Биограафия и творчество Энди Уорхола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:45, реферат

Описание работы

Эндри Уорхол (англ. Andy Warhol; настоящее имя Андрей Вархола, словацк. Andrej Varchola, англ. Andrew Warhola; 6 августа 1928 - 22 февраля 1987) - американский художник украинского (лемковского) происхождения, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Родоначальник идеологии «homo universale», а также автор работ, которые стали синонимом понятия коммерческий поп-арт.

Файлы: 1 файл

энди уорхол.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)




 

 

 

       Эндри Уорхол

  1. Введение

 
Эндри Уорхол (англ. Andy Warhol; настоящее  имя Андрей Вархола, словацк. Andrej Varchola, англ. Andrew Warhola; 6 августа 1928 - 22 февраля 1987) - американский художник украинского (лемковского) происхождения, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Родоначальник идеологии «homo universale», а также автор работ, которые стали синонимом понятия коммерческий поп-арт.

В 1960-х годах был  менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы «Velvet Underground». О жизни Уорхола снято несколько художественных и документальных фильмов.

Сведения о том, когда  родился Эндрью Вархола (впоследствии Энди Уорхол), противоречивы. Разные источники  называют разные годы - 1927, 1928 и даже 1930, а также разные даты - 6 августа и 28 сентября. Сам художник отмечал день своего рождения 6 августа.

Уорхол родился в  США, в городе Питтсбурге, штат Пенсильвания. Родители, Юлия и Ондрей Вархола, происходили  из деревни Микова на северо-востоке  бывшей Чехословакии. Они эмигрировали в Америку до рождения Эндри и двух его старших братьев. Семья рано потеряла отца.

 

  1. Детство

 
Энди Уорхол родился в семье  словацких эмигрантов Онджея и Юлии Заваки Вархола в Питсбурге, в  Пенсильвании. Он всю свою жизнь  умышленно запутывал журналистов, называя разные даты и места своего рождения. Возможно, объясняется это тем, что темперамент художника не позволял ему признать тот факт, что он был сыном простых иммигрантов из Закарпатья, он избрал местом своего рождения Голливуд, поскольку истинные обстоятельства его рождения и происхождения не вписывались в ту созданную им легенду, в которую он хотел верить. Из троих детей в семье он был самым младшим, в большинстве источников сказано, что он родился 6 августа 1928 года. Его детство пришлось на годы Великой депрессии, повлекшей за собой безработицу, нищету и голод. Он был стеснительным, некрасивым ребенком, с очень светлыми волосами и кожей. Уорхол страдал от болезни, которая называлась «Пляска святого Витта»- это заболевание нервной системы, когда мышцы начинают судорожно и непроизвольно сокращаться. После приступа болезни Энди был вынужден два месяца проводить в постели. Тогда он подолгу разглядывал глянцевые журналы, комиксы и вырезал фотографии знаменитостей. Позже, в своем творчестве, он черпал вдохновение в лицах знаменитостей (рисовал кумира молодости Элвиса Пресли, восхищавшую его Мэрилин Монро. Спустя годы Мик Джаггер говорил: «Если хочешь узнать, что было самым популярным в тот или иной период, посмотри, что в это время рисовал Уорхол»). В старых номерах цветных журналов, в дешевых комиксах перед ним открывался другой мир - там жили короли и голливудские звезды. Бэтмен защищал поруганную добродетель, Микки Маус водил за нос сильных и глупых преследователей, а очаровательные блондинки призывно улыбались неказистым, но честным парням. Энди рылся в помойках, выпрашивал у киоскеров старые номера, вырезал, склеивал, перерисовывал. Бэтмен опускал мощное крыло на плечо помахивающего теннисной ракеткой принца Уэльского, Грета Гарбо шла под венец с Микки Маусом, убитый в перестрелке гангстер обрастал шубой, колпаком и бородой Санта Клауса, а из мешка с подарками выглядывал радостно улыбающийся президент США. Каждый вечер Энди священнодействовал над своим рабочим столом, смешивал краски, разводил клей, орудовал ножницами. Грамотно писать Энди Уорхол так и не научился - зато его рисункам удивлялась вся улица.

Любовь к рисованию  передалась ему от матери, она рисовала сама и научила этому младшего сына. Школу Энди закончил с пятьдесят  одним баллом из двухсот семидесяти восьми (у него были трудности с чтением и письмом). Он решил поступать на художественный факультет Технологического института Карнеги(Carnegie Mellon University), возможно потому, что одним из преподавателей в институте был Джозеф Фицпатрик, который вел занятия по изобразительному искусству в школе, где учился Уорхол. Все-таки это был знакомый человек для застенчивого, малообщительного юноши, и это было лучше, чем ничего. Сочувствующие профессора боролись за то, чтобы талантливого студента не выгнали из университета: вместо классических моделей он рисовал ковыряющих в носу детишек или нищих. Некоторым преподавателям казалось, что его художества - просто попытка шокировать окружающих, но для Уорхола такой выбор тем был естественным: пока однокурсники развлекались на модных вечеринках, Энди торговал леденцами на рынке и, улучив минутку, делал наброски. Если занятия графикой, живописью для большинства студентов были лишь способом получить престижное образование, то для Уорхола же - единственной возможностью вырваться: за спиной маячила серая жизнь бедных кварталов. Его рисунки резко выделялись среди других работ - в них были напор, энергия, они дышали жизнью.

В 1949 году он получил степень  бакалавра и перебрался в Нью-Йорк.

 

 

 

 

  1. Творческая карьера

В 1949 г. Эндрью Вархола закончил Технологический институт Карнеги (графический дизайн) с присуждением степени бакалавра искусств. В этом же году отправился в Нью-Йорк, где первые годы занимался графическим оформлением коммерческой рекламы - в основном он выполнял рисунки женской обуви для журналов мод и рекламного приложения "Нью-Йорк Тайме".

Работа в коммерческой рекламе принесла Вархоле известность  и изменила его имя. Однажды подпись  под его рисунком была набрана  неправильно - Апоу Иагпо!. Он решил  оставить это написание имени и стал Энди Уорхолом.Уже к 1950 году приходит успех после удачного оформления рекламы обувной компании.

Другая работа, признанная впоследствии рекламой года, изображала юношу, вкалывающего себе шприц в  предплечье. Несмотря на скандальность сюжета, заказчики - владельцы радиостанции - остались довольны: повысился рейтинг их передач о проблемах молодежи.

Кстати, первый урок саморекламы  дал ему не кто-нибудь, а Сальвадор  Дали. Мэтр получил заказ на оформление витрины салона красоты в Нью-Йорке. В качестве элемента декора он решил выставить в окне второго этажа большую железную ванну, которую рабочие благополучно уронили вниз. Ванна чуть не прибила случайного зеваку, Дали попал за решетку (правда, ненадолго), а результатом разразившегося скандала стало то, что выставка Дали, проходившая в это время в Нью-Йорке, отлично продалась.

Очень скоро Энди стал самым высокооплачиваемым рекламщиком  Нью-Йорка, выполняя заказы для всех модных журналов, Vogue и Harper's Bazaar.

В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».

 

  1. Вклад в развитие стиля поп-арт

 
К 1968 году Уорхол был уже признанным мастером поп-арта. Его выставки с  успехом проходили по всему миру, в Америке не было художника популярнее - за одну из его картин на аукционе заплатили $ 60 тысяч. Это был рекорд: никто из его современников столько не получал. Однако не меньше, чем картинами или фильмами, Уорхол прославился своими скандальными интервью, которые он раздавал направо и налево. "Я не хотел рождаться. Это было ошибкой. Все равно как меня выкрали и продали в рабство, - объяснял он в интервью журналу "Time". - Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину и нравлюсь обычным людям. Весной Энди отправился в Лос-Анджелес на открытие своей большой ретроспективы. Успех был грандиозным: переполненные залы, толпы студентов, скандирующих: "Мы любим Энди Уорхола!", фотографии в газетах. В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».

Все искусство Уорхола  превратилось в систематизированный бизнес-процесс, производящий добавленную стоимость... Его поп-арт - это своеобразное «искусство вне искусства», и если когда-то существовало «искусство для искусства», потом авангард и искусство, потом просто антиискусство, то теперь искусственное искусство.

Однако скандальную  известность Уорхолу принесла серия  карандашных рисунков, изображающих долларовые банкноты, и раскрашенных банок из-под супа Сampbell .Выставка этих работ в нью-йоркской галерее Стабл, состоявшаяся в 1962 году, стала настоящей сенсацией. Уорхол наносил краску на консервные банки мазками кисти. Однако уже к 1963 году он стал использовать шелкографию, и с этих пор большинство его работ выполнялось именно в этой манере. Совершенно безликие, приспособленные к массовому производству, шелкографские оттиски идеально подходили для данных целей. Искусствовед Роберт Хьюз писал: "Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав ему характер массового производства, - потребительское искусство имитирует процесс, а также облик потребительской культуры".

Техника шелкографии стала определяющий в творчестве Уорхола. Монотонное повторение истирает псевдо-образы, предлагаемые окружающим миром в качестве исключительных: бесконечные ряды бутылок кока-колы сменяются портретами Мерилин Монро, (Лиз Тейлор, Элвиса Пресли.

 
Одним из основных занятий Уорхола  была, по его собственному выражению, "регистрация и каталогизация жизни вокруг". Он собирал ощущения, результатом чего стали изданный посмертно «Дневник» и «Философия Энди Уорхола (от Э к Ъ и обратно)». Из второй книги ясно, что Уорхол на самом деле шел не "впереди планеты всей", а стоял "сбоку": отставшим, опоздавшим, сошедшим с "поезда современности". Он не создавал "второй реальности". Он панически расчищал пространство вокруг первой, а потом резервировал ее и укрупнял. Отсюда - бесконечный жанр портрета в эпоху перепроизводства, когда единицу можно заметить в толпе только в том случае, если она увеличена в десять раз. В книге Уорхола есть несколько высказываний, определяющих понимание творчества художника: «Бизнес-искусство - следующий шаг после Искусства. Я начинал как коммерческий художник, иллюстратор, а закончить я хочу как художник-бизнесмен. После того, как я сделал то, что называется "искусством" или как там это еще называется, я занялся бизнес-искусством. Я хотел быть Художественным Бизнесменом или Бизнес Художником».

И наконец, в «Философии»  Уорхол рассказывает о самом творческом процессе создания работ: «Я смотрю на холст и думаю: "Ну, вот здесь, в этом углу эта краска выглядит вроде как на своем месте". Потом я смотрю снова и говорю: "Вот здесь, в этом углу, нужно немного синего, и я кладу там синюю краску. А затем беру зеленую краску и добавляю зеленый цвет, отхожу назад и смотрю, все ли правильно. И если неправильно - я беру краски, делаю еще несколько мазков зеленым в нужном месте, и, наконец, если нет сомнений, я оставляю все как есть».

Ярким примером творчества Уорхола является работа «Flash» (1963-1968). Это серия из 11 отпечатков, представленных как повествование и сопровожденных текстом, взятым из новостных заметок в день убийства президента Кеннеди. Это не было иллюстрацией события. Уорхол представил серию изображений, связь между которыми не так важна, как их способность передавать драматический пафос события. Кроме того, способность Уорхола выбирать фотоснимки усиливает значение освещения событий средствами массовой информации, формируя общественное мнение. Уорхол использовал несколько разных изображений Кеннеди. К тому же он использовал очень известные портреты - стилистический прием, редко встречающийся в его работах. Отпечатки в «Flash» показывают способность автора манипулировать найденными изображениями, изменяя их масштаб и четкость, используя цвет для создания мощного экспрессивного эффекта диссонирующих контрастов.

«Flash» - это наименее известная  группа работ, отмеченная серьезной  увлеченностью автора созданием  портретов и находящаяся в числе его лучших работ. Другие - «Marilyn Monroe» (1967), «Campbell's soup» I, II (1968-1969), «Flowers» (1970), «Electric Chaine» (1971), «Mao» (1972) - каждая из которых содержит 10 отпечатков, основаны на ключевых изображениях, созданных Уорхолом в начале карьеры. В противоположность своим первым работам, построенном на повествовании, эти статичные изображения избавлены от какого-либо повествовательного контекста. Каждое из них передает сильный образ, расширенный повторением. Эти работы - пересказ предыдущих обращений Уорхола к его главным темам 1960-х годов: портретные изображения, потребление, украшение, смерть. Эти темы часто повторялись в его работах и стали центральными в его творчестве.

Итак, именно благодаря  творчеству Уорхола в плакате  и рекламе стали использоваться особым образом обработанные фотоиллюстрации, яркие психоделические цвета и многократно повторенные изображения. Техническое тиражирование во многом породило ироническое отношение к самому объекту рекламы, этого нельзя не признать. И здесь Уорхол добился своей цели: он бросил вызов обществу массового потребления, которое как раз поддерживало Уорхола. И, наконец, Уорхол избавил общество от лицемерия. Он стал первым человеком, который публично признал, что деньги являются ничуть не менее важной составляющей профессии, чем творчество.

В 1963 г. Уорхол открыл в  центр Манхэттена студию, которую  назвал "Фабрика". Студия была устроена как коммерческое предприятие, она  производила до 80 шелкографий в  день, а в год выпускала около  тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих и была налажена работа по "массовому производству" портретов знаменитостей. Работы Энди Уорхола стали настоящим символом коммерческого поп-арта и американской художественной культуры XX столетия.

Исследователи особо отмечают значительный вклад Энди Уорхола в кинематограф, журналистику и фотографию. Всю свою жизнь Энди посвятил художественной фотографии, ее обработке и "массовому" распространению. Искусствоведы отмечают такие его работы, как The Andy Warhol Museum, Christies, Picture Alliance, AP, Stern Magazine, Cinetext и многие другие.

В 1970-е гг. Уорхол приобрел "Полароид", начал самостоятельно фотографировать и потом переводить полученные фото на холст.

К этой серии относятся  портрет матери (1974), портрет исследователя творчества Пикассо Джона Ричардсона, портрет галерейщика Лео Кастелли (все - шелкография), а также цветные гравюры (на основе собственноручно снятых фотографий) с изображениями Джейн Фонды (1982) и Ингрид Бергман (1983).

В 1963 г. Уорхол начал снимать фильмы, в основном немые, и на протяжении пяти лет (с 1963 по 1968 г.), во время которых Уорхол занимался "кинопроизводством", он создал несколько сотен фильмов, включая 472 трехминутные кинопробы или портреты персонажей, десятки короткометражек и более 150 фильмов с определенным сюжетом (60 из них были выпущены в свет), переходя от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам, по своей продолжительности напоминающим обычное кино.

Первый его фильм  назывался "Поцелуй" и длился 50 минут, затем были фильмы "Танец", "Стрижка", "Еда", "Сон".

В 1964 г. были созданы двухчасовой  немой фильм Batman Dracula и восьмичасовой  немой фильм Empire, "13 самых красивых женщин" , "13 самых красивых мальчиков", "Питье", "Лицо", "Одинокий ковбой" и др. В середине 1960-х гг. Уорхол перешел от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам (чаще всего эротического содержания), по продолжительности напоминающим обычное кино. В 1968 г. Уорхол вместе с Полом Морисси создал первый игровой фильм "Плоть".

Информация о работе Биограафия и творчество Энди Уорхола