. сравнительно со светским отмечалось скромными формами. В обрамлении преобладало гравирование, в начале XVIII ст. вытесненное чеканкой. Древнерусские традиции, которые сохранились, объединяясь в оригинальную целостность с ренессансными и барочными формами, образовывали сильное своеобразное соединение, которого не наблюдаем в светских кругах.


 

Сережка-подвеска  


ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ

Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

В это время приобрели распространение серебряные и золотые изделия, выполненные в разнообразных техниках. Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. Среди сканеных узоров преимущество отдавалось мотивам ромба, треугольника, круга. Фантастическим совершенством отмечалась техника зерни. Примером могут быть большие колты в виде звезды из семью, а иногда и шестью лучами, почти вся поверхность которых покрыта чрезвычайно мелкой зернью (до 5 тыс. шариков).

В XII ст., когда возросло производство вещей широкого потребления, одними из наиболее распространенных техник стали гравирование и чернение по серебру. Чернью, в частности, украшали небольшие звездчатые колты, иногда браслеты. В последних затемнялся фон, а изображение оставляли светлыми.

Рясна, колт 

ХII ст.  


Бесспорно влияние на древнерусское ювелирное искусства византийского. Тем не менее древнерусские мастера не ограничивались прямым заимствованием достижений византийцев, а всегда творчески их переосмысливали, создавая оригинальные вещи. Примером могут быть двухступенчатые браслеты-наручи, которые женщины носили сверх длинных рукавов. На Руси они стали, как это не удивительно, ритуальным предметом языческого культа, связанным с так называемыми "русалиями", игрищами-молениями о дожде.

Тем не менее, наиболее интересной есть техника перегородчатых эмалей, которой киевские ювелиры научились от греческих художников в мастерских при великокняжем дворе.

Со времен Киевской Руси к нам дошло свыше 150 украшений с перегородчатой эмалью: колты, рясна, диадемы, нашивные пластины, образки и т.п.. Причем больше половины из них походят из Киева и Киевщины. (В Киеве прослеживается творчество ювелиров двух мастерских – княжеской и лаврской.)

Основой для эмалей были золото, серебро, медь. Несмотря на устойчивость стиля эмалей во времени, заметная эволюция изделий от сложного к упрощенного, а потом – от упрощенного к сложному.

Уступая византийским эмалям в изысканности и усердии выполнения, древнерусские выигрывали в выразительности, их колорит более сдержан, с вариациями нескольких главных, чаще всего локальных, цветов. Преобладают непрозрачные синие, красные, зеленые. Намного активнее, чем в Византии, используется белая эмаль. Полутоны почти отсутствуют. Характер рисунка более обобщенный и упрощенный. Перегородки не измельчают формы, напоминая легкую паутину, как в Византии, а распределяют ее на довольно большие плоскости.

Об ювелирном искусстве украинских земель со времен Киевской Руси до XVI ст. за недостатком материалов тяжело составить какое-то определенное представление. Но начиная с XVI ст. имеем уже целый ряд памяток и довольно подробные исторические сведения об ювелирном деле, которое развивалось и как народный промысел, и как городское цеховое производство.


БАРОККО

Времена барокко (вторая пол. ХVII- кон. XVIII ст.) ознаменовались небывалым расцветом золотарства на восточных землях. Начиная с XVII ст., такие центры художественного ремесла, как Киев, Чернигов, Нежин, Глухов, заслоняют

Посох  
Первая половина XVIII ст.  


ячейки ювелирного производства на западноукраинских землях. Широко используя декоративные формы западного барокко, украинские ювелиры вкладывали в них свое содержание. Чрезмерная блистательность форм, подчеркнутый динамизм, напряженность, присущий западному барокко, украинскому были совсем чужие. Для него характерны живые, но спокойные, лишенные экзальтированности формы.

Главным центром украинского золотарства в это время становится Киев. Изделия многочисленных киевских ювелиров отмечаются высоким уровнем, хотя нередко лишены выразительных индивидуальных признаков. Они не столько демонстрируют творческие достижения отдельных мастеров, сколько свидетельствуют о развитии ювелирного дела вообще. Лишь произведения Иван Равича, Михаила Юревича, Петра Волоха, Ивана Завадовского, Ясинского, Иеремии Билецкого имеют определенные признаки собственного стиля. Работая как для церкви, так и для светских заказчиков (казацкой старшины), ювелиры чудесно учитывали специфику назначения вещи. Потиры, оклады книг, панагии, кроме других техник, украшались также финифтью, которая, акцентируя внимание на главных местах, предоставляла произведениям еще большей декоративности.

Эпоха украинского барокко была временем последнего взлета ювелирного искусства на тернах Украины. Конечно, мастера-ювелиры работали здесь и позже, тем не менее о существовании собственной профессиональной ювелирной школы говорить уже не приходится. Однако в XIX ст. работали чрезвычайно интересные ювелиры: Самсон и Александр Стрельбицкие, Федор Коробкин, Герасим Проценко, Петр Арендаревский, Максим Бишевский и прочие. На кон. ХIX – нач. XX ст. приходится деятельность такого выдающегося ювелира и предпринимателя, как Иосифа Маршака, чья ювелирная фабрика успешно конкурировала с фирмами Фаберже, Хлебникова, Овчинникова. Произведения мастеров предприятия с большим успехом демонстрировались на многочисленных всероссийских и всемирных выставках.

Интересным явлением можно считать народное ювелирное искусство гуцулов этого периода, чьи мосяжные (отлитые с латуни) изделия достигают своими архаическими формами периода Киевской Руси и даже более давних времен, поражая чрезвычайной жизненной силой.


ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

Процесс развития ювелирного искусства на территории Украины в XX ст. был довольно сложным. И спады, и бушующие подъемы этого периода оставили, вопреки своей кратковременности, заметный след в формировании национальной ювелирной школы. В 60-70-е года XX ст. художники ювелирных предприятий, дизайнеры Художественного фонда Украины и народные мастера сделали серьезную попытку овладеть достижениями прошлого и создать на этой базе условия для подъема ювелирной области. В настоящее время они смело экспериментируют с разнообразными материалами, осваивают новые технологии, создают современные украшения, предоставляя им национального колорита.

Среди ювелирных предприятий Украины важную роль в изготовлении высокохудожественных украшений из золота и серебра, а также в разработке сравнительно недорогих серийных моделей, сыграло киевское производственное объединение "Ювелирпром" (директор – Г.В. Плющ). Художники этого старейшего в Украине производителя ценностей неоднократно принимали участие в престижных зарубежных выставках и добывали в борьбе высшие награды за создание эксклюзивных украшений. В 1984 году на международной выставке в Лондоне художница киевского ювелирного завода Л.И. Шепель получила "Гран-при" за дизайн изысканного золотого колье. Оригинальности изделию предавал миниатюрный рог изобилия, усеянный 170 вставками бриллиантов.

К 1500-летию Киева на заводе изготовили небольшие серии украшений из золота и серебра, стилизованные под ювелирные изделия времен Киевской Руси. Разнообразные по форме броши, сережки, заколки, запонки, выполненные за эскизами Т. Перпечко, Л. Шепель, Е. Злой, отмечались высоким качеством обработки металла, новыми видами обрамления и интересными конструктивными элементами.

В 70-80-е года XX ст. художники Львовского и Одесского ювелирных заводов разрабатывали интересные модели с применением высокопробного золота и драгоценных камней. Многочисленные украшения, изготовленные в одном экземпляре, представляли собой уникальные произведения профессиональных мастеров.

Ювелирные предприятия Украины широко использовали в изделиях драгоценные и полудрагоценные камни, которые обрабатывалось мастерами производственного объединения "Западкварц-самоцветы" (сгт Володарск-Волынский Житомирской обл.). Предприятием выпускались разнообразные по форме и окраске берили, аквамарины, топазы, кварцы. Камни отмечались высоким ювелирным качеством и сложной огранкой.

Важная роль в обработке алмазов на Украине принадлежала Винницкому ювелирному заводу. Высокое профессиональное мастерство работников этого предприятия дала возможность наладить производство бриллиантов как традиционно круглых, так и фантазийных форм огранки – "груша", "маркиз", "изумруд", "принцесса", "овал". Кроме изделий с бриллиантами на заводе ежегодно обновлялся ассортимент украшений с изумрудами, рубинами и сапфирами.

В отличие от художников, занятых в промышленности и зависимых от плановой дисциплины, ювелиры, объединенные системой Художественного фонда Украины, были более свободными в реализации своих творческих замыслов. Большим разнообразием стилей отмечались произведения художников Киева, Днепропетровска, Харькова, Симферополя, Одессы. Не имея возможности работать с золотом, серебром и драгоценными камнями, художники экспериментировали с более сложными металлами – мельхиором, нейзильбером, титаном, использовали для обрамления изделий нетрадиционные материалы.

В 70-80-е годы XX ст. ювелиры Украины вышли на международную арену, принимая активное участие в престижных выставках, которые проходили в странах социалистического содружества. Они многократно награждались на выставках в г. Яблонец (Чехословакия). В 1977-1980 гг. дипломантами этой популярной выставки стали ведущие художники Украины – В. Друзенко (г. Киев), Е. Жданов, Ю. Федоров, А. Михальянц, А. Грамотный, Т. Грамотная (г. Симферополь).

В творчестве большинства художников этого времени отображается стремление постигнуть богатое наследство ювелирного искусства минувших столетий.

В 70-80 годы XX ст. украинские ювелиры достигли определенных успехов. Важную роль в усовершенствовании их профессионального мастерства сыграли теоретические и практические семинары, организованные Художественным фондом Украины. В настоящее время увеличивается количество специализированных выставок, посвященных творчеству современных ювелиров. Благодаря тому, что большинство выставок демонстрировалось в Музее исторических ценностей Украины, известного собраниям уникальных произведений старинных мастеров, у художников возникла замечательная идея воплотить свои замыслы в драгоценном металле. С этой целью в 1985 году в Киеве была создана Творческая группа, в которую вошли ведущие украинские ювелиры. Впервые все участники группы получили официальное разрешение на работу с серебром. На протяжении нескольких месяцев ювелиры, заменяя друг друга, создавали оригинальные произведения в мастерской известного киевского художника В. Хоменка. Лучшие работы мастеров Творческой группы по праву размещены в отделе современного искусства Музея исторических ценностей Украины.

Следующие процессы перестройки в государстве, расширение сферы торгово-экономических и культурных отношений с зарубежными странами не могли не сказаться на развитии творчества отечественных мастеров-ювелиров, оказывали содействие обогащению его новыми современными идеями и художественными формами, достояниями многих зарубежных ювелирных школ, прогрессивными техническими приемами изготовления украшений.


 


Информация о работе Ювелирное дело