Элементы психотехники актерского мастерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:14, курс лекций

Описание работы

Умение слить в неразрывное целое самые высокие задачи искусства с простейшими и конкретными актерскими задачами — одно из драгоценных свойств системы.
Система — это живое, действенное средство воспитания актера, требующее умелого и гибкого применения. Система — это и справочная книга в минуту сомнения. Это и путеводитель от незнакомой роли до спектакля.

Файлы: 1 файл

Конспект Новицкая.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Работая над этюдами, надо наметить линии психофизических действий, реализующих творческие задачи, наметить линии мыслей (мысли текста + внутренние монологи) и киноленту видений, создать биографии, «течение дня» каждого действующего лица. Работа над отрывком из романа требует очень тщательного изучения всего произведения в целом.

Нужно выписать из книги  все, что касается характеристики каждого  действующего лица, участвующего в отрывке, составить «роман его жизни» (с прошлым, настоящим и будущим), тщательно разобраться в его взаимоотношениях с другими героями. Нужно сделать схему эпизодов, фактов-событий и творческих задач по всем тем местам романа, где встречаются действующие лица взятого отрывка.

Разложив каждый факт на действия и внутренние монологи (по логике и  эмоциональным воспоминаниям), мы действуем  некоторое время «сидя на руках», как это описано в первой части  этой книги. Затем мы переходим на площадку и в этюдном порядке пытаемся выполнить намеченные действия, произнося первое время мысли автора своими словами и свои внутренние монологи вслух. Проработав первые два факта, мы их объединяем, потом присоединяем к ним третий, четвертый и так далее, пока не сделаем весь эпизод. Так делаем вчерне весь отрывок, а затем начинаем его углублять, расширять предлагаемые обстоятельства, создавать киноленты видений не только на текст, но и на подтекст, то есть на внутренние монологи. После этого можно переходить на текст автора.

Мы устанавливаем перспективу  отрывка и роли, темпо-ритм, атмосферу, помогая и шумами и светом, всей обстановкой, знакомством с эпохой. Все больше и больше овладевая  внутренней характерностью, намечаем и внешнюю.

СВЕРХЗАДАЧА, СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Актер должен идти к своему образу не по маленьким задачам, действиям, а по большим эпизодам и крупным  действиям, указывающим, наподобие  фарватера, направление творческого  пути.

Пока эпизоды, задачи и действия пьесы (этюда) и ролей разрозненны  и существуют отдельно, вне общей связи с целым, нельзя говорить о наличии спектакля.

Надо все эпизоды  подобрать друг к другу по их внутренней сути и пронизать одной общей  сквозной линией. Но для этого необходима основная конечная цель всего произведения — сверхзадача. Она должна притягивать к себе все отдельные эпизоды, действия и задачи. Это — основная мысль, идея, ради которой автор взялся за перо. И главная задача артистов: — это передать на сцене мысли писателя, его мечтания, чувства, радости и муки.

Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль. Сверхзадача должна быть увлекательной, но обязательно соответствующей творческим замыслам писателя.

Очень важно найти точную формулировку сверхзадачи пьесы (роли). «От сверхзадачи, — пишет Станиславский, — родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество артиста».

Итак, линия сквозного действия соединяет воедино все элементы, пронизывает все задачи, действия, эпизоды и направляет их к общей сверхзадаче.

Изучая отдельные элементы психотехники или руководя их изучением, мы имели  всегда своей целью подвести будущих  актеров к пониманию значения сверхзадачи и сквозного действия, как руководящего принципа творчества.

В пьесе (этюде) рядом со сквозным действием имеется враждебное ему контрсквозное действие, которое идет не к сверхзадаче, а против нее. Ведь внутренним импульсом всякого движения являются противоречия, борьба противоположностей. Это закон развития природу и общества.

Контрсквозное действие (противодействие сквозному действию) вызывает и усиливает активность, действенность, благодаря ему создается борьба, конфликт.

Приступая к работе над этюдом, пьесой, ролью, изучайте, кристаллизуйте каждый эпизод, факт, находите его творческую задачу (верное название эпизода вскрывает заложенную в нем задачу). Творческую задачу в эпизоде, факте нужно определить для каждого действующего лица.

Сценическую задачу нужно непременно определять глаголом, а не именем существительным, которое говорит об образе, состоянии, представлении, об явлении, чувстве, и не пытается намекать на активность, на позывы к действию. Задача должна быть действенной.

Всем, кто занимается изучением  системы или руководит изучением  ее, надо не забывать, что основная задача психотехники — путем органического действия подойти к порогу подсознательного творческого процесса, к постижению подлинной правды жизни изображаемого лица. И в этом главном процессе, как говорит К. С. Станиславский, «наиболее могущественными манками для возбуждения подсознательного творчества органической природы являются сверхзадача и сквозное действие».


Информация о работе Элементы психотехники актерского мастерства