Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

5) При эстетической оценке  предметов окружающей среды не  всегда обращают

внимание на рациональность, целесообразность вещи, ее удобство и  красоту.

6) Дети младшего школьного  возраста в основном находятся  на начальных уровнях

проявления творчества. Они  обладают некоторым запасом знаний по технической

эстетики, пытаются применять  их в своих работах, но чаще копируют увиденное.

7) Элементы дизайна необходимо  вводить в программу трудового  обучения и

использовать их в заданиях требующего творческого решения.

     3.2.Система работы  по развитию элементов дизайнерского  мышления на

                       формирующем этапе эксперимента.                      

Задачи экспериментальной  работы:

-исследование воздействия  эстетических качеств среды на физиологию, психику,

интеллект младших школьников;

-организация эстетико-педагогических  условий в учебно-воспитательной

деятельности на протяжении формирующего эксперимента;

-организация творческой  деятельности на материале художественного

конструирования, способствующей развитию элементов дизайнерского мышления;

-количественный и качественный  сравнительный анализ результатов  творческой

экспериментальной деятельности;

-спрогнозировать воздействие  введения художественно-конструкторских  знаний и

организации эстетико-педагогических условий на развитие элементов творческого

дизайнерского мышления;

-разработать методические  рекомендации и упражнения, направленные  на

повышение уровня развития элементов  дизайнерского мышления.

Специально проведенный  формирующий эксперимент выявил возможность развития

элементов дизайнерского  мышления. Работа проводилась на материале

художественного конструирования.

Прежде всего для работы с учащимися мы определили круг необходимых

теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении,

ориентированном на развитие элементов дизайнерского мышления.

Эти сведения включают:

-единство функции и  формы

-соответствие формы и  материала

-соответствие формы и  цвета

-знания о средствах  гармонизации: пропорции и пропорциональность, масштаб и

масштабность, симметрия  и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая гармония.

Созданию новых эстетически  значимых предметов требует и  от учителя

специальных знаний и умений без которых его педагогическая деятельность не

может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о технической

эстетике, художественное видение  предмета или группы предметов, их

выразительных средств, формирование у учащихся способности улавливать

особенности конструктивного  строения предмета, соответствие цвета, формы,

материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его в

изделии.

В программу по трудовому  обучению следует ввести следующие  знания:

1 класс.

ЦВЕТ. Основные и дополнительные цвета.

Хроматические и ахроматические цвета.

Цветовой круг. Нюансное и  контрастное сочетание цветов. Холодные и теплые

цвета.(74,с.12)

При создании различных композиций необходимо учитывать сочетания  цветов,

знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо знать  некоторые свойства

цветовой гармонии-согласованности  в сочетании цветов.

За основу гармоничного подбора  цветов берется цветовой круг, состоящий  из

цветов замкнутого спектрального  ряда. Цветовой круг можно разделить  по

диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые

и желто-зеленые, а в другую половину круга голубовато-зеленые, голубые,

синие, сине-фиолетовые. Цвета  красно-желтой половины круга и все  их оттенки

называются теплыми. Цвета  голубо-синей половины круга и  все их оттенки

называются холодными.

Любой цвет характеризуется  цветовым тоном, яркостью, насыщенностью. Яркость -

степень близости к белому цвету, т.к. из всех окружающих нас предметов

наибольший процент света  отражают белые поверхности. Поэтому  самые светлые

(самые яркие)будут цвета, близкие к белому.

Насыщенность. цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской.

Хроматические -все цвета спектра и их оттенки.

Ахроматические -белый, серый, черный.

Дополнительные цвета  расположены диаметрально противоположно в цветовом

круге. Их еще называют контрастными.

Если дополнительные цвета  смешать в равных количествах, то они гасят друг

друга. При расположении рядом  дополнительные цвета усиливают  насыщенность

цвета, поэтому не рекомендуется  брать их в равных пропорциях: один из них

должен служить основным, а другой дополнительным. Любые цвета при

расположении рядом влияют друг на друга и могут производить  различное

впечатление. Всякий цвет в  окружении более темных цветов кажется  светлее, а в

окружении более светлы – темнее.

Гармоничное сочетание цветов можно получить из оттенков родственных  цветов

(цветов, расположенных вблизи  друг от друга в пределах 1\4части  цветового

круга). Такое сочетание  называют нюансным. А можно получить красивые

сочетания из дополнительных цветов (цветов, лежащих на вершинах

равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг).Это сочетание

называется контрастным.

Хорошо сочетаются между  собой ахроматические цвета: белый с черным, черный с

серым, белым. Эти цвета  гармонируют с любым цветом.

При этом хроматические цвета  теплой гаммы выигрывают рядом с  темными

ахроматическими, а холодные со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета

гармонируют с черным или  белым, а малонасыщенные- с различными оттенками

серого цвета. Во всех случаях  на сочетание цветов большое влияние  оказывает

преобладание того или  иного цвета.(74,с.17)

Далее поговорим о таких  понятиях как "форма" и "материал".

ФОРМА. Плоская и объемная форма.

Свойства: угловатость, округлость, легкость, массивность, симметричность,

пропорциональность, ритмичность.

Форма простая и сложная.

Вот какую краткую характеристику знаний дает Калинина Г.П.(74.с.19)

Каждая форма может  быть рассмотрена с двух сторон: форма геометрическая и

форма гармоничная. В соответствии с этим форма имеет разные характеристики.

С геометрической точки зрения форма-это известные нам простые  геометрические

фигуры на плоскости и  в пространстве: круг, квадрат, треугольник, цилиндр,

шары др. Сложные формы  получаются в результате объединения  не менее двух

простых форм.

Каждая геометрическая фигура имеет следующие характеристики:

-симметричность и асимметричность;

-соотношения (контрастные  и нюансные);

-объемно-пространственное  строение (предмет обладает длиной, шириной, высотой)

Рассмотрим характеристики гармоничной формы:

-органичность и целостность  внешней формы;

-пропорциональность и  ритм;

-масштабность;

-пластичность (различают  угловатую и округлую формы)

-легкость и массивность.

При создании композиции (процесс  создания гармоничного произведения или

изделия) необходимо учитывать  характеристики и геометрической и  гармоничной

формы.

МАТЕРИАЛ. Виды материалов и  их свойства: структура, фактура, прочность,

водопроницаемость, прочность, окрашиваемость, пластичность.

Изготовление изделий  из разных материалов, их сочетаемость.(74.с.22)

Все эти знания можно использовать на уроках трудового обучения в первом классе.

Во 2 классе полученные знания расширяются и закрепляются.

Продолжается ознакомление детей с поделочными материалами, их декоративными и

технологическими свойствами. Ученики получают определенную информацию о

некоторых средствах выражения  художественного замысла: путем  моделирования

формы, выбора материалов для  отделки, ритма композиции и пр.

Дети создают творческие работы новогоднего настроения, ищут средства

выражения праздничного стиля  через конструкцию и декор. Но изготовление

новогодних поделок отнюдь не является самоцелью. Напротив, именно хорошо

выраженный и понятный детям особый характер новогодних сувениров  и предметов

оформления используется для включения в учебный процесс  некоторых

дизайнерских идей, прежде всего той, что вещи имеют характер и настроение.

Это настроение может быть выражено через соответствующий  образ с помощью

специфических материалов и  способов работы.

В пропедевтическом плане (на уровне представлений) дети постигают  основное

правило дизайна, не называя  его: красивая вещь- та, которая подходит к

обстановке, т.е. целесообразно  функциональная, эстетичная(гармоничная,

полезная, удобная).На уроках дети узнавали, что прекрасное создается в любой

области человеческой деятельности: в строительстве, в мире науки  и техники, в

искусстве. Они убеждались, что особенную ценность представляют те результаты,

в которых есть что-то новое, оригинальное, в которых проявилось творческое

отношение автора к создаваемому, ибо творчество-показатель активного

эстетического отношения  человека к окружающему.

Знания правил композиции, цветоведения помогали учащимся овладевать

первоначальными сведениями о гармонии-основном законе красоты. Постепенно

учащиеся усваивали, что  красота предмета не создается за счет каких-то

дополнительных элементов, вводимых специально. Красота в органическом

построении предмета, в  его логичности и целесообразности, в его пропорциях, в

гармоничном сочетании частей и целого.

Для того чтобы ребенок  мог вообразить форму и цвет, а  потом воспроизвести их

в различных комбинациях  в своих изделиях, можно организовать специальные

формы деятельности: наблюдение, воспроизведение явлений действительности.

Обучение детей анализу  явлений окружающей действительности с позиций

художественного конструирования  создает большие возможности  для ознакомления

с технико-эстетическими (дизайнерскими) качествами предметов. Учащиеся

постоянно должны наблюдать  прекрасные предметы и явления. Объекты  восприятия

могут быть самыми разными. Это  и предметы быта, и здания, и транспорт, и

витрины магазинов, а также  природа.

С учетом этих положений были сформулированы следующие задачи обучения.

-Задачи:

-знакомство с профессией  дизайнера,

-знакомство с окружающим  предметным и природным миром  как источником

выразительных средств, идей.

-знакомство с основами  знаний в области композиции, формообразования,

цветоведения.

-формирование элементов  продуктивного дизайнерского мышления  и умения

выразить свою идею, мысль  с помощью эскиза, рисунка, проекта.

-приобретение навыков  работы с различными материалами.

-развивать художественный  вкус.

В процесс занятий органично  вливаются беседы по истории искусства  и дизайна.

Занятия эмоционально обогащаются  музыкальными произведениями

П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Римского-Корсакого, Шаинского и  др.,

экскурсиями на природу, на улицу, на площадку для зрительного изучения форм и

основных элементов конструкции  объектов, просмотр кинофильмов, диапозитивов и

репродукций.

В доступной форме детям  сообщаются следующие сведения:

-угловатость формы снижается  нюансным сочетанием цветов, повышается  контрастным.

-пластичность формы усиливается  нюансным сочетанием цветов, понижается

контрастным.

-легкость формы усиливается  нюансным сочетанием светлых  тонов цвета,

снижается от контрастного сочетания  цветов.

-массивность формы усиливается  от сочетания контрастных цветов  и с помощью

темных тонов цветовой гаммы, снижается нюансными цветами, светлой цветовой

гаммой.

сочетание пластичной и угловатой форм снижает угловатость всего предмета в

целом.

-сочетание легкой и  массивной форм делает вещь  визуально изящнее.

Параллельно с усвоением  необходимых теоретических знаний школьникам

предлагалась определенная система упражнений, способствующих формированию

элементов дизайнерского  мышления.

Так, ориентировочную основу упражнений составляют следующие сведения:

1.Любую форму можно  условно расчленить на геометрические  фигуры;

2.Все предметы окружающего  мира выполнены из материала.  Выбор формы зависит

от материала и наоборот.

3.Каждый предмет имеет  цвет. Назначение цвета.

К самому началу обучения мы отнесли анализ формы предмета: это  всевозможные

упражнения на формирование умения разбивки общей конфигурации предмета на

элементарные геометрические фигуры, упражнения на составление  сложных форм из

более простых, а также работа, направленная на развитие цветовидения.

Знания детей формируются  через беседы, сообщения, постановку проблемных

задач, закрепляются в процессе выполнения практических творческих заданий.

При этом вопросы и задания  первоначально носят преимущественно  частный и

репродуктивный характер, а в дальнейшем включает в себя творческий поиск,

решение определенных дизайнерских проблем.

Так, при введении понятия  целесообразности учащимся предлагается рассмотреть

различную зимнюю одежду и  вместе с ней купальник и соломенную шляпку. Дети

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления