Ювелирное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:28, реферат

Описание работы

1. История возникновения ювелирного искусства
2. Выдающиеся мастера промысла
3. Огранка ювелирных изделий
4. Техника и последовательность изготовления
5. Эволюция русского ювелирного искусства
6. История ювелирного дела на Украине

Файлы: 1 файл

Гуськова Алена группа 11102о.docx

— 4.57 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

4. Техника  и последовательность изготовления

Изготовление ювелирных изделий

Весь процесс изготовления ювелирного изделия состоит из нескольких этапов, которые могут вместе длиться неделю или месяц в зависимости от многих факторов, в том числе от сложности изготавливаемого ювелирного изделия. Тем не менее, процесс интересен, увлекателен и насыщен различными технологиями, но чтобы получить впечатляющий результат, необходима идея.

Изготовление ювелирного изделия начинается с идеи

Идея должна воплотиться в эскизе, в котором нужно быстро и грубо нарисовать особенности идеи, отличительные черты ювелирного изделия. Главное, не углубится в детали – это можно будет сделать позже.

Этап изготовления ювелирного изделия — превращение идеи в дизайн

Готовый эскиз, выполненный самостоятельно или ювелирным дизайнером, передается специальному ювелирному художнику, который рисует трехмерную 3D модель в специальной программе, например Matrix 3D Jewelry Design Software, в которой можно определить все размеры изготавливаемого ювелирного изделия, кратность вставляемого бриллианта и многое другое. Результатом работы 3D художника становится специальный CAD файл, который в дальнейшем используется для выращивания пластиковой модели. На данном этапе изготовления ювелирного изделия важна связка 3D художника с ювелиром, которому будет нужно после работать с живой золотой моделью. При желании и необходимости 3D художник может обработать модель и создать изображение, похожее по качеству на живую фотографию, т.е. произвести рендеринг 3D модели.

Этап изготовления ювелирного изделия — разработка 3D модели

Следующий этап – изготовление прототипа ювелирного изделия, выращивание пластиковой модели на специальном 3D принтере Solidscape из созданного ранее CAD файла. Данная операция может длиться десятки часов, т.к. модель выращивается с точностью до сотых долей миллиметра.

Этап изготовления ювелирного изделия — выращивание прототипа

Выращенный 3D принтером прототип используют для изготовления гипсовой формы, необходимой для литья золота или серебра. Процесс изготовления формы длиться долго – гипсу нужно равномерно засохнуть.

Этап изготовления ювелирного изделия — создание гипсовой формы

В форму заливают расплавленный сплав золота определенной пробы или серебра. В случае создания колец с бриллиантами Diamond Expert льется серебро. Полученная в результате литья заготовка обрабатывается ювелиром для устранения всех недостатков и совершенствования модели изготавливаемого ювелирного изделия. Обработанная заготовка называется мастер-моделью.

Мастер-модель используется для изготовления «резинки» - это специальная эластичная форма, состоящая из двух половинок. «Резинка» необходима для получения восковых копий мастер-модели ювелирного изделия.

Этап изготовления ювелирного изделия — создание восковых моделей

По восковой копии мастер-модели снова изготавливается гипсовая форма, необходима для литья золотой заготовки кольца с бриллиантом Diamond Expert.

Отлитая золотая заготовка ювелирного изделия выглядит очень грубо, и часто вовсе состоит только из элементов ювелирного изделия, например, из оправы бриллианта (каста) и шинки кольца. Все заготовки обрабатывает ювелир-монтировщик, в результате его работы получается почти готовое отполированное ювелирное изделие без вставок.

Этап изготовления ювелирного изделия — литьё ювелирных заготовок

Остается закрепить камень – это делает ювелир-закрепщик, и покрыть изделие из белого золота родием при необходимости. Завершающим этапом изготовления ювелирного изделия является финальная полировка и чистка. А дальше остаются формальности в виде контроля качества, пробирования и клеймирования, ярлычка и экспертного заключения на ювелирное изделие.

5. Эволюция  русского ювелирного искусства

История развития ювелирного дела условно подразделяется на 5 основных этапов.

 Первый — доисторический  длительностью более 100 тыс. лет до н. э., когда происходило знакомство человечества с цветными камнями и другими материалами, используемыми в украшениях, а также накапливался опыт их обработки, включая развитие глиптики.

Второй этап — античный (эпоха развития ремесел), с начала нашей эры до середины XV в., в период которого закладывались основы ювелирного дела и создавались первые уникальные изделия. В это же время началась разработка месторождений цветных камней и художественная обработка камня, в т. ч. простейшая огранка с применением алмазов.

Третий этап — XV—XIX вв., начиная с эпохи географических открытий, когда интенсивно расширялась сырьевая база и рынок цветных камней. К этому времени относится начало массовой огранки самоцветов и совершенствование технологии обработки драгоценных металлов, появление цехов и гильдий ювелирных мастеров. Следствием чего был переход к мелкосерийному производству ювелирных и камнерезных изделий.

Четвёртый этап — эпоха индустриального мира XIX—XX вв., когда началось массовое производство ювелирных изделий, создаётся мировой рынок цветных камней, а синтез искусственных ювелирно-поделочных материалов встаёт на промышленную основу. С этим этапом связано зарождение геммологи, как прикладной науки. Пятый этап, начиная с XXI в., открывает эпоху преобладания синтетических материалов в ювелирном деле и использования достижений электроники. Следствием этого будет рост ценности природных цветных камней и роли геммологи в их экспертизе и отличии от искусственных материалов.

Ювелирное искусство 17-20 век

К шедеврам европейского ювелирного искусства 15-18 веков относятся немецкие серебряные изделия (мастера семейства Ямницер) и эмали (И. М. Динглингер), а также английские серебряные изделия. Особенно славятся своим мастерством немецкие мастера из Аугсбурга, Нюрнберга и Гамбурга.

 
С конца 17 века лидирующие позиции в Европе занимает французское ювелирное искусство. В эпоху барокко в моду входят изделия с высоким чеканным рельефом, изысканной резьбой, с яркими самоцветами и жемчугом. В это время начинается производство часов. 

Рококо с его стремлением к утонченности придает особое значение ювелирным украшениям в мужском и женском обиходе. В это время складывается ассортимент украшений, в целом не изменившийся до настоящего времени. Модными становятся броши и эгретки в виде букетов, каскадов. Создавая цельный ансамбль, ювелиры изготовляют комплекты украшений — большие и малые парюры. В это время появляется классическая бриллиантовая огранка, и любимым камнем становится бриллиант, который подсвечивают фольгой. В моде были бриллианты с лиловатым, желтоватым и розоватым оттенками. В мужском костюме бриллианты использовались так же широко, как и в женском. В России в это время работают многие иностранные мастера, крупнейший из них — И. Позье — автор императорских корон.

В 17-18 веках возрастает интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим сочетаниям эмалей, золота и драгоценных камней, которые нередко покрывают металлическую основу сплошным мерцающим слоем. 18 век стал временем повального интереса у драгоценным камням, а с ним пришло глубокое понимание их эстетической ценности. Увлечение минералогией стало всеобщей болезнью. Именно тогда стали организовываться специальные экспедиции на Урал. В то время там были открыты уникальные  месторождения топазов, аметистов, изумрудов, александритов и других самоцветов. Все это стало толчком к образованию камнерезного дела в стране.

 

 
Прихотливая изысканность форм рококо в начале 19 века уступает место строгости классицизма(чеканные изделия Ж. Б. Одио, М. Г. Бьенне — придворных мастеров Наполеона I). Из мужского гардероба практически исчезают украшения с камнями, расцветает производство дорогих табакерок, набалдашников для тростей. На первый план выходит тщательность отделки материала. Некоторое время в моде украшения из мозаики, из поделочных уральских камней. В середине 19 века производство ювелирных изделий начало механизироваться и стало более массовым. Стали использоваться менее ценные материалы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней — горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы).

Большинство изделий ювелирного искусства 19 века тяготеет к эклектичности стиля, против чего в конце 19 — начале 20 веков выступили мастера стиля модерн (например, Р. Лалик во Франции). Некоторые из мастеров модерна сумели превратить недостатки дешевых материалов в их достоинства, подчеркивающие мастерство и вкус мастера («Тиффани»). Во многих странах модерн дал начало возрождению национальных традиций в искусстве. 
Двадцатый век ввел в ювелирное искусство невероятное разнообразие направлений. Огромную роль сыграла модельер-новатор Коко Шанель, смело пропагандировавшая бижутерию. Осваивалось много новых материалов — платина, палладий, анодированный алюминий. Самые пуристические стремления к «дизайнерским» формам без орнамента сосуществуют в двадцатом веке с тенденциями создания ювелирных изделий, которые воскрешают динамику и «текучесть» форм модерна или традиции народного и средневекового искусства. К середине двадцатого века, наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, появляются образные решения, отражающие проблематику современной культуры.

 

 

6. История  ювелирного дела на Украине

ИСТОКИ

Ювелирное дело в воображении человека связывается прежде всего с личными украшениями. Тем не менее браслеты, кольца, перстни и т.п. не исчерпывают этой области художественного творчества. Она включает также мелкую пластику, предметы для оформления интерьера, посуду, оружие, сувениры. Изготовленные из ценных металлов и камня или кости, такие изделия отмечаются высоким художественным и техническим качеством. Тем не менее, начинается ювелирное искусство именно c украшений, которые ярко иллюстрируют его историю от древнейших времен к настоящему.

Меч с золотыми украшениями рукоятки

Гривна  

Пластина – украшение головы  


Древнейшие личные украшения, найденные на территории Украины, датируются эпохой палеолита. Это, прежде всего, два знаменитых костяных браслета с Мизинской стоянки на Черниговщине. Один из них имеет форму обруча, внешняя сторона которого декорирована мелким меандровым узором, разделенным полосами параллельных зигзагов. Второй состоит из пяти тонких пластинок, покрытых насечками. Мастерство нанесения декора, изысканность и богатство орнаментации, дают основание считать мизинские браслеты настоящими шедеврами первоначального ювелирного искусства. Выполненный чрезвычайно простым орудием, их декор превосходит все, созданное человеком палеолита в области орнаментации.

Материалом для украшений первобытному человеку служила не только кость мамонта, но и разные цветные минералы (белый кальцит, зеленый змеевик, нефрит), морские ракушки, зубы животных, клыка хищников. Кроме браслетов, в те прадавние времена были в обиходе ожерелья и амулеты, а также обручи на голову, похожие на диадемы античного мира.

Заметим, что рассматривать эти вещи как личные украшения в современном понимании не следует – сначала это были предметы прежде всего ритуально-магического назначения. Их формы и расположение на теле человека лишь со временем приобрели эстетическое значение. Например, меандровый орнамент одного из мизинских браслетов является своеобразной имитацией структуры мамонтовой кости и связанный с идеей благополучия, благосостояния, сытости, поскольку подстреленный мамонт ассоциировался именно с этими понятиями. Ожерелье в некоторых случаях могло иметь апотропеичную (защитную) функцию, помогать его собственнику на охоте и т.п..

Поворотным пунктом в истории украшений можно считать начало использования для их производства металла, в частности меди. В VII тыс. до н.э. человечество изобрело технику механического формирования самородного металла (кование, выгибание, обрезание, сверление, обтачивание) и лишь с V тыс. до н.э. – высокотемпературное плавление меди в горнах и технике литья. На территории Украины эти процессы были замедлены, но уже со времен раннего Триполья (4000-3600 гг. до н.э.) была известна техника механического формирования металла, а в период среднего этапа трипольской культуры (3600-3100 гг. до н.э.) – литье в открытые и даже закрытые формы.

В трипольской, как и в других земледельческих культурах энеолита, также были распространены украшения. Об их характере может дать представление как декор трипольских статуэток в виде одного или нескольких ниток ожерелья или подвесок, так и собственно украшения, найденные в могильниках, сокровищах, реже – на поселениях. Они изготовлялись из меди, разных пород камня (известняка, геширу, бирюзы, мрамора, сланца), янтаря, кости, рога, зубьев животных, створок моллюсков, керамики. Это были трубчатые и спиральные пронизки, подвески, кольца, амулеты, браслеты.

Период бронзы (с ХХ-ХVІІ до Х-ХІ ст. до н.э.) – это особенно интересный период развития ювелирного искусства на территории Украины, который обозначен преимуществом декоративности над образностью. Научные работники пока что не могут прийти к единой мысли в объяснении причин этого. Из периода бронзы к нам дошли украшения для головы (диадемы, височные подвески, сережки), шеи и груди (гривны, ожерелья, медальоны), рук (браслеты, перстни, кольца), пояса (пряжки), ног (браслеты), а также булавки, шумящие подвески, гребешки и т.п.. Материалом для их изготовления служили бронза, золото, серебро, кость, рог, ракушки, разные породы камня, янтарь, фаянс, гагат, кристаллический гипс, дерево, кожа.


 

СКИФСКИЙ ПЕРИОД

Сережка с изображением сфинкса  
Вторая половина VI ст. до н.э.  

Пектораль  
Середина IV ст. до н.э.  

Перстень  
IV ст. до н.э.  


Чрезвычайно важной вехой в истории ювелирного искусства на территории Украины был скифский период (II-III ст. к н.э.). Благодаря развитому похоронному культу из скифских времен сохранилось огромное количество вещей, многие из которых – настоящие шедевры. В курганах скифской знати найдены изделия, созданные как самыми скифами, так и ремесленниками из греческих городов Северного Причерноморья. Именно с ювелирным искусством скифов непосредственно связанный так называемый "звериный стиль".

Ареал его распространения был огромным – от Китая на восходе к придунайским землям на западе. Для звериного стиля характерное изображение животных, птиц и фантастических существ – целых фигур или отдельных частей (голов, ног, лап, когтей, рогов, глаз и т.п.). Сложные композиции, например, фигуры животных в геральдических позах или сцены борьбы зверей, свидетельствуют о высоком профессиональном уровне скифских художников. Среди скифских художественных изделий в особенности много бронзовых и золотых, меньше – серебряных и железных. В ранний период были очень распространены предметы, вырезанные из кости. Золотые, бронзовые, серебряные и железные вещи в большинстве случаев идентичны. Металлические изделия изготовлялись с помощью литья, штампования, чеканки.

Звериный стиль каждого региона имел свою специфику. В частности, для Сибири характерным есть изображение горного козла и кабана, а скифы Причерноморья любили оленей, козлов, барсов, пантер, львов, левоголовых и орлиноголовых грифонов.

Изделия в зверином стиле большей частью служили для обрамления одежды и воинского снаряжения, а также доспехов коней. Дискуссионным вопросом на сегодня остается их содержание. Одни ученые видят в образах зверей изображение богов, которые имеют звериное подобие, другие – символы богов, не связанные с представлениями об их внешнем виде. По мнению третьих, образы животных не имеют непосредственного отношения к богам скифского пантеона и вообще к скифской мифологии, семантику звериного стиля они связывают лишь с магией. Изображение зверей должны были дать их собственнику силу, зоркость и ловкость. Именно поэтому в изображении подчеркивалось то, что убивало жертву (лапы, когти, рога, пасть), и то, что помогало отыскать ее.

В IV-III ст. до н.э. происходит видоизменение скифского звериного стиля. Воинская аристократия скифского царства начала интересоваться изображениями антропоморфных богов, религиозных сцен, эпизодов из местных легенд и эпических произведений и т.п. Созданные, скорее всего, мастерами из греческих городов Боспорского царства, они, однако, были выполнены в традициях греческого искусства передэлинистического времени.

Одним из интереснейших произведений, заказанных скифами греческим мастерам, считают славную пектораль из кургана Толстая Могила. Несомненна ее принадлежность к царской одежде, а также ритуальное назначение. Скорее всего, три яруса сцен на пекторали связаны с космогоническими представлениями скифов о трех уровнях миротворения. Общая концепция пекторали, по мнению большинства ученых, имеет отношение к культовому весеннему празднику обновления природы. На основе данных индоиранской мифологии, изображенную на поясе сцену растерзания грифонами животных можно трактовать как метафорический образ дня весеннего равноденствия, циклического изменения явлений природы и его возрождение через уничтожение; растительный пояс – как образ дерева жизни, которая воплощала животворные силы земли, ее плодородие.

Существует предположение, что в антропоморфном фризе пекторали изображена сцена подготовки к какому-либо чрезвычайно важному действу, содержание которого реконструируется довольно гипотетически. Действо, к которому готовятся скифы, могло быть имитацией рождения первогероя и его символического брака с богиней плодородия, которое обеспечивало плодородность земли и животных на протяжении года и символизировал восхождения царя на престол, объединение его с высшим миром. Сарматский период на территории Украины охватывает период с III ст. до н.э. по IV ст. н.э. Искусство сармат, которые будучи восточными соседями скифов, со временем вытеснили их из причерноморских степей, условно можно поделить на четыре периода: савроматский (VІ – сер. IV ст. до н.э.), раннесарматский или прохоровский (IV-II ст. до н.э.), среднесарматский (І ст. до н.э. – первая пол. II ст. н.э.), позднесарматский (вторая пол.II-IVст. н.э.), из которых три последних касаются непосредственно территории Украины. Начиная из савроматского периода (еще до переселения сармат на территорию современной Украины) и заканчивая позднесарматским, искусство сармат, которое, благодаря своей преимущественно утилитарной функции, легко воспринимало новые влияния, испытало значительные изменения, следствием которых стал новый, полихромно-инкрустационный стиль, который вобрал в себя особенности звериного стиля скифского времени.

Информация о работе Ювелирное дело