Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

–синтетических образов;

-психологического тренинга;

Специфика функционирования творческого мышления требует, помимо общепринятых,

использование соответствующих  специфических форм организации  деятельности по

развитию данного процесса.

К традиционным формам, способствующим развитию творческого мышления у  младших

школьников в учебно-воспитательном процессе относятся: урок, экскурсия,

факультативы, домашняя работа, формы внеклассной работы, студии, конкурсы,

концерты. Кроме перечисленных, возможно целесообразно использование таких

форм организации деятельности, которые нацелены непосредственно  на развитие

творческого мышления. Это  может быть миниурок /5-10 минут/ творческого

фантазирования, уроки-подсказки, уроки-диспуты, музыкальные, художественные,

театральные гостиные,  театрализованные представления, дидактические,

ролевые, развивающие творческое мышление игры.

Обобщая вышеуказанные факторы  объективно-субъективных условий, отметим, что

данная группа включает в  себя, с одной стороны стиль  общения педагога с

учениками, тон коллектива, предполагающий наличие творческой атмосферы в

классе - социально-эмоциональных условий; с другой стороны - разнообразие

форм и методов работы, нацеленных на развитие творческого  мышления у младших

школьников - условия которые можно сформулировать как эвристико-

дидактические.

Безусловно, данные условия  вытекают непосредственно из учебно-дизайнерских,

так как творческая деятельность в коллективе зависит от эстетического

содержания окружающей среды, стимулирующий творческий потенциал.

Кроме того, творческие формы  и методы работы предполагают постоянное

использование эстетических  качеств среды и эстетических ценностей -

продуктов человеческой деятельности в качестве наглядно-иллюстративного,

творчески стимулирующего материала.

Использование в педагогической деятельности творческих форм и методов  работы

включается в эстетическое содержание учебно-воспитательного  процесса, которые

характеризуются оригинальностью, образностью, новизной и эмоциональностью,

доступностью и целесообразностью, возможностью импровизации.

Данное содержание учебно-воспитательного  процесса предполагает создание

эстетических продуктов  деятельности, побуждающих к дальнейшей творческой

деятельности.

Эстетическое содержание продуктов деятельности определяется новизной

оригинальностью, гармоничностью, использование различных выразительных

средств композиции, закономерностью, целостностью, оптимальностью,

логичностью, и другим в  зависимости от вида творческой деятельности и

специфики ее продукта. Творческие характеристики атмосферы коллектива, форм и

методов педагогической деятельности являются показателями того, что

социально-эмоциональные  и эвристико-дидактические условия  становятся не

просто педагогическими, а эстетико-педагогическими, так как творчество - есть

одна из категорий эстетического, изучающего общие законы творческой

деятельности; данные же условия  не только повышают эффективность учебно-

воспитательного процесса по усвоению детьми знаний, умений, навыков, но и

способствует эстетическому  воспитанию по формированию эстетических качеств,

лежащих в основе развитой творческой личности.

Следующая группа условий, обозначаемая в педагогике как объективные  условия,

заключается в создании оптимальных для обучения и воспитания внешних средовых

факторов, объединяющих в  себе различные эстетические качества окружающего

мире. Их называют учебно-дизайнерскими.

Данная группа условий  включает две стороны: эргономическую и эстетическую

организацию физической и  предметной школьной среды.

В убранстве интерьера  больше значение имеет цвет. Можно  с большим

художественным вкусом решать убранство комнаты, положив в  основу либо

контрастные цветовые сочетания, либо наоборот, изысканные мягкие тональные

переходы цвета.

Рассмотрим  проблему цвета  в дизайне.

Значение цвета в нашей  жизни многократно. Цвет и форма  неотделимы друг от

друга. Их соединение может  быть гармоничным и дисгармоничным. В зависимости

от этого меняется эмоциональный  тон восприятия.

Понятие "цветового проектирования" введено у нас архитекторами, прежде всего

А.В. Ефимовым. На наш взгляд, это понятие может быть использовано и в сфере

дизайна. Будем исходить из того, что цветовое проектирование – это вид

проектной деятельности, направленной на формирование колористики различных

объектов и предметно-пространственой  среды в целом.

Таким образом, актуальность подготовки методических рекомендаций по

использованию цвета в  дизайне очевидна.

Элементы объективной  окружающей среды: цвет, ритм, форма  так далее,

воздействуют на человека на физиологическом, психологическом,

интеллектуальном  уровнях.

М. Люшером были определены следующие значения цветов:

-синий – спокойствие, умиротворенность;

-зеленый – эластичная  напряженность;

-черный – угнетение, отречение и так далее.

Е.Ф. Бажиным дана иная интерпретация  цветов:

-красный – гнев и  радость;

-желтый – удивление;

-коричневый – отвращение;

-черный – страх.

Любое эмоциональное состояние  может быть активизировано (то есть возбуждено,

дополнено, подчеркнуто) или  компенсировано (то есть смягчено, ослаблено)

соответствующим цветовым сочетанием. Например, комната, окрашенная в желтый

или фиолетово - синий цвет, располагают к серьезным размышлениям,

сосредоточенности. Оранжевый  и зеленовато - синий цвета создают  жизненно

радостную атмосферу. Они  хорошо сочетаются с синим цветом.

Пурпурный и зеленый цвета  создают атмосферу покоя, праздности. Красный и сине

- зеленый цвета стимулируют  деятельность. Особое воздействие  достигается

сочетанием желтовато - зеленого с фиолетовым. Сильная цветовая контрастность

этих цветов эстетически  выразительна.        В целом цветовое решение жилого

интерьера должно быть гармоничным, создавать психологический комфорт  и

способность к оптимальному зрительному восприятию элементов  жилого

пространства.

Правильно использовать цвет поможет знание основных положений  цветоведения,

дающих представление о главных гармонических, психологических и оптических

свойствах цвета. Используя цветовой круг, можно составить разнообразные

цветовые гаммы и созвучия.

Назовем 4 основных приема гармонических сочетаний цветов:

1)      Комбинирование  темных и светлых оттенков  одного цвета.

2)      Комбинирование  цветов одной цветовой области  (на круге -цвета одного

сектора + 2 прилегающие к  нему).

Цветовая гармония, достигаемая  этими двумя приемами называется нюансной, так

как строится на соотношениях оттенков одного цвета или близких  цветов.

Достигаемые при этом мягкие цветовые сочетания создают в  интерьере спокойную

обстановку, приятное для  глаз равновесие. Избежать разнообразие поможет

включение в спокойную, нюансную цветовую гамму ярких "пятен" близких  или

противоположных цветов. Кроме  того, в самых разнообразных цветовых решениях

можно использовать ахроматические цвета – белый, серый, черный, так  как они

хорошо сочетаются с другими  цветами.

3)      Использование  цветов одной светлой или темной  степени насыщенности,

так как в данном случае берутся только неяркие цвета, сочетания  даже

противоположных по цветовому  кругу цветов выглядит назойливым и  пестрым.

4)      Дает возможность  сочетать цвета по принципу  дополнения (на круге

–цвета, секторов, лежащих  напротив друг друга.

Такие комбинации основаны на эффекте усиления цвета. Но если расположить  их

рядом, то они взаимно усиливают (дополняют ) друг друга. Это свойство можно

использовать, если необходимо выделить тот или иной элемент  интерьера.

Оживить некоторую монотонность общего цветового решения жилой  ячейки. Для

создания наиболее выразительных  цветовых комбинаций, составленных по принципу

дополнения, рекомендуется  соблюдать определенные пропорции  в соотношении

основных и дополнительных цветов и оттенков.

Замечено, что зрение человека реагирует на пропорции различных  цветов, исходя

из силы цвета и площади,которую он занимает. Практика показывает,что наиболее

приемлемые пропорции  составляют 1\4 желтого и 3\4 фиолетового, 2\3 синего и

2\3 оранжевого, 1\2 красного  и 1\2 зеленого.

Однако, эти соотношения не являются жесткими для приглушенных или осветленных

тонов. В этих случаях лучше  всего придерживаться общего правила: чем

интенсивнее тон цвета, тем  меньше должна быть его поверхность.

Наиболее благотворно  на нервную систему человека воздействуют желтые, желто-

зеленые, зеленые, зелено-голубые. серебристо-серые цвета. Красный,

фиолетовый, синий -утомляют зрение и возбуждают. Их применение должно быть

сдержанным и осторожным, в основном для небольших плоскостей и отдельных

предметов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЦВЕТОВОЙ ПСИХОЛОГИИ:

1.      Красный  и желтый – действуют приветливо, бодрят, приглашают;

2.      Желто-зеленый,  коричневый – создают уют;

3.      Темные  оттенки синего или голубо-зеленого – представительность;

4.      Сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, пурпурно-красные-

торжественность, праздничность.(71,с.28)

В целом оформление детского помещения должно быть ясным и  приветливым, не

перевозбуждающим и не отвлекающим. Интересная способность  цвета исправлять

пространственные недостатки помещения. Теплые цвета (желтый, оранжевый,

красный) приближаются к зрителю, выступая вперед. Помещение кажется  меньше

размером. Помещение, окрашенное в холодные цвета (голубой, светло-зеленый,

фиолетовый) зрительно становятся более просторными, так как эти цвета как бы

отступают назад.

В рабочем классе должна преобладать  деловая атмосфера, ярких цветов следует

избегать. Рекомендуются  такие цветовые сочетания:

-охра(светлая) – серовато-синий, коричневый;

-светло-серый -  красновато-коричневый, коричневый;

-желтовато-зеленый (светлый)  – зеленовато-синий, желто-коричневый.

Эстетико-педагогическая организация  физической среды школьного пространства

включает наличие необходимых  нормальных санитарно-гигиенических  качеств

(освещенность, температурный  режим, шумоподавление и так  далее) формирующую

цветовую звуковую организацию, соответствующую целенаправленности учебного

помещения и возрастным особенностям занимающимся в нем детей.

Предметная среда включает в себя эстетико-педагогическую направленность

природного пейзажа, интерьер помещения, комплекса наглядно-демонстрационного

материала и комплекса  предметов благоустройства.

Эргономическая сторона  заключается в создании оптимальных, удобных для

учебной деятельности условий. Эстетическая сторона необходима для  активизации

творческих процессов  и осуществления эстетического  воспитания детей.

Данные условия предполагают соответствующее возрастным, физиологическим,

психологическим и интеллектуальным особенностям младших школьников, цветовое,

формообразующее, музыкальное, художественное, озеленяющее оформление,

включенное в единый интерьер учебного процесса.

Проблемы создания объективных  условий, способствующих активизации  той или

иной физической, психологической, интеллектуальной деятельности, стоит

значительно шире, и истоки ее лежат в теории дизайна и  эргономики исследуемой

К.И. Лазаревым, В.Я Петрущик, С.П. Ильиным, Л.Н. Безмоздиной и другими.

Обеспечение положительного воздействия на организм человека некоторых

эргономических факторов находится в зависимости от эстетической организации

среды. В данной области  дизайна Ю.С. Лапиным были поставлены задачи:

-обеспечение композиционной  целостности предметной среды;

-выражение  в форме  назначения предмета и его  взаимосвязь с человеком;

-использование выразительности  средств конструкции и интерьеров,

оборудование, выбор цвета  и фактуры поверхности;

-использование объемно-пространственного  решения предметной среды,

графических элементов, визуальных коммуникаций;

-привлечение художественных  элементов и декора при создании  композиционных

акцентов.

Данные задачи определены целями создания эстетической организации  среды:

-достижение экспрессивных  и образных характеристик среды,  то есть придание ей

определенной эмоциональной  направленности, соответствующей роду выполняемой

деятельности.

-выявление стилевых возможностей  интерьера и направляющих его  предметных

элементов.

Таким образом, учебно-дидактические  условия характеризуются следующими

эстетическими качествами: стиль, композиция, оптимальность, функциональность,

выразительность, цельность, мобильность, гармоничность интерьерной

организации физической и  предметной школьной среды.

Следовательно эстетический и педагогические аспекты включены во все группы

условий и тесно связаны между собой, что позволяет считать предложенную

систему условий, способствующих развитию творческого мышления младших

школьников - эстетико-педагогическими  условиями.

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления