Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: педагогические условия эффективного использования средств народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить воспитательные возможности средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
2) Определить показатели нравственной воспитанности младших школьников.
3) Разработать систему духовно-нравственного воспитания с помощью средств народной педагогики и использовать ее на практике.
4) разработать методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема.
§1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике.
§1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников.
§1.3 Характеристика методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.
§1.4 Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал средств народной педагогики.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
§2.1 Обзор практики использования средств народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников в России конца XIX- XX вв. (Историография вопроса).
§2.2 Диагностика уровня сформированности нравственности младших школьников на традициях народной педагогики.
§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразова-
тельных учреждениях.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 9 файлов

1 параграф 1 главы.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 параграф 2 главы.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 параграф 1 главы.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 параграф 2 главы.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

§2.3 Методические рекомендации по использованию средств народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая и Россию, навязывается некий универсальный стандарт устроения государства и человека. Этот стандарт определяет сегодня политику России и в сфере образования. Традиционные основы воспитания и обучения подменяются на более современные, западные: педагогика уважения старших и совместного труда -развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение заменяются вседозволенностью, удовлетворением малейших своих прихотей. „Бери от жизни все“ -их лозунг, любовь и самопожертвование заменяются западной психологией самоутверждения;  интерес к отечественной культуре -исключительным интересом к иностранным языкам и иностранной культуре (и вот мы уже в школах празднуем «Хеллоуин»- шабаш ведьм, и день Святого Валентина, не зная о русских святых Петре и Февронии как образце любви и самопожертвования).

Западная идеология толерантности  ко всему и во всем, ставя интеллект выше нравственности, заменяет воспитание проведением развлекательно-образовательных мероприятий.

Причем это заимствование с Запада проводится все на той же советской атеистической основе, в то время как в США, например −91% верующих, в Западной Европе −75% и в Германии преподавание Закона Божьего в школах обязательно. Сегодня очевидно, что идеализация Запада и рыночная экономика не создают нравственное общество.

Россия переживает демографический кризис, и убыль касается прежде всего русских и других славянских народов.

В то же время народы, исповедующие ислам, сохраняют положительный прирост населения. Расчеты демографов показывают, что соотношение православных и мусульман в 20 веке изменилось: в 1926г. это соотношение было 16:1, в 1999г. — 10:1, к 2011г.-составит 9:1. И в то же время в России вовсю действует программа планирования семьи, разработанная ООН, направленная на сокращение рождаемости. И в унисон ей действуют системы здравоохранения и образования. Зайдите в детское отделение нашей поликлинники: на стене огромный плакат с подзаголовком: „Любовь- да, дети -нет“, и это для детей до 14 лет! А в женской консультации- сплошная реклама контрацептивных средств, и ни слова о вреде аборта и грехе детоубийства. Мы приглашаем в школы специалистов и они опять же учат 14—16 -летних детей правильно предохраняться, при этом забывая» сказать, что ни одно средство не дает 100% защиты от СПИДА. Мы, работая на западные компании, производящие контрацептивные средства, призываем детей избавиться от «комплексов», мы не учим их стыдливости и целомудрию. Так называемый гражданский брак стал уже нормой. Да, среди этих детей есть и такие, которым жизненно необходимы знания контрацепции, но ведь это малая часть. Зачем же в остальных разжигать противоестественный их возрасту блудный интерес, зачем нарушать чистоту чувств, и не с глазу на глаз, а прилюдно. «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия- писал Златоуст. Важнее рассказать детям о христианской любви, чистоте добрачных отношений, о таинстве брака, о великом назначении семьи для продолжения рода.

Как удержать от всепоглощающего цинизма наших детей, как разъяснить им губительность ядовитых соблазнов нынешнего века?

Нравственное пробуждение народа в наше время происходит через инстинктивное движение людей к Православию как основной опоре нравственности, про народные традиции никто и не вспоминает. А ведь именно народная культура веками копила бесценное богатство. Среди социальных институтов, решающих эту задачу, наряду с семьей, нравственные устои которой также подорваны, церковью, которая пока, увы- пристанище немногих, средствами массовой информации, которые должны были бы играть главную роль в деле духовного пробуждения народа (а, играют, к сожалению, роль его отравителя и развратителя), большая роль принадлежит школе. Именно наша школа, материально обессиленная и духовно дезориентированная, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного воспитания подрастающего поколения. Ушинский писал: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии».

Но реализация духовно-нравственного воспитания в современных условиях имеет множество препятствий:

Отсутствие методологии народной традиционной культуры, отсутствие системы  общественного духовно — нравственного воспитания, разрушение традиционного уклада жизни (так, страна в начале неделю весело отмечает Новый год, а затем незаметно Рождество Христово), проблема малого числа носителей народной культуры, неподготовленность большей части России к восприятию духовной культуры, разрушение и кризис семьи (так, в Курганской области  на 1000 браков 850 разводов), низкий нравственный уровень самих родителей, отсутствие согласованности влияния на воспитание детей различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, церкви (первая попытка преодоления которой проведение настоящих Чтений), кадровая проблема, политическая проблема (государство не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами западной массовой культуры), экономическая проблема (недостаток средств, в то время как огромные деньги тратятся на проведение различных тестирований (в том числе и ЕГЭ), который, на мой взгляд, заменяет обучение натаскиванием на ЕГЭ, а наши дети разучиваются говорить), управленческая проблема (нет программы в масштабах страны или региона). Несомненно, несмотря на проблемы, много уже сделано и делается в стране в плане духовно-нравственного возрождения в последние годы. Об этом уже говорилось сегодня, об этом свидетельствуют программы и методическая литература, представленные на выставке, мероприятия, проводимые в школах и учреждениях дополнительного образования.

Необходимо только объединить наши усилия, проводить работу по духовно нравственному воспитанию в системе, комплексно, взаимосвязано.

Так, на базе Центра творчества детей и юношества с.Кетово Курганской области разработана программа духовно-нравственного воспитания подростков «Святая Русь», рассчитанная на три года.

    • В первый год обучения по Программе акцент делается на этнокультурный аспект православной культуры. Это и Семейные традиции и праздники, семейное ремесло, православные праздники и т. д.
    • Во второй год обучения по Программе доминирующим является культурно-исторический аспект православной культуры. Крещение Руси, святоотеческое предание святые угодники Божии, святые места Зауралья, духовная музыка, литература, православная кухня и т. д.
    • · В третий год обучения по Программе основное внимание уделяется нравственно-этическому аспекту православной культуры. Изучаются нравственные аспекты Библии, Евангельские притчи, православная этика. Эта программа все-таки имеет православный аспект, народное творчество в ней представлено мало. Христианские ценности не навязываются как обязательные для исполнения, но показывается, что понимание нравственной и культурной истории народа, его духовной и национальной самоидентификации невозможно без учета православия как духовного стержня развития русской цивилизации.

Но возникает вопрос: сколько детей захотят обучаться по этой программе. Я думаю, немного. В основном дети из православных семей. Основная же масса детей будет изучать в школе теорию эволюции Дарвина, как последнюю истину или вслед за учителем сравнивать автора "Мастера и Маргариты"- кстати, любимого произведения старшеклассников с Иисусом Христом начала 20 века, или будут писать в сочинении, что «Катерина, героиня «Грозы» Островского, сильная натура: она изменила мужу и покончила жизнь самоубийством (вот они, проблемы сегодняшнего суицида).

Мы можем придерживаться различных религиозных убеждений или быть атеистами, но не знать своих корней мы не можем. Следует сразу сказать, что народная культура, будучи весьма прочно укорененной в прошлом, сейчас выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной весьма многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания.

Народная культура в  разных своих проявлениях - народное творчество и искусство, народный быт  и уклад жизни, мифология и  верования, целительство и предания, современная массовая любительская практика - стала объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля. Потому основной упор на изучение народной культуры как основы духовно нравственного воспитания должен быть в школе. В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости. 
Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем. 
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях. 
Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами, способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в число библейских заповедей. Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Она выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие защитники Отечества. Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других. 
Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под лежачий камень вода не течет". Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике считается доброе, уважительное отношение к ребенку.

В воспитании любого нравственного  качества применяются различные  средства воспитания. В общей системе  нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.      

Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.      

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного  поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.      

Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.      

Непосредственное влияние  на приобретение нравственных ценностей  лежит на учителе. Результат этого  процесса зависит от того, как педагог  преподносит его ребенку. Эмоциональное  состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.      Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Убеждение – это воздействие  на сознание, чувства и волю воспитанников  с целью формирования у них  положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и  радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Наиболее легко формировать у школьников чувство патриотизма, прививать любовь к Родине, знакомить с общечеловеческими ценностями и культурой на примере конкретных исторических сведений, жизни ярких исторических личностей. Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников. Классный руководитель постоянно и всесторонне изучает учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического  воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации  является классный час. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение. Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Обычно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для указания на ошибки в поведении класса. Школьники активно участвуют в играх этого мероприятия, тем самым лучше ими усваиваются понятия как доброта, уважение к старшим, порядочность, дружба и другие. Классные часы могут быть так же и познавательные. Например, об истории родного города, символики государства, различных знаменательных событиях. Такая работа очень эффективна, если она проводится в системе и на высоком профессиональном уровне. В воспитательной деятельности классного руководителя большое 
место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, его эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к себе.

4 параграф 1 главы.doc

— 111.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выводы по I главе.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

оглавление.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список литры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики