Элементы психотехники актерского мастерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:14, курс лекций

Описание работы

Умение слить в неразрывное целое самые высокие задачи искусства с простейшими и конкретными актерскими задачами — одно из драгоценных свойств системы.
Система — это живое, действенное средство воспитания актера, требующее умелого и гибкого применения. Система — это и справочная книга в минуту сомнения. Это и путеводитель от незнакомой роли до спектакля.

Файлы: 1 файл

Конспект Новицкая.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

2. Искусство представления — потому и искусство, что его творчество зарождается через процесс подлинного переживания. Артисты, придерживающиеся этого направления, переживают роль не на сцене, а на репетициях или дома, один или несколько раз, для того чтобы подметить внешнюю, телесную форму естественного воплощения чувства. Артист запоминает не самые душевные переживания, а их физические воплощения (интонацию, мимику, жест и т. д.). В искусстве представления процесс переживания является лишь одним из этапов искания формы роли. Актеры этого направления не признают переживания на самой сцене.

3. Искусство переживания. Искусство переживания связано прежде всего с внутренней стороной роли. Артисты этого направления стремятся найти и возбудить в себе элементы чувства, родственные душе изображаемого ими лица. Процесс переживания для них является главным моментом творчества. Цель искусства переживания заключается в создании на сцене внутренней жизни изображаемого лица и в отражении этой жизни в художественной сценической форме.

Однако четкие границы  между этими направлениями существуют только в теории. Очень часто в одном и том же коллективе бывают актеры, играющие и ремесленно, и по искусству представления, и по искусству переживания. Бывает, что и отдельные актеры за период своей сценической жизни меняют направления.

Изучение элемента «действие» должно проходить по следующим этапам:

Первый этап — целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное  действие.

Второй этап — «если  бы». Предлагаемые обстоятельства.

 ЭТАП 1. ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, ОБОСНОВАННОЕ, ПРОДУКТИВНОЕ, ПОДЛИННОЕ ДЕЙСТВИЕ

К. С. Станиславский всегда говорил своим ученикам: «Активность  проявляется на сцене в действии, а в действии передается душа роли — и переживание артиста и внутренний мир пьесы; по действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем, кто они.Сценическое действие должно быть внутренне обосновано, логично, последовательно и возможно в действительности.

1. Научить действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно

Упражнения: Занимающихся вызывают по очереди и дают каждому задание (не намечая заранее цели действия). Осмотреть комнату. Измерить ее шагами. Подслушать, подсмотреть что-либо. Найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет.

Участники занятий, не имея цели, не наметив, для чего надо производить  данное действие, как правило, пытаются поспешно закончить упражнение. Полезно заставить их побыть на «сцене» подольше. Они будут смущаться, откажутся, да и не смогут больше действовать. Тогда надо произвести разбор примерно в таком плане:

— Большинство из вас  сейчас действовало правдиво, но вы пытались поскорее закончить действие. А почему? Вы, действуя, не знали, для чего это надо было делать, на чем задерживать внимание и действие. У вас оно обрывалось или переходило в механическое. У вас не было определенной цели. А на сцене, как мы уже говорили, нужно действовать не «вообще», а только обоснованно, целесообразно и продуктивно.

Подлинные, логичные, целесообразные действия рождают подлинные, логичные чувствования. Раз вы логически, подлинно действуете, можете ли вы не логически, не подлинно чувствовать? Ведь в тот момент, когда вы начнете действовать, вам непременно захочется оправдать это действие — значит рядом с линией подлинных и логичных действий у вас рождается линия оправдывающих, логичных, подлинных чувств.

 

2. Хотение — задача — действие

Чтобы начать действовать, надо знать, чего я «хочу». Это «хочу» на сцене, как и в жизни, должно быть непрерывно. Одно «хочу» сменяется  другим «хочу». Человек каждый миг  чего-нибудь хочет. Он всегда полон  желаниями и стремлениями. Даже тогда, когда он говорит, что он ничего не хочет, все равно тем самым он выражает свое желание (хотение), чтобы или его оставили в покое, или попросили проявить свое желание.

У вас появилось какое-то хотение, надо его выявить, и вот  на помощь является задача. Для реализации вашего хотения должен быть «объект» (предмет или человек) и стремление к действию с ним — только при этих условиях можно выполнить ваше «хочу». Содержание этого стремления и является задачей, то есть, если я что-нибудь хочу, то должен для этого что-то предпринять. И вот то, что я для этого намечаю, и будет задачей. Для выражения своего хотения надо намечать задачи самые простые, посильные и выполнимые. Нужно всячески избегать задач, которые вносят неясность, внушают сомнения. Артист должен ясно представлять себе, что он хочет. Наряду с простотой, задача должна быть точной, то есть типичной для исполняемой роли, увлекающей, волнующей (способной возбудить процесс подлинного переживания) и действенной. Задача становится интересной, когда она идет от внутреннего чувства.

Итак: хотение — задача — действие. К. С. Станиславский учил, что пока актер находится на сцене, он должен все время действовать, выполнять поставленные задачи действием, а не «наигрывать результат», то есть не демонстрировать итог якобы проделанного действия.

В этом сложном творческом процессе нам помогают двигатели  нашей психической жизни —  ум (представления — видения —  суждения), чувство и воля.

Схема данного процесса: во-первых, выразить четко мысль (зрение с помощью воображения рисует нам видения, то есть представления, а представления вызывают у нас суждения); во-вторых, мысль (наши представления — суждения) вызывает и увлекает чувство, не насилуя его; в-третьих, чувство возбуждает хотение; в-четвертых, хотение превращается в стремление, то есть задачу; и в-пятых, стремление переходит в действие.

ЭТАП 2. «ЕСЛИ БЫ», ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

1. «Если бы»

Мы уже не раз упоминали, что на сцене надо действовать  подлинно, то есть целесообразно, продуктивно, обоснованно. И подводит нас к этому понятие «если бы». Например: если бы я ждала к себе гостей, то я сделала бы то-то и то-то… Со слова «если бы» начинается творчество.

К. С. Станиславский говорит: «„Если бы“ является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество

К. С. Станиславский придавал огромное значение, как мы уже говорили ранее, созданию линии логических и  последовательных действий, рождающих  логическую последовательность линии  оправдывающих их чувств. Последним методом, которым пользовался в работе над ролью Константин Сергеевич, был метод простых физических действий.

2. Предлагаемые обстоятельства

Итак «если бы» начинает творчество, а продолжают его предлагаемые обстоятельства.

«Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу — говорит К. С. Станиславский. — „Если бы“ дает толчок дремлющему воображению, а „предлагаемые обстоятельства“ делают обоснованным само „если бы“. Они вместе и порознь помогают созданию внутреннего сдвига».

3. Прелюдия

Чтобы легче войти  в круг «предлагаемых обстоятельств» на сцене, надо обязательно знать, что  происходило с данным действующим  лицом до изображаемого на сцене  момента. Мы не можем приходить из неведомого пространства и уходить  в него. Все то, что происходит до момента выхода актера на сцену, называется прелюдией.

4. Изменение предлагаемых обстоятельств меняет наше отношение к предмету, меняет действие с этим предметом

Практические упражнения - подбор упражнений руководитель делает с учетом того, чтобы всем стало понятно, как перемена предлагаемых обстоятельств меняет наше отношение к предмету и действие с ним. Для этого после каждого упражнения надо уточнить изменение линии действий в зависимости от изменения предлагаемых обстоятельств.

Во всей работе по данному  элементу нашим ближайшим помощником является воображение.

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение вообще, а  творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.

Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом).

Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о  том, что было с действующим лицом  до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество.

[Как надо понимать фантазию и воображение в сценическом искусстве?

Фантазия — это  мысленные представления, переносящие  нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

Воображение воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может  создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления.Ввоображение имеет два свойства: вВоспроизводить образы, пережитые раньше в действительности, комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их в новое целое. Вот почему способность фантазии и воображения у артиста должна быть сильной и яркой.

 ЭТАП 1 . РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ В РЕАЛЬНОЙ И ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТЯХ

Артист должен развивать  воображение. Не насиловать воображение, а увлекать его своим замыслом, зрительным рядом видений. Воображение  должно быть: во-первых, активным, то есть должно активно толкать актера на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; во-вторых, должно быть логичным и последовательным; в-третьих, нужна ясность цели, интересное задание, чтобы не мечтать ради самого мечтания — «без руля и без ветрил».

  1. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)

Введем в подлинную действительность вымысел при помощи «если бы», переведем себя в плоскость воображаемой, мнимой жизни.

  1. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости

До сих пор все  наши упражнения по развитию воображения  проходили в реальной плоскости, соприкасаясь с миром вещей, нас окружающих (комната, дверь, стол и т. д.). Теперь мы перенесем нашу работу в область воображения и в ней будем действовать также активно и логично, как и в реальной плоскости, но лишь мысленно.

ЭТАП 2. ВИДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗРЕНИЯ-КИНОЛЕНТА ВИДЕНИИ

«Стоило вам увидеть внутренним взором, — говорил К. С. Станиславский, — знакомую обстановку, почувствовать  ее настроение, и тотчас же в вас  ожили знакомые мысли, связанные  с местом действия. От мыслей родилось чувство и переживание, а за ними и внутренние позывы к действию».

 ЭТАП 3. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОМОЩНИК ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ИЗНОСИВШЕГОСЯ, ИСТРЕПАННОГО

«Воображение необходимо артисту  не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять  уже созданное, истрепанное. Это  делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его». Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности — нужен новый вымысел воображения.

К. С. Станиславский говорил, что надо развивать особую технику, помогающую «вцепиться» в объект таким образом, чтобы затем уже сам объект, находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что вне его.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ

В каждой сфере творческой деятельности человека нужно внимание, сосредоточенность мысли, чувства и целиком всего организма. Все это во многом зависит от волевых качеств человека.

Сценическое внимание должно быть произвольное, то есть находиться в зависимости от нашей воли и  так же, как в обычной жизни, непрерывное. Ведь в сценической деятельности встречается много различных обстоятельств, которые убивают сосредоточенность и вызывают рассеянность. Закулисная напряженная атмосфера перед спектаклем, волнение публичного творчества, реакция зрительного зала, чувство ответственности перед коллективом театра, жажда успеха, самолюбие, тщеславие и т. д. — все это влияет на наше внимание. А все, что отвлекает наше внимание и рассеивает его, — весьма опасно в нашем искусстве. В такие минуты творчество прекращается.

Внимание нужно актеру во все время нахождения на сцене. Надо быть внимательным и во время своих реплик и во время пауз. Особого внимания к себе требуют реплики партнера.

В это время актер  как бы накапливает новый материал для своих переживаний роли. Внимание дает возможность подходить к интуитивному творчеству, к миру человеческих чувств.

 ЭТАП 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Педагог прежде всего  должен выработать у учеников навыки и уменье сосредоточивать свое внимание на данном объекте. Научить их абстрагироваться от всех внешних раздражителей, рассеивающих его внимание, и освобождаться от мешающих условий творчества в присутствии публики. А для этого надо воспитать важное качество произвольного внимания.

«Все, и даже самые простые, элементарные действия, которые мы прекрасно знаем в жизни, — пишет Станиславский, — вывихиваются, когда человек выходит на подмостки, перед освещенной рампой и перед тысячной толпой. Вот почему на сцене необходимо заново учиться ходить, двигаться, сидеть, лежать, вам необходимо еще учиться на сцене смотреть и видеть, слушать и слышать».Это обучение начинается с практической проверки внимания на все органы чувств.

  1. Объекты — точки внимания на все пять чувств

Каждый человек, или  предмет, на которых мы останавливаем наше внимание, называются объектами внимания.

  1. Круги внимания

В предыдущих упражнениях  мы знакомились с объектами внимания в виде точек. Но когда в поле зрения появляется несколько предметов  или несколько точек, то, естественно, расширяется и круг внимания.

Круг внимания представляет собой  не одну точку, а всю его (круга) площадь  и заключает в себе много самостоятельных  объектов.

Информация о работе Элементы психотехники актерского мастерства