Элементы психотехники актерского мастерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:14, курс лекций

Описание работы

Умение слить в неразрывное целое самые высокие задачи искусства с простейшими и конкретными актерскими задачами — одно из драгоценных свойств системы.
Система — это живое, действенное средство воспитания актера, требующее умелого и гибкого применения. Система — это и справочная книга в минуту сомнения. Это и путеводитель от незнакомой роли до спектакля.

Файлы: 1 файл

Конспект Новицкая.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

К. С. Станиславский рекомендует  «ограничивать намеченную площадь» (участок) «линиями (очертаниями) самих  предметов», находящихся на границах круга нашего внимания. Круги внимания бывают: малый, средний, большой.

3. Развитие стойкости внимания

Внимание к объекту  в искусстве должно быть чрезвычайно  стойким. Искусству не нужно скоропреходящее, скользящее, поверхностное, обрывчатое внимание. Чтобы удержать внимание на объекте, надо оправдать это внимание к объекту, окружить этот объект привлекательным вымыслом воображения и начать действовать.

Все предыдущие упражнения подготавливают тот вывод, что если закрепить  свое внимание на объекте, наделив его интересным вымыслом воображения, оправдыванием (целью), и начать действовать, то актеру уже не страшна будет ни черная дыра портала, ни взоры зрителя. На сценическом языке это называется, что вы зажили в «публичном одиночестве» или в «кругу». К. С. Станиславский говорил: «Оно публично, так как мы все с вами. Оно одиночество, так как вы отделены от нас малым кругом внимания. На спектакле, на глазах тысячной толпы, вы всегда можете замкнуться в одиночестве, как улитка в раковину».[95]

ЭТАП 2. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТИ

На сцене, в пьесе, в  роли и в самой действительности существуют две главные плоскости  проявления нашего внимания: реальная и воображаемая. Идя по линии роли, артист попадает то в одну, то в другую из этих плоскостей. А поэтому мы должны уметь пользоваться на сцене не только внешним, но и внутренним зрением. Для этого нам нужно развивать внутреннее внимание, фиксируемое на объектах воображаемой, внутренней жизни.

«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть  жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости  творческой мечты и вымысла, придуманных  предлагаемых обстоятельств».

  1. Научить передавать партнеру свои видения

Говорим ли мы, думаем ли, вспоминаем ли, фантазируем ли о  каком-либо явлении, предмете, действии, о событиях и моментах, пережитых  в реальной или воображаемой жизни, мы видим все это на экране нашего внутреннего зрения и останавливаем на этих представляющихся нам образах наше внимание.

Процесс просмотра ленты  внутренних видений должен происходить  на сцене все время, пока мы живем  там жизнью роли. Необходимо, чтобы  все ваши внутренние видения относились исключительно к жизни изображаемого лица, а не к исполнителю его, ибо они различны. Например, видения Москвы у актеров, играющих Чацкого или Шуйского, должны быть разными и соответствующими изображаемой эпохе, а уж никак не виду Москвы нашего времени. При этом актеру надо не только уметь видеть объекты внутренним зрением, но и пе редавать эти видения партнеру.

  1. Круги внимания воображаемой плоскости

Воображаемая плоскость, как и реальная, имеет круги  внимания. Их также можно расширять  и сужать.

ЭТАП 3. МНОГОПЛОСКОСТНОЕ ВНИМАНИЕ (ИЛИ РАЗДВОЕННОЕ ВНИМАНИЕ)

«У человека — многоплоскостное внимание, и каждая плоскость не мешает другой», — говорит Станиславский.

Так, например, вы вяжете себе кофту (первая плоскость). Одновременно слушаете радио (вторая плоскость) и  в это время бросаете взгляд на градусник, висящий на стене, чтобы узнать, какая температура в комнате (третья плоскость), и т. д.

На сцене, как и в  действительности, внимание тоже может  быть многоплоскостным.

На сцене ежеминутно приходится иметь дело с несколькими  объектами и плоскостями внимания. И важно усвоить, что «одновременность» внимания к нескольким объектам только кажущаяся. А на самом деле в психической деятельности человека происходит очень быстрое переключение внимания с одного объекта на другой. Это-то и создает иллюзию «одновременности» и непрерывности внимания к нескольким объектам.

Мы знаем, что многие совершаемые действия как в труде, так и в повседневной жизни  человек выполняет механически. Внимание может стать таким же, механическим, автоматическим, что значительно помогает овладению многоплоскостным вниманием.

ЭТАП 4. ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОБЫВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни. Он должен сосредоточиваться всем своим  существом на том, что его привлекает. Он должен смотреть не как рассеянный обыватель, а с проникновением в глубь того, что наблюдает».

Эти наблюдения необходимы для того, чтобы брать из жизни  примеры и факты для творчества, а также для тренировки своего внимания.

И действительно, способность воспринимать впечатления, заготовлять для своего творчества необходимый материал является важным моментом для актерского мастерства. Мы нередко наблюдаем, как актер, работая над образом, ищет в своей памяти жизненный факт, характер или внешний облик известного ему человека, подходящие для его роли.

Надо рекомендовать ученикам, чтобы  они, наблюдая в жизни какое-нибудь событие, случай, встретившись с интересными  людьми, всегда при этом ставили  бы себе вопросы: кто? что? когда? где? почему именно так действует человек? «Когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств, — следите внимательно за этими поступками, спрашивайте себя: „Почему человек поступил так или иначе, что у него было в мыслях?“. Выводите из всего этого соответствующие заключения и с помощью всей этой работы старайтесь понять склад его души. Когда исследование это удается, тогда артист получает хороший творческий материал».

ЧУВСТВО ПРАВДЫ, ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Алексей Толстой в  статье «Гений его живет» писал: «Станиславский призвал актера жить на сцене, жить, ища большую правду и передавая  ее зрителям. Театр перестал быть развлечением, театр стал мудростью». Константин Сергеевич, выпытывая у актера правду, не удовлетворяясь только приближением, только „похожестью“, говорил обычно: „Не верю“. Это было высшим критерием — „верю“ и „не верю“. Он знал эту правду высшего реализма и учил ей всех — всю свою жизнь — страстно, фанатически, сурово, безусловно. Художественная правда стала достоянием мировой сцены».

В жизни подлинная  правда и вера создаются сами собой, в ходе развертывающихся событий, действий и поступков людей. Но на сцене, как  говорит К. С. Станиславский, «…создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки».

Что же такое сценическая  правда? Сценической правдой мы называем то, во что верит артист во время своего творчества на сцене. Ведь артист не может да и не должен верить в действительность окружающей его декорации; он должен верить в подлинность своего ощущения, переживания и физического действия при данных предлагаемых обстоятельствах. Чем больше веры, тем искреннее живет артист на сцене.

В каждый момент нашего пребывания на сцене мы должны верить в правду переживаемого чувства и в  правду производимых действий.

Добиться правды производимых действий и переживаемых чувств и веры в них помогают нам логика и последовательность. Они создают в творчестве порядок, стройность, ясность цели, помогают вызывать подлинное, продуктивное и целесообразное действие и подлинное последовательное чувствование

 ЭТАП 1. НАЙТИ, ВЫЗВАТЬ И ПОЧУВСТВОВАТЬ ПРАВДУ И ВЕРУ В ОБЛАСТИ ТЕЛА (В МАЛЫХ, ПРОСТЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ)

Физические действия создают жизнь  нашего тела, а это для актера составляет почти половину жизни  роли, исполняемой им на сцене. К  тому же вызвать правду и веру в  области тела, так называемого физического аппарата, выполняющего самые малые, простые, жизненные физические задачи и действия, для актера легче, чем в области чувств.

Физические действия подчиняются  нашему сознанию, воле. Они доступны, весьма устойчивы, более понятны  своей правдой и легче фиксируются: А правда физических действий непременно потянет за собой и правду чувств.

Очень важно запомнить, что, если большое  в искусстве не приходит само собой  сразу, надо обратиться к маленькому и углублять его до последней  возможности; из нескольких малых правд и моментов веры создается большая, а из нескольких больших — самая большая правда и целый период веры в нее; из больших периодов сплетается потом непрерывная линия роли.

В создании правды простого физического  действия помогают упражнения на беспредметное действие (действие с «пустышкой», как назвал это К. С. Станиславский), то есть упражнения с воображаемыми предметами, потому что при работе с реальными предметами часть действий обычно проскакивает инстинктивно из-за жизненной механичности. Актер не успевает уловить эти упущенные моменты, нарушается логика, а с нею и правда. При беспредметном действии «приходится приковывать внимание к каждой самой маленькой составной части большого действия. Без этого не вспомнишь и не выполнишь всех подсобных частей целого, а без подсобных частей целого не ощутишь всего большого действия».

ЭТАП 2. РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

В жизни за нашей логикой и  действиями следят подсознательное  настороженное внимание и инстинктивная  самопроверка. Но на сцене «приходится  заменять механичность сознательной, логической и последовательной проверкой каждого момента физического действия».

Логика и последовательность не только нужны для зарождения правды и веры в нее, но они дисциплинируют и все другие элементы и в особенности  внимание.

«Если все области человеческой природы артиста, — писал К. С. Станиславский, — заработают логично, последовательно, с подлинной правдой и верой, то переживание окажется совершенным».

  1. Создание логической и последовательной линии физических действий (создание логики действий)

На протяжении каждого  упражнения, этюда, роли должна быть создана  непрерывная логика действия, которая имеет исключительно важное значение, потому что логика действия рождает и логику переживания, идя, таким образом, через сознательное к подсознательному.

Каждое действие следует  рассматривать как звено в  логической цепи роли, для чего нужно прежде всего знать прошлое (прелюдию) и иметь перспективу на будущее. Обязательно надо создать логическую линию действий, которая должна тянуться из-за кулис и продолжаться в антракте. Каждое наше действие должно иметь причину и следствие, то есть исходить из предыдущего действия и рождать новое, которое из него логически вытекает.

Предлагая то или иное упражнение на линию физических действий, педагог напоминает, что каждое простое  физическое действие распадается на ряд еще более мелких. Например, что значит «навести порядок на письменном столе»? Это значит совершить целую цепочку мелких физических действий: снять со стола находящиеся на нем предметы, часть предметов положить на стулья, другую сдвинуть на край стола, взять тряпку, вытереть свободную поверхность стола, протереть сдвинутые предметы, поставить их на место и т. д. Как видите, столько мелких физических действий — снять, положить, сдвинуть, взять, вытереть, протереть, поставить, — и все они входят в одно простое действие (навести порядок на письменном столе).

  1. Создание логики переживания (создание логической и последовательной линии чувствований)

Чтобы передать на сцене  то или иное чувство, нужно проникнуть в его природу, то есть понять логически, что делает человек в данном состоянии. А чтобы это понять, актер обычно обращается к своему жизненному опыту, вспоминая когда-то им пережитое, прочувствованное, или к литературе, искусству, окружающей действительности.

Актеру нужно уметь  из ряда физических задач, действий, связанных  логически и последовательно, создать любое состояние человека (но не играть само состояние, так как это приведет к штампу).

При создании логической последовательности внешней линии  физических действий внутри нас рождается, параллельно с этой линией, линия  логики и последовательности наших чувствований. Прежде чем воплотиться, внешняя линия физических действий рождается в сознании актера.

  1. Последовательность и непрерывность в движениях

На сцене очень важно  соблюдать последовательность и  непрерывность в движениях. Это  необходимо для выразительности и законченности жеста.

Сценические движения актера бывают различны: есть движения малые (движения рук, ног, кистей, пальцев, головы), средние (движения при участии корпуса) и большие (движения с переменой  положения тела, с отрывом от пола).

На сцене надо пользоваться не только одними малыми, или только средними, или только большими движениями, а целой цепью малых и средних, логически связанных между собою, подводящих актера к большому движению. Не следует сразу прыгать «с первого  этажа на третий», иначе можно потерять чувство правды. Надо последовательно переходить со ступеньки на ступеньку, не пропуская ни одной из них.

ВЕРА И  СЦЕНИЧЕСКАЯ НАИВНОСТЬ

Конечно, замечательно, когда  правда и вера у артиста в правильность того, что он делает на сцене, создаются сами собой. Но это не всегда и довольно не часто случается; тогда артисту приходится обращаться к психотехнике и с ее помощью искать и создавать правду действий и веру в нее.

Сценическая наивность  поддерживает веру артиста в действительность и важность того, что происходит на сцене, в естественность того, что он ощущает; избавляет от скованности, зажатости. Чем больше наивности в актере, тем больше чувства веры, тем ему легче будет поверить сценической обстановке, забыть условности театра, парализующие веру в действительность происходящего на сцене.

Наивность и вера дают актеру возможность  утрачивать скованность, неловкость. Чтобы  развить сценическую наивность, необходимо вести жизненные наблюдения. Особенно наглядно можно видеть проявление наивности у детей, как они искренне и глубоко заживают в своих играх, изображая папу, маму, летчика, шофера, строителя, верят во все условности, как в действительность.

Информация о работе Элементы психотехники актерского мастерства