Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 9 файлов

1 параграф 1 главы.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из всего вышесказанного, уточним определение и основные принципы духовно-нравственного воспитания учащихся в государственно-общественной, государственной и муниципальной  общеобразовательной школе. Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание в государственной и муниципальной общеобразовательной школе должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможность мировоззренческого выбора. Именно эти принципы: добровольность, возможность выбора и многообразие — были перечислены как базовые принципы углубленного изучения истории и культуры религий в светской школе и в Предложениях Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г., направленных Министерству образования и науки РФ [11]. Духовно-нравственное воспитание учащихся в школе, проводимое с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семьи, также не должно противоречить общим гражданским ценностям и нормам, общепринятой в российском обществе морали.

21 июля 2009 г. на встрече  Президента РФ Д.А.Медведева с  лидерами традиционных российских  конфессий был сделан важный  шаг к преодолению этого застарелого идеологического стереотипа. Президент поддержал введение в школах России изучения основ религиозной культуры по выбору семьи школьника наряду с курсами сравнительного религиоведения и «светской этики» [13]. Министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко там же было сделано заявление о проведении «эксперимента» по преподаванию этих учебных дисциплин. Очевидно, что в рамках обновления Государственного стандарта общего образования это требует, по крайней мере, возможности (не обязанности, а именно возможности) изучать учебные предметы по религиозной культуре и этике по всем годам обучения в любой российской школе, включая и школы, работающие по пятидневной учебной неделе.

Наибольшую заинтересованность в этом проявляет православное сообщество и, соответственно, Русская Православная Церковь, как по причине масштабного запроса на эту практику от православного населения, так и потому, что другие конфессии до сих пор развивают религиозное образование и духовно-нравственное воспитание детей в светской школе в основном по первой из указанных выше моделей «религиозно-этнической школы». Соответствующие предложения были подготовлены в Комиссии по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе религиозного образования Русской Православной Церкви и в августе 2009 г. переданы в Минобрнауки России. Они предусматривают введение в стандарт одного из вариантов Базисного учебного плана по выбору школы (органа самоуправления), включающего преподавание учебных предметов по религиозной культуре и этике в основной (инвариантной) части плана с минимальной учебной нагрузкой по всем годам обучения. Это позволит развивать духовно-нравственное образование детей по выбору их семьи в каждой российской школе, а также создаст реальную основу для успешной реализации указанного выше «эксперимента».

Полномасштабное введение в российской школе такого общедоступного систематического духовно-нравственного  образования учащихся в учебной  и внеучебной деятельности будет  означать, что наша школа наконец  выходит из «идеологического ступора», вызванного разрушением системы воспитания советского периода. Это придаст импульс обновлению воспитательной деятельности школы в целом, а также ценностного содержания основных учебных дисциплин. Ориентиром здесь может быть рекомендация из тех же Предложений Общественной палаты РФ: «Реализуя установленные в законодательстве нормы: учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений — при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе» [11, п. 4.5].

Наше общество переживает время поиска своей идентичности в новой исторической реальности. В этом процессе есть угроза срыва  в центробежную социальную деструкцию по мировоззренческим, религиозным, этническим различиям. Не меньшим злом может стать попытка конструирования из народов России, этнических и религиозных общин очередной «новой исторической общности людей» под лозунгами всеобщей государственной или общенациональной идеологии. Установление обязательной или государственной идеологии прямо запрещено Конституцией РФ (п. 2 ст. 13). Общенациональная идеология вроде бы более привлекательна и привычна для многих. Но любая идеологизация «сверху» при самых благих намерениях «укрепить Россию» сейчас внесет только разделение в общество.

 

1 Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала философской антропологии. М., 1994.

2 Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989.

3 Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2.

4 Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2

5 Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии // Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 1. М., 2000.




2 параграф 2 главы.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 параграф 1 главы.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 параграф 2 главы.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 параграф 1 главы.doc

— 111.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выводы по I главе.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

оглавление.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список литры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики