Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

удобство игрушек обратили внимание только трое опрошенных.

Анализируя ответы детей, касающиеся интерьера квартиры, оборудования игровых

площадок, мы получили интересные результаты: в интерьере ребят  больше

привлекает красота вещей, в то время как во дворе и  на улице они обращают

внимание на пользу, которую  приносят вещи (в машине скорой помощи лечат

людей, тротуар спасает  от грязи, светофор помогает переходить улицу,

пешеходные переходы также  помогает переходить улицу).

Таким образом, мы установили, что дети младшего школьного возраста обладают

некоторым запасом технико-эстетических знаний, не всегда видят красоту  и

пользу предметов, окружающих их, удобство.

    

Методика №5

 

"Парта будущего"

Цель: выявить способность  дизайнерской творческой деятельности, к созданию

воображаемого образа предмета, существующего в нереальных условиях.

Задание: спроецировать и  нарисовать парту будущего, такую какой сейчас не

существует, но она появится, возможно, в будущем. Создайте такую  парту,

которая была бы максимально  полезна, но в то же время и красива.

Особенность данного задания  состоит в проецировании воображения  в будущее,

опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий  для

функционирования творческого  мышления у ребенка. Задание оценивалось  по 3-х

бальной системе, по следующим  показателям:

-целесообразность,

-рациональность,

-новизна и оригинальность,

-доработанность.

Характеристика показателей  дана в таблице.

      1 (низкий уровень) 2 (средний уровень) 3 (высокий уровень)

Целеесообразность – способность  взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели Недостаточная подчиненность работы единой цели отсутствие сюжетности, цельности замысла, недостаточный контроль и коррекция своих действий Замысел сопоставляется с задачей, но не всегда способен контролировать свою деятельность по ее выполнению Собственные действия и замысел полностью адекватны задаче, цель реализована

Рациональность – выбор  наиболее выгодных, экономичных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения, возможность практического  применения продукта творческой деятельности Детали изобретения бесполезны, неудобны, излишни. Отсутствие гармоничности, красоты в изображении. Практическое применение изобретения не возможно. Детали хотя и неудобны и не красивы, но полезны. Практическое применение изобретения возможно, если его красиво оформить. Изобретение характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональностью деталей. Продукт возможно претворить в реальности.

Новизна и оригинальность – продуктивные способы деятельности, не шаблонность, использование нестандартных  форм, методов способов решения задачи. Отсутствие стремления к поиску новых решений, использование стандартных форм, основанных на прошлом опыте, отсутствие оригинальности. Наличие стремления к поиску новых решений, использование стандартных воссоздающих конкретных форм, но с применением новых элементов. Работа творческая с использованием оригинальных методов, выразительных средств работы, фантастическим сюжетом.

Доработанность – законченность  форм, реализация замысла, эмоциональное  удовлетворение от творческой деятельности. Работа не закончена по форме и замыслу, недостаточная эмоциональная удовлетворенность. Работа закончена по замыслу, но не доработана по оформлению, недостаточная эмоциональная удовлетворенность. Творческая работа выполнена полностью и по замыслу и по форме, эмоциональная удовлетворенность.

 

 

Количественный анализ.

      Усл. Рац. Нов. Дор. Всего баллов уровень

Лена Р. 1 1 1 1 4 низкий

Коля Л. 1 2 1 1 5 средний

Ваня М. 1 1 1 1 4 низкий

Илья Т. 1 1 1 1 4 низкий

Дима М. 1 1 1 2 5 средний

Сергей У. 1 1 1 1 4 низкий

Оля Б. 1 1 2 1 5 средний

Толя М. 1 1 2 2 6 средний

Наташа Т. 1 1 1 1 4 низкий

Руслан З. 1 1 1 1 4 низкий

Кристина М. 2 1 2 1 6 средний

Денис Т. 1 1 1 1 4 низкий

Слава К. 1 1 1 1 4 низкий

 

 

Уровни:                      Низкий: 1-4 балла - 8 человек - 62%,

Средний: 5-8 баллов - 5 человек - 38%,

Высокий: 9-12 баллов - 0 - 0%.

Качественный анализ: данное задание характеризуется пониженным уровнем

новизны и оригинальности, целесообразности и рациональности, что связанно с

необычностью и сложностью поставленной перед детьми задачи. Однако,

стопроцентное выполнение задания  свидетельствует о наличии творческого

потенциала для развития дизайнерского мышления. И не смотря на низкий уровень

новизны и оригинальности, выполненные работы можно считать  условно

творческими, так как подобного вида занятия ранее детям не задавались, и

изобретения новой формы  мебели требовало от каждого большого напряжения

процессов соображения.

Все рисунки несколько  однообразны, реалистичны, большинство  парт имеет

стандартную прямоугольную  форму. Новизны заключается в  создании различных

удобств вокруг парты или  встроенных в нее. В подавляющем  большинстве в парту

встроен компьютер, механизмы  раскладывания парты, полки для  книг и игрушек,

осветительные системы. Эти  приспособления созданы на основе имеющихся  знаний,

прошлого опыта путем "склеивания" отдельно существующих объектов в единое

целое. Уровень рациональности в основном находится на низком и  среднем

уровне, затем чаще всего  неудобны, не достаточно полезны, не эстетичны. Дети

на интуитивном уровне чувствуют красоту и гармоничность  изобретения.

Таким образом, дети не подготовлены заданиям подобного вида, направленным на

развитие дизайнерского  мышления, не умеют фантазировать  в нестандартных,

непривычных условиях, мыслительные процессы функционируют на основе хорошо

усвоенного прошлого опыта  и знаний путем репродуктивного  воспроизведения,

использования стандартных  форм.

    

Методика №6

 

"Чайный сервиз"

Цель: выявить понимание  художественных особенностей общей  группы предметов,

связанных ансамблем.

Задание: подобрать к данному  чайнику чашку и блюдце, чтобы  они подходили по

форме, цвету и орнаменту.

Работа оценивалась по 3-х бальной системе.

Уровни знаний детей:

Низкий (1)б: не понимают художественных особенностей общности предметов,

связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по

форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита.

Средний (2)б: частично устанавливают связь между предметами. Сочетают

предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту,

так как интуитивно чувствуют  принадлежность предмета к ансамблю.

Высокий (3)б: легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в

сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты,

обосновывая то или иное сочетание.

Анализ ответов детей  показывает, что большей части  из них стилевые отличия не

знакомы. Необходимо уделить  внимание развитию чувства стиля  на формирующем

этапе эксперимента.

      1 (низкий уровень) 2 (средний уровень) 3 (высокий уровень)

Лена Р.  * 

Коля Л. *  

Ваня М. *  

Илья Т.  * 

Дима М. *  

Сергей У. *  

Оля Б.  * 

Толя М. *  

Наташа Т.   *

Руслан З. *  

Кристина М.   *

Денис Т. *  

Слава К. *  

 

 

Анализ: на низком уровне находится 8 детей - 62%, на среднем - 3 ребенка -

23%, низком - 2 ребенка - 15%.

    

Методика №7

 

"Дорисуй фигуры"

Цель: выявить уровень  представлений о симметричности примеров, умение

достраивать фигуры с незаконченным  контуром до целостного образа.

Задание: даются 3 бланка (21*30) и предлагают дорисовать на них фигуры

(квадраты, круги, стрекозы, рыбы). Подчеркивают, что все квадраты (круги,

стрекозы, рыбы) одинаковые.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3)б: дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают

фигуры.

Средний уровень (2)б: дети понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но

иногда допускают небольшую  асимметрию в рисунке.

Низкий  уровень (1)б: уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые

изменения ее формы, не понимание  принципа работы.

Количественный анализ: представлен  в сводной таблице. Количественный анализ

показал, что дети в основном находятся на среднем уровне развития

представлений о симметричности, пытаются не уменьшать площадь дорисованной

фигуры, соблюдают ее форму, но иногда допускают небольшую асимметрию в

рисунке.

Анализ:

Высокий уровень - 9 человек - 70%,

Средний уровень - 2 человека - 15%,

Низкий  уровень -  2 человека - 15%.

Общий анализ эксперимента:

      1 2 3 4 5 6 7 Всего баллов уровень

Лена Р. 1 1 2 2 1 2 1 10 средний

Коля Л. 2 1 2 2 2 1 1 11 средний

Ваня М. 1 1 1 1 1 1 1 7 низкий

Илья Т. 2 1 1 1 1 2 1 10 средний

Дима М. 2 2 3 2 2 1 2 14 средний

Сергей У. 1 1 1 1 1 1 1 7 низкий

Оля Б. 2 1 3 3 2 2 3 16 Высокий

Толя М. 2 1 1 1 2 1 3 11 Средний

Наташа Т. 2 3 1 2 1 3 1 12 Средний

Руслан З. 3 1 1 1 1 1 2 10 Средний

Кристина М. 2 2 1 3 2 3 1 14 Средний

Денис Т. 1 1 1 1 1 1 1 7  Низкий

Слава К. 1 1 1 1 1 1 1 7 низкий

 

 

Максимум баллов по методикам - 21.

Низкий уровень: 1-7 баллов - 4 человека - 30%

Средний уровень: 8-14 баллов - 8 человек - 62%

Высокий уровень: 15-21балл - 1 человек - 8%.

Характеристика уровней:

     Высокий: не допускает ошибок в определении цветовых оттенков,

насыщенности цвета, светлоте тона. Вполне сознательно выделяет свойства формы и

цвета, правильно сочетает их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Понимает пользу предметов, удобство, красоту. При выполнении творческих заданий

замысел полностью адекватен  задаче, цель реализовывает, изобретение

характеризуется единством  пользы и красоты, многофункциональность  деталей.

Использует оригинальные методы, выразительные средства. Легко  определяет

принадлежность объекта  к ансамблю, понимает художественные особенности

предметов, выражающихся в  сочетании цвета, формы, орнамента. Чувствует

симметричность в предмете и не нарушает ее. Эмоционально удовлетворен работой.

     Средний: допускают 1-2 ошибки при различении цветовых оттенков,

насыщенности цвета, светлоте тона, знают геометрические фигуры, хотя не знают

правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют  и правильно

применяют при изготовлении изделий. При оценке предметов отмечают только

красоту, обосновывая лишь тем, что просто нравится. При выполнении творческих

заданий замысел сопоставляет с задачей, но не всегда способен контролировать

свою деятельность по ее выполнению. Детали изобретения хотя и не удобны,

некрасивы, но полезны. В изобретении  использует стандарты, воссоздающие формы,

но с привнесением новых  элементов. Частично устанавливает  связь между

предметами, объединенными  стилевым единством, сочетает предметы по одному

признаку (цвет, форма, орнамент). Иногда допускает небольшую асимметрию в

рисунке. Недостаточная эмоциональная удовлетворенность.

     Низкий: допускает более 2-х ошибок при различении цветовых оттенков,

насыщенности цвета, светлоте тона. Хотя и знают геометрические фигуры, но не

умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов

при составлении узора. Интуиция в этом направлении не развита. При оценки

предметов не видит пользы, красоты, удобства. При создании творческих работ нет

целостности замысла, недостаточен контроль и коррекция своих действий. Детали в

изображении бесполезны, неудобны, излишни. Отсутствует красота, гармоничность в

изображении. Использует стандартные формы, отсутствует стремление к поиску

новых решений. Не понимает художественных особенностей общности предметов,

связанных ансамблем. Выбирает предмет случайно, не сочетая ни по цвету, ни по

форме, ни по орнаменту, интуиция в этом направлении не развита. Работа чаще

незакончена по форме и замыслу. При дорисовывании фигур наблюдаются грубые

изменения ее формы, нарушение  контуров.

     Результаты  и выводы по констатирующему  эксперименту.

В ходе начального констатирующего  эксперимента были выявлены и подтверждены

следующие теоретические  положения, рассмотренные в теоретических  главах

работы.

1) Процессы творческого  мышления у младших школьников  функционируют на основе

наглядно-образного мышления воссоздающего воображения, оперирующими

конкретными, детализированными  образами, хорошо усвоенными на протяжении

эмпирического опыта ребенка, на что указывали психологи: Л.С. Выготский, Г.П.

Блонский, А.Я. Дудетский и  другие.

2) Продукты творческой  деятельности детей отражают  интересы и потребности, а

также состояние чувственно-эмоциональной  и эмоционально-психологической  сфер

жизнедеятельности ребенка, активизированные в данный возрастной период.

3) Восприятие детьми окружающего  мира и эстетических качеств среды таково,

что младшие школьники  не достаточно целостно воспринимают эстетические

объекты, концентрируясь на одном, более привлекательном для  них качестве

предмета.

4) В практической деятельности  правильно используют различные  цвета, но

пользуются законами цветоведения не осознанно, так как нет достаточной

теоретической подготовки.

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления