Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 9 файлов

1 параграф 1 главы.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 параграф 2 главы.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 параграф 1 главы.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 параграф 2 главы.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 параграф 1 главы.doc

— 111.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают  те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Мы считаем, что одним из таких  средств воспитания является народная культура, точнее народная педагогика. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно формироваться под воздействием целей и задач, поставленных перед учительством в Концепции модернизации российского образования. Воспитательная система  школ направлена на формирование человека-патриота, но к сожалению таких школ существует очень мало. Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений патриотического воспитания учащихся. Поэтому поиск путей и

возможностей воспитания младших школьников на  материале  народной культуры,  мы считаем наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

Актуальность  проблемы.

Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.

В условиях современной школы мы обнаруживаем следующие противоречия:

Противоречие первое – между, с одной стороны, резким возрастанием общественно-государственной  потребности в выходе из начального звена общеобразовательной школы юных граждан, характеризующихся владением основ народной культуры, и, с другой стороны, низким уровнем владения учителем-воспитателем начальных классов теорией и методикой стимулирования «народного» становления личности младших школьников 

Противоречие второе – между, с  одной стороны, органической необходимостью для начальной общеобразовательной школы использовать в подготовке своих питомцев к самостоятельной жизни и к полноценному участию в общественно-историческом процессе все социально- педагогически значимые образовательно-воспитательные средства и, с другой стороны, неподготовленностью наставников начального звена общеобразовательной школы к планированию и реализации системы духовно-нравственного воспитания детей с задействованием народной культуры.

Противоречие третье – между, с  одной стороны, требованиями педагогики и методики воспитательной работы формировать каждое личностное качество в контексте фронтального развивающего наставнического воздействия на все сферы личности учащихся и, с другой стороны, практическим отсутствием в школе традиций подключения учащихся шести- девятилетнего возраста к народным праздникам или организации мероприятий такого рода непосредственно в коллективе класса.

Таким образом, в отечественной  педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своему составу, сути и назначению рациональные общеметодические приемы и организационно-педагогические условия, способствующие повышению продуктивности задействования средств народной культуры в процессе воспитания младших школьников в условиях современной школы. Решение этой проблемы составляет цель нашей работы.

Ведущей педагогической идеей нашего исследования является духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики, развитие у учащихся интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности младшего школьника средствами народного творчества.

 Мы использовали  следующую теоретико-методологическую базу осуществляемых изысканий: философские идеи социальной обуславливаемости развития и становления личности гражданина, труженика, семьянина ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория духовно-нравственного совершенствования молодого поколения в национально-региональных жизненно-практических обстоятельствах на базе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и национальной культуры ( В.А. Караковский,  Д.С. Лихачев); воззрения ведущих специалистов по исследуемой проблематике на народную культуру как перспективную форму развития интереса младших школьников к историческому прошлому своего народа и других этносов, их обрядов и традиций (К.Ш. Ахияров, З.Т. Гасанов, Л.А. Ибрагимова, Т.Г. Исламшина).

Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) Выявить воспитательные  возможности средств народной  педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.

3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.

          4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Объект исследования:  духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами народной педагогики.

Решению поставленных в исследовании задач способствует совокупность методов и форм организации работы, в числе которых: изучение и анализ литературы по теме; педагогический эксперимент; прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями учащихся на предъявление субъектами педагогического воздействия творческих заданий в рамках занятий по народной тематике и участия в праздничных народных торжествах; тематические беседы со школьниками, их родителями и другими наставниками; проведение целенаправленных анкетных опросов учащихся и их воспитателей; использование методов математической обработки эмпирических данных анкетирования и эксперимента; изучение продуктов детского творчества (поделки, сочинения, рисунки).

В какой стране бы ни жил  человек – это, прежде всего, должен быть достойный гражданин своего государства с высокими нравственно-моральными качествами, патриотико- гражданской позицией, креативным мышлением, способным к позитивной творческой деятельности в  социуме, обладающий коммуникативными способностями.


Выводы по I главе.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

оглавление.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список литры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики