Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

изменениях. Также они предпочитают  художественно – образное оформление

предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция , необычная цветовая

отделка, подвижность предметов.

Техническая эстетика, изучающая  закономерности формирования предметной среды,

требует от проектировщиков  создания удобных, полезных и красивых вещей. При

этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических

требований, предъявляются  и такие, как соответствие цвета  и формы, формы и

материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно

назвать эстетическими , т. к. их совокупность позволяет судить о красоте

вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное

отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми  предметами,

способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.

В связи  с тем, что дети младшего школьного возраста практически  никогда не

связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых  вещей

только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица,

жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.

В процессе формирования ребенка  происходит не только изменение, усложнение

знаний, умений, навыков, но и  развитие общих свойств личности. В ходе

обучения и воспитания изменяются разные стороны психической  деятельности

детей, происходит  накопление и изменение способов, умений выполнять  все

более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются

новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений  психологи

выделяют наиболее общие  и определяющие свойства:

4.      Личная  направленность.

5.      Психологическая  структура деятельности.

6.      Уровень  развития механизмов мышления.

Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать  зрительную память,

«зрительный опыт», оценить  зрительные впечатления.

Таким образом, необходимо развивать  следующие свойства личности детей,

начиная с детского сада:

5.      Творческое  воображение.

6.      Зрительное  восприятие и зрительная память.

7.      Целенаправленность  действий, умение изменять их  в  зависимости от

изменения цели.

8.      Умение  соотносить, синтезировать абстрактные  и  конкретные знания.

Формированию указанных  свойств личности могут способствовать  художественно –

конструкторские знания и  умения, которыми овладевают  дети под  воздействием

окружающей предметной среды  и в результате специального обучения.

Перед учащимися возникают  технические задачи, требующие умственного  напряжения.

В качестве базы их решения , развития конструкторских способностей учащихся.

Учителя определяют  конструктивно  – технические знания ,умения,

которые необходимо формировать у младших школьников:

-         Знания и умения по обращению  с инструментами и обработке  материала.

-         Знания  свойств материала и  элементарной технологии.

-         Умение анализировать трудовые  задания, планировать и применять

знания на практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания

цветов, а также получая  соответствующие знания на занятиях в детском саду и

на уроках в школе, дети усваивают определенную систему  знаний о различных

комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных

представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции.

Таким образом, художественно-конструкторские  знания необходимо формировать с

младшего возраста, так  как они помогают восприятию красоты  окружающего мира и

развитию пространственных представлений.

     ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ  И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ  ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ

                            У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.                           

     3.1.Выявление  начального уровня развития элементов  дизайнерского мышления у

          младших школьников на констатирующем  этапе эксперимента.         

Методика проведения констатирующего  эксперимента позволила установить уровень

развития отдельных компонентов  дизайнерского мышления учащихся до начала

специального обучения. В  данной части исследования мы опирались  на психолого-

педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было отдано

варианту, предположенному  Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О., Калининой  Г.П.,

Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их ориентированности  на

интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей: установить уровень

развития дизайнерского  мышления.

В число констатирующих заданий  были включены такие, которые позволили  выявить

степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности,

уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание

целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

Цель исследования:

Выявить уровень развития компонентов дизайнерского мышления, включающих

знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической  эстетики,

понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных

ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и

гармоничности вещи.

План проведения методик

     Название теста Цель

1. Ассоциативный тест цветоразличения  (по Башаевой Т.В.) Выявить знание о цветовых оттенках

2. Тест цветоразличия (по  Чередняковой Т.В.) Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона

3. Выявление знаний о  форме, пространственных представлениях (по Падалко А.Е.) Выявить знание детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге

4. Выявление элементов  технической эстетики Выявить элементы технической эстетики, на которые обращает внимание ребенок

5. « Парта будущего» Выявление способности детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета существующего в нереальных условиях

6. Выявление чувства стиля  «Чайный сервиз» (Малиновская) Выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем

7.Дорисуй фигуры (Головина  Т.Н.) Выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа

 

 

    

Методика № 1

 

Цель: Выявить знания детей  о цветовых оттенках

Подготовка: приготовить  знакомые для детей предметные картинки в черно-белом

изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету

его цвет.

Проводится индивидуально.

Задание: Подбери к каждому  предмету фишку определенного цвета

     Горох Морковь Виктория Паук в паутине

Цыпленок Снеговик Виноград Солнце

Капуста Ласточка Бананы Свекла

 

 

Результаты исследования занесены в таблицу

    

Таблица №1

 

      Горох Морковь Виктория Паук в паутине Цыпленок Снеговик Виноград Виноград Капуста Ласточка Бананы Свекла Количество ошибок Баллы

Лена Р. + Кр + + + + + + + Сер + кр 3 1

Коля Л. + + + + + + + + + + + Кр 1 2

Ваня М. + Кр + + + + + + + Сер + Кр 3 1

Илья Т. + Кр + + + + + + + + + Кр 2 2

Дима М. + + + + + + + + + + + кр 1 2

Сергей У. + Кр + + + + + + + Сер + Кр 3 1

Оля Б. + + + + + + + + + + + Кр 1 2

Толя М. + Кр + + + + + + + + + Кр 2 2

Нанаташа Т. + + + + + + + + + + + Роз 1 2

Руслан З. + + + + + + + + + + + + 0 3

Кристина М. + Кр + + + + + + + + + Кр 2 2

Денис Т. + Кр + + + + + + + Сер + Кр 3 1

Слава К. + Кр + + + + + + + Сер + Кр 3 1

 

 

Количественный анализ:

(3)б высокий уровень:  не допустил не одной ошибки

(2)б средний: допустил 1-2 ошибки

(1)б низкий: допустил более 2-х ошибок.

В данном классе дети находятся  в основном на среднем уровне знаний о цветовых

оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови и свеклы

как красного, а не оранжевого и бордового.

Итак:   на среднем уровне –7 детей – 54%

на высоком уровне – 1 человек  – 8%

на низком уровне – 5 человек  – 38%.

Можно сказать, что дети плохо  различают оттенки промежуточных  тонов.

Необходимо провести серию  упражнений, направленных на изучение, распознавание

цветов.

                                  Методика № 2.                                 

Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)

Цель: Выявить знания детей  о насыщенности цвета, светлоте тона.

Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по светлоте.

Задание:

1.      Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого (

берем 2 цвета – зеленый  и красный).

2.      Среди 10 карточек разного цвета необходимо  выбрать только те, которые

имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).

3.      Данные  занесены в таблицу:

Таблица №2

      Красный Зеленый Разные Количество всех ошибок Баллы

Количество ошибок

Лена Р. 1 3 1 5 1

Коля Л. 2 1 1 4 1

Ваня М. - 3 - 3 1

Илья Т. 2 4 - 6 1

Дима М. 1 1 - - 2

Сергей У. 1 3 1 5 1

Оля Б. 1 2 - 3 1

Толя М. 1 1 1 3 1

Наташа Т. - - - - 3

Руслан З. 1 2 1 4 1

Кристина М. 1 1 - 2 2

Денис Т. - 1 2 3 1

Слава К. 1 2 2 5 1

 

 

 

Количественный анализ:

(3)б  высокий уровень:  знаний о насыщенности цвета,  светлоте тона : не

допустил ошибок при выполнении задания

(2)б средний уровень:  допустили 1-2 ошибки

(1)б низкий уровень:  допустили 3 и более ошибок.

Анализ показал:

высокий уровень: 1 человек  – 7,7 %

средний уровень: 2 человека – 15%

низкий уровень: 9 человек  – 69%

Анализ результатов: без  ошибок справилось 5 человек. Необходимо провести

практические занятия  на цветоразличение.

                                  Методика №3.                                 

Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о  цвете

форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов  в

круге.

Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки (аппликация

из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались  ровно, красиво,

чтобы сочетались друг с другом цвета.

Вопросы для анализа по окончании работы:

1.      Какие геометрические  формы использовали ?

2.      Как расположены  формы относительно друг друга  (симметрично, различно)?

3.      Какие цвета  использовали (контрастные, теплые, холодные)?

4.      Сочетаются  ли цвета?

Уровни знаний детей:

Низкий (1б): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют

правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при

составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.

Средний (2б): учащиеся знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета,

хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют  и

правильно применяют.

Высокий (3б): учащиеся вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета,

правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Анализ результатов:

Таблица №3

      1 2 3 4 Уровень Баллы

Лена Р. + - Контр. + Средний 2

Коля Л. + - Хол. + Средний 2

Ваня М. + - - + Низкий 1

Илья Т. + - - + Низкий 1

Дима М. + Симм. Тепл. + Высокий 3

Сергей У. - - - + Высокий 3

Оля Б. + Ритм. Контр. + Высокий 3

Толя М. - Симм. - + Низкий 1

Наташа Т. + - - + Низкий 1

Руслан З. - - - + Низкий 1

Кристина М. - - - + низкий 1

Денис Т. + - - + низкий 1

Слава К. + - - + низкий 1

 

 

Анализ результатов:  Низкий уровень - 9 человек - 70%

Средний уровень - 2 человека - 15%

Высокий уровень - 2 человека - 15%.

В целом результаты плохие.

    

Методика №4

 

Выявление элементов технической  эстетики.

Цель: Выявление элементов  технической эстетики, на которые  ребенок обращает

внимание.

Методом исследования была беседа.

Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Назови свои любимые  игрушки. Чем они тебе нравятся?

2. Какие полезные вещи  есть в вашей квартире? Чем  они красивы?

3. Нравится ли тебе во  дворе? Что тебе нравится там  больше всего и почему ?

4. Какие предметы техники  на улице тебе нравятся? Почему?

Выделены 3 уровня

(3) высокий: учащийся обращает  внимание на пользу, приносимую  предметами,

удобство в пользовании, отмечают красоту формы.

(2) средний: учащийся отмечает  только красоту предметов, обосновывая  тем, что

они просто нравятся.

(1) низкий: учащийся не  обосновывает свои ответы, не  понимает пользы

предметов, удобства и красоты.

Количественный анализ дан  в сводной таблице.

Низкий уровень: 7 человек - 54%,

Средний уровень: 4 человека - 30%,

Высокий уровень: 2 человека - 16%.

Анализ ответов показал, что половина опрошенных детей предпочитает игрушки

похожие на настоящие предметы, так как с ними можно проводить  какие либо

действия, то есть дети обратили внимание на пользу, приносимую игрушками.

Вторая половина детей  назвала в качестве любимых - красивые игрушки, на

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления