Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

     Совокупность  эстетико-педагогических условий  развития творческого мышления  у младших школьников

 

 

     1. Учебно-дизайнерские

 

 

     Эргономические  Эстетические

 

 

     2.Социально-эмоциональные

 

 

     Эстетическое  отношение к деятельности  Эстетические межличностные отношения

 

 

     3. Эвристико-дидактические

 

 

     Эвристическое  содержание учебно-воспитательного  процесса  Эстетическое содержание продуктов деятельности

 

 

     4. Индивидуально-творческие

 

 

     Физиологические,  психологические и интеллектуальные  особенности ребенка  Гармония эстетических, морально-этических, интеллектуальных, профессиональных качеств педагога, эстетический внешний облик, наличие творческого мышления

 

 

     ГЛАВА II .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

         ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТРУДА.        

.1.2Организация художественно-конструкторской  деятельности на уроках

трудового обучения.

Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного

творчества, позволяет формировать  творческие способности, содействует

воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время  дает возможность

закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на  уроках

трудового обучения. Также  развивается художественный вкус, способность

находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя

творческий потенциал  личности, а также знания, умения, навыки в области

художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное

конструирование, как всякий продуктивный вид деятельности, создает  хорошие

возможности для моделирования  различных типов взаимодействия детей в процессе

деятельности, что воспитывает  чувство долга, ответственности, умение

подчиняться требованиям  группы и творчески работать в  коллективе, проявлять

взаимопомощь, усваивать  нормы общественного поведения.

В процессе конструирования  у школьников интенсивнее развивается

пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от

мышления к действию, заранее  обдумывая ход своей работы, планировать  ее,

формируется и развивается  точность и ловкость движений и т.д.

Несколько слов о истории художественного конструирования.

Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться  с начала

30-х годов. На Западе  появилась новая профессия-дизайнер, в задачу которого

входила разработка изделий  новой конструкции, изделий более  качественных,

удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же изделиями,

выпускаемыми другими  фирмами.

В литературе различают два  вида конструирования: техническое  и художественное.

     Техническое  конструирование создает предмет  в его материальной и

функциональной основе.

     Художественное  конструирование наполняет предмет  общественным

содержанием, удобством, гармонией, красотой.(65,с.45)

Исследование вопроса  об определениях понятия "дизайна" в энциклопедических,

толковых и специальных  словарях, в учебно-методической литературе позволило

нам сформулировать рабочие  определения понятий "дизайн", которое наиболее

подходит к исследуемой  проблеме.

Дизайн-это художественно-проектная  деятельность, направленная на формирование

гармоничной предметной среды  и ее элементов.

Дизайн объединяет 2 аспекта:

-утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных

требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую

целесообразность, экономическую  и эргономическую эффективность.

-эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в

художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций,

эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую

ассоциативность.(38,с.10)

На практике у учащихся развивать конструкторское мышление через организацию

продуктивной творческой деятельности учащихся на базе формирования у них

элементов графической грамоты  и технических представлений, через  включение

школьников в процесс  решения элементарных конструкторских  задач.

Мы считаем, что на уроках труда необходимо показать, что художественное

начало присутствует при  создании всех окружающих нас предметов, и каждый

человек должен уметь создавать  красивые вещи.

С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования,

которые предполагают в предмете:

-единство цвета и формы;

-сочетание материала и  формы;

-соответствие формы назначению;

-пропорциональность различных  форм в композиции.

Этот комплекс знаний мы называем художественно-конструкторскими или

дизайнерскими. Рассмотрим использование  этих знаний на уроках трудового

обучения всвязи с эстетическим воспитанием учащихся.

Эстетическое воспитание – формирование  способности  воспринимать,

чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в

преобразовании окружающего  мира по законам красоты путем  приобщения к

художественно – творческой деятельности.

Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г.С.,Пестоногова

Л.П.,Сухомлинский В.А.), так  и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают

эстетическому воспитанию, через  воздействие на них природы, эстетики быта,

общественных и трудовых отношений.

Воздействие предметной среды  на детей происходит в процессе деятельности.

Дети младшего школьного  возраста  эмоционально воспринимают изменения

планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются  в этих

изменениях. Также они предпочитают  художественно – образное оформление

предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция , необычная цветовая

отделка, подвижность предметов.

Техническая эстетика, изучающая  закономерности формирования предметной среды,

требует от проектировщиков  создания удобных, полезных и красивых вещей. При

этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических

требований, предъявляются  и такие, как соответствие цвета  и формы, формы и

материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно

назвать эстетическими , т. к. их совокупность позволяет судить о красоте

вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное

отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми  предметами,

способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.

В связи  с тем, что дети младшего школьного возраста практически  никогда не

связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых  вещей

только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица,

жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.

В процессе формирования ребенка  происходит не только изменение, усложнение

знаний, умений, навыков, но и  развитие общих свойств личности. В ходе

обучения и воспитания изменяются разные стороны психической  деятельности

детей, происходит  накопление и изменение способов, умений выполнять  все

более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются

новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений  психологи

выделяют наиболее общие  и определяющие свойства:

1.      Личная  направленность.

2.      Психологическая  структура деятельности.

3.      Уровень  развития механизмов мышления.

Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать  зрительную память,

«зрительный опыт», оценить  зрительные впечатления.

Таким образом, необходимо развивать  следующие свойства личности детей,

начиная с детского сада:

1.      Творческое  воображение.

2.      Зрительное  восприятие и зрительная память.

3.      Целенаправленность  действий, умение изменять их  в  зависимости от

изменения цели.

4.      Умение  соотносить, синтезировать абстрактные  и  конкретные знания.

Формированию указанных  свойств личности могут способствовать  художественно –

конструкторские знания и  умения, которыми овладевают  дети под  воздействием

окружающей предметной среды  и в результате специального обучения.

Перед учащимися возникают  технические задачи, требующие умственного  напряжения.

В качестве базы их решения , развития конструкторских способностей учащихся.

Учителя определяют  конструктивно  – технические знания ,умения,

которые необходимо формировать у младших школьников:

-         Знания и умения по обращению  с инструментами и обработке  материала.

-         Знания  свойств материала и  элементарной технологии.

-         Умение анализировать трудовые  задания, планировать и применять

знания на практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания

цветов, а также получая  соответствующие знания на занятиях в детском саду и

на уроках в школе, дети усваивают определенную систему  знаний о различных

комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных

представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции.

Таким образом, художественно-конструкторские  знания необходимо формировать с

младшего возраста, так  как они помогают восприятию красоты  окружающего мира и

развитию пространственных представлений.

Рассмотрим наиболее распространенные формы организации работы учащихся по

созданию новых для  них конструкций изделий.

1.Конструирование под  диктовку учителя.

Учитель поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует  примы их

изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование  по

назначению. Учащиеся  занимаются  репродуктивной  деятельностью,

воспроизводят, копируют действия учителя.

2.Конструирование по аналогии.

После того, как учащиеся под руководством учителя изготовят  изделие, им

предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по

конструкции или несколько  более сложного, но подобного по конструкции

изделия.

3.Конструирование по образцу.

Учащиеся анализируют  конструкцию образца, выясняют из каких  деталей он

состоит, выясняют порядок  и приемы выполнения отдельных операций, сборки и

отделки изделия. В данной форме обучения конструированию  обеспечивается в

основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе

которого дети узнают о  свойствах материала, овладевают техникой

конструирования. Т.о, конструирование  по образцу, в основе которого лежит

подражательная деятельность, является важным подготовительным этапом,

обеспечивающим подход к самостоятельной поисковой деятельности.

4.Конструирование по собственному  замыслу.

Это вид конструирования  на основе самостоятельного рассмотрения задания на

конструирование изделия, для  изготовления которого требуется применить

известные учащимся материалы, инструменты и усвоенные ранее  приемы труда.

5.Конструирование по письменным  или графическим описаниям изделия,  включающим

общие технические требования к готовому изделию (его назначение, условия

использования, материал, общие  требования к конструкции и пр.)

6.Конструирование по условиям.

Не давая образца и  способов изготовления, детям задают лишь условия, которыми

композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило,

подчеркивают ее практическое назначение.

7.Констрирование в коллективе  из 2-4 человек с распределением  обязанностей по

созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.

В нашем исследовании мы используем конструирование по собственному замыслу,

по условиям, по письменным и графическим описаниям с  использованием материала

бумаги.

В обучении конструированию  из бумаги решаются общие задачи:

-Учить анализировать образец:  выделять форму листа, из которого  выполнена

поделка, способ преобразования бумаги, выделять части, детали.

-Формировать у детей  обобщенные способы работы с  бумагой.

-Учить планировать процесс  создания поделки, контролировать  свою деятельность

на основе анализа.

-Развивать у детей творческое  отношение к конструированию:  подбирать цвет

бумаги для поделки  и ее украшения, отвечающий большей выразительности,

переносить усвоенный  способ преобразования бумаги на новое  содержание,

комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности

поделки.

Остановимся на особенностях конструктивной деятельности.

Очень важно, чтобы ребенок  проявил художественный вкус: чувство  цвета, ритма,

формы и композиции, придал своей поделке выразительность.

Содержание конструирования  должно быть представлено в виде системы  знаний в

различных проявлениях этой общей конструктивной зависимости и постепенно

усложняющихся конструктивно-технических  умений.

Такое содержание требует  отбора адекватных методов и приемов  обучения

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления