Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 9 файлов

1 параграф 1 главы.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 параграф 2 главы.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 параграф 1 главы.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

§3.Методы и  приемы нравственного воспитания, психологическое обоснование их использования.

 

Многообразие методов  воспитания и их классификация

 

Многообразие и вариативный  характер методов воспитания создают  определенные трудности в их типологии  и классификации. В то же время существует необходимость, исходя из специфики и особенностей их применения, выделить некоторые группы методов воспитания.

 

Под методом воспитания понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Эта деятельность направлена на решение задач воспитания. 
В сложном и динамичном воспитательном процессе учителю приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач. Задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. 
Отражая двуединый характер воспитания, методы служат одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся. 
Метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы, которые называются приемами воспитания. По отношению к методу приемы воспитания носят частный, подчиненный характер. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. 
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т. д.) содержания, исключительным богатством и мобильностью. 
 
Классификация методов воспитания 
 
Классификация помогает выявить в методах воспитания общее и частное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становятся более понятными и очевидными назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Так углубляется научная мысль учителя, создаются предпосылки для педагогического творчества. Явления воспитания очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса. 
Одна из классификаций выделяет в качестве методов воспитания убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). От этой классификации несколько отличается группировка методов воспитания, предложенная Т. А. Ильиной и И. Т. Огородниковым. Она включает в себя методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, методы стимулирования поведения школьников.

 В классификации И. С. Марьенко  названы такие группы методов  воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием. 

Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Если прием достаточно эффективен и входит в систему приемов, которые широко используются в массовом педагогическом опыте, то он может приобрести статус метода.

Выделяется понятие Средства воспитания. Под средством понимается совокупность приемов. Средство - это уже не прием, но еще и не! метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание ошибку - это приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.

 

Психологическое обоснование  использования методов нравственного  воспитания. 
 
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношений к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. 
Методика нравственного воспитания – совокупность методов и средств воспитания нравственных качеств, понятий и представлений, моральных суждений. 
 
В.Г.Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания младших школьников:

1. Организация практического опыта общественного поведения – метод приучения, показ действия, пример взрослых и других детей, метод организации деятельности. 
2. Формирование у школьников нравственных представлений, суждений, оценок – беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций. 
И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

 
Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г.Нечаевой,- на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в три группы : 
1. Методы формирования нравственного поведения – приучение, упражнение, руководство деятельностью; 
2. Методы формирования нравственного сознания – убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа; 
3. Методы стимулирования чувств и отношений – пример, поощрения, наказания. 
Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму. Эффективный результат применения методов возможен лишь при определенных условиях. 
Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушая его прав. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка можно получить? Ребенок перестает доверять такому взрослому и такой взрослый постепенно утрачивает авторитет в глазах ребенка. Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают (« Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю на съедение волкам»). Вначале подобные угрозы, может быть, дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым и значимым . 
Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если он умеет бережно относиться к ребенку. 
При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого нравственного качества. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.  
Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем . 
Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.  
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. 
Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию.

 

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов .  
К художественным средствам относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы. Эта группа средств очень важна при решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производит сильное впечатление работы художников. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. 
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения. 
Еще одним средством воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего воспитании практики нравственного поведения. 
Особое место в этой группе деятельности отводится общению, которое тоже является видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. 
Средством нравственного воспитания может быть вся атмосфера, среда, в которой живет ребенок. Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Также средством нравственного воспитания может быть и народная педагогика. Об этом речь пойдет в следующем параграфе. 
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от уровня сформированности нравственных качеств. 
Как известно, средства становятся эффективными в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.


3 параграф 2 главы.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4 параграф 1 главы.doc

— 111.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выводы по I главе.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

оглавление.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список литры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики