Структура и содержание концепта «privacy» в английской картине мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена общетеоретическими задачами лингвокультурологии, важностью изучения способов репрезентации данного концепта, кроме того концепт «privacy» играет важную роль в культуре англичан, в общественном и индивидуальном сознании англоязычного общества.
Объектом исследования является концепт «privacy» как ключевое понятие английской картины мира.
Предметом исследования являются особенности и способы влияния концепта «privacy» на национальный характер англичан.
Целью данной работы является исследование концепта «privacy» в английской культуре.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определить понятие языковой картины мира
- рассмотреть концепт «privacy» как единицу знаний в лингвокультурологии

Содержание работы

Введение
Глава 1 Отражение языковой картины мира в лингвокультурологии
Понятие «языковая картина мира»
Языковая картина мира в системе культуры человека
Концепт как ключевое понятие в лингвокульурологии
Выводы
Глава 2 Структура и содержание концепта «privacy» в английской картине мира
2.1 Структура концепта «privacy»
2.2 Анализ концепта «privacy» в английской картине мира
Выводы
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом-азиза.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Д.Б.Парыгина, не вызывает сомнения факт существования  психологических особенностей у  различных социальных групп, слоев и классов общества, а также наций и народов. [Д.Б.Парыгин, 1966, 55] Такого же мнения придерживается Н.Джандильдин, который определяет национальный характер как совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных экономических, культурных и природных условиях ее развития [Н.Джандильдин, 1971, 32]. Распространенным является мнение о национальном характере, согласно которому это не совокупность специфических, своеобразных, присущих только данному народу черт, но своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт.

В.Г.Костомаров говорил то же самое о национальной культуре: «Национальная культура - это отнюдь не набор уникальных черт, свойственных данному народу, а специфический набор общечеловеческих черт и идей». [В.Г.Костомаров, 1998, 31] Ю.В.Бромлей подчеркивает лишь относительную специфику черт национального характера, нюансах их проявления. [Ю.В.Бромлей, 1975, 52]

Особенности национального  характера проявляются в языке народа. Язык, по словам Д.С.Лихачева, "выступает неким концентратом культуры нации, воплощенной в различных группах данного культурно-языкового сообщества" [Д.С.Лихачев, 1996, 43]. М.С.Каган полагает, что культура не существует вне деятельности человека и социальных общностей, так как именно человеческая деятельность породила новую «сверхприродную» среду обитания - четвертую форму бытия - культуру. Отсюда следует, что культура - мир человеческой деятельности, преображение человеком природы по законам общества. [Каган М.С., 1998, 28] В связи с этим М.Хайдеггер подчеркивает, что человеческая деятельность понимается и организуется как культура. [Хайдеггер М., 1950, 16]

По мнению В.И.Карасика, "язык и культура – важнейшие  понятия гуманитарного знания. Социальная сущность языка заключается в том, что он существует в языковом сознании – коллективном и индивидуальном. Соответственно языковой коллектив, с одной стороны, и индивидуум, с другой стороны, являются носителями культуры в языке" [В.И.Карасик, 2002, 15]. В исходном определении культуры выражается ее символический характер. Культура – это инобытие человеческого духа, представленное в знаках. Она не только соединяет, но и разъединяет внутренний и внешний мир человека.

М.М.Бахтин отмечал, что культура не имеет своей территории. Это означает, что она постоянно мечется между духом человека и его знаками, находя лишь временное пристанище в каком-то из этих двух регионов. [Бахтин М.М., 1979, 33] Если Э.Кассирер оценивал символический характер культуры как обязательное ее свойство, а следовательно, не подлежащее критическому восприятию, то интуитивист А.Бергсон резко критиковал такую позицию. Он настаивал на том, что философский акт состоит в преодолении символических форм, после чего только и возможны чисто интуитивное постижение предмета и вообще действительная жизнь. Символическую природу культуры, однако, никому не дано отменить. Критики Бергсона указывают на возможность забвения человека в символических продуктах культуры и цивилизации. Этого не будет в том случае, если культура реализуется как полноценный диалог. [Цит. по Поповой З.Д., 2002, 65, Стернину И.А., 2002, 54]

М.М.Бахтин всегда подчеркивал диалоговый характер культуры. По поводу того, что национальная культура вступает в диалог с другими национальными культурами, раскрывая при этом такие стороны, на которых не акцентировалось внимание в родной культуре, М.М.Бахтин писал: "Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои стороны, новые смысловые глубины" [М.М.Бахтин, 1979, 26].

Примером того, что культурный диалог осуществляется внутри единого целого, может служить  высказывание Г.С.Кнабе: "Диалог воплощает  диалектику развития, диалектику, раскрытую в будущее и в этом смысле исторически положительную, - положительную как в объективном, философском и историческом смысле, так и в смысле субъективно-человеческом, нравственном" [Г.С.Кнабе, 1979, 19].

Жинкин Н.И. пишет, что язык – это составная часть культуры и ее орудие, это действительность нашего духа, лик культуры; он выражает в обнаженном виде специфические черты национальной ментальности. Язык есть механизм, открывший перед человеком область сознания [Жинкин Н.И., 1998, 54].

Так, в русских  анекдотах англичане обычно пунктуальны, немногословны, сдержанны, любят виски, конный спорт, сигары. Американский сенатор  в начале XX века Альберт Беверидж писал: «Индивидуализм - неискоренимая  черта англосаксонского характера. Английский характер является едва ли не самым противоречивым и парадоксальным среди европейских народов, почти все его особенности имеют и прямо противоположные свойства, а с другой – очень цельным и определенным, прослеживающимся на протяжении многих столетий. Его особенности чаще всего объясняют островным положением страны, даже термин такой появился - «островная психология». [Джандильдин Н., 1971, 65]

Но населенных островов в мире много, а Англия –  такая одна. Понадобилось сочетание  многих факторов – смешение в единое целое разных народов (бриттов, пиктов, кельтов, англосаксов и многих других), заправленное римским и норманнским завоеваниями, сдобренное тесными связями с континентальными народами, удобренное победами и завоеваниями и приправленное климатом и географическим положением, чтобы появился этот народ, столь не похожий на других европейцев. [Пaвлoвская А.В., 2003, 56] Однако, несмотря на индивидуальность характера отдельной личности, следует рассмотреть общие черты национального характера, вспомним It takes all sorts to make a world (Мир составляют люди разного сорта).

Многие исследователи  представляют национальный характер  как специфическую совокупность реальных черт нации. Отмечая национальную специфику каждого народа, в нее  включают: традиции, самосознание, вкусы, привычки, связанные с национальной культурой, национальными чувствами, бытом, национальную гордость и национальные стереотипы. Н.А.Ерофеев в исследовании об Англии и англичанах глазами русских пишет: “На уровне бытового сознания существование у каждого народа национального характера не вызывает сомнений, является как бы аксиомой. Особенно часто эта мысль возникает во время пребывания в чужой этнической среде, даже самого краткого. Оно укрепляет убеждение в том, что люди этой общности во многих отношениях сильно отличаются от нашей: об этом свидетельствуют черты их жизни и быта, порой даже внешний облик людей, их поведение. У наблюдателя невольно возникает вопрос: случайны ли эти особенности и отличия или они проистекают из одной общей и глубокой причины и коренятся в особой природе данного народа, его особом национальном характере? Может быть, поняв этот характер, мы без труда поймем все особенности данного народа? Национальный характер оказывается как бы ключом к объяснению жизни народа и даже его истории”.[Н.А.Ерофеев, 1982, 19]

Таким образом, большинство приходит к выводу, что  национальный характер – это совокупность черт характера, присущих той или  иной нации. Мы придерживаемся позиции  С.М.Арутюнян, который определяет национальный характер как совокупность черт характера, традиций, привычек той или иной нации, формирующихся под влиянием культурного и исторического развития данной страны. Понятие “национальный характер” является родовым. [С.М.Арутюнян, 1962, 19]

Английский  характер является разнообразным, сложным, и полным контрастов и парадоксов. Маленькая страна, благодаря силе национального характера, добилась большого уважения окружающих. И сохранение этого характера есть важная цель этого народа. Несмотря на высокоразвитый уровень жизни, доля британцев, полностью удовлетворенных своей жизнью, не изменилась за последние 25 лет и составляет 1/3 населения.

Тайное почтение английскому характеру пробивается  через любую насмешку, критику  или откровенную враждебность. Яркий  пример - английский юмор. Понять его не может никто, особенно в самом ярком его проявлении - любви к физиологическим шуткам. Изысканная ирония Бернарда Шоу или Оскара Уайльда понятна всем, а вот падающие брюки, туалетные остроты, непременные намеки на разного рода неприличности мистера Бина или Бенни Хилла вызывают у остальных народов нескрываемое недоумение. Но при всей своей глубокой и искренней убежденности в собственном превосходстве англичане лишены какого бы то ни было откровенного выражения собственного патриотизма. Невозможно представить себе англичанина, повторяющего как молитву «горжусь тем, что я англичанин» или даже просто шепчущего о своей стране теплые задушевные слова, как это делают их соседи на континенте. Громкий шумный патриотизм свойствен народам с комплексом национальной неполноценности и неуверенности в своем месте в мире. Тем же, кто твердо убежден в собственном превосходстве, он не нужен. Наоборот, самоирония, насмешка, здоровый скептицизм по отношению к самим себе - все это напрочь убивает у других желание смотреть на англичан свысока. [Пaвлoвская А.В., 2003, 26]

Англичане доброжелательны  и гостеприимны. Однако подобные черты  отнюдь не уменьшают ни их чувства  национального превосходства, ни чувства  предубеждения перед всем иностранным. Нельзя отрицать, что англичане невероятно консервативны, но, например, во время путешествия им необходимо отложить на время в сторону их холодность, их традиционность, их чувство превосходства. Убежденные в своем превосходстве, они могут позволить себе быть снисходительными и милосердными к другим. [Смит Маргарет, 1902, 67]

Одной из ключевых особенностей английского характера  является приверженность своим традициям  – консерватизм. Действительно, стремление сохранить в первозданном виде особенности  быта и поведения, ритуалы и привычки, порой доведенные до абсурда - с современной и неанглийской точки зрения, - отличает англичан от большинства других народов, подвергается этими, другими, резкой критике, но и одновременно делает их туристически привлекательными для всего мира. Французы – главные оппоненты англичан, имеют храбрость критиковать последних. Сами же англичане интуитивно чувствуют глубокую связь между формой и содержанием - поменяй одно, неизменно поменяется и другое. Сохранение двух кранов, цепочки на унитазе, правого руля - в конечном счете обеспечивает им национальную целостность и защищает особенности их характера в условиях тотальной глобализации. [Павловская А.В., 2010, 36]

Одной из важнейших  частей английской традиции является монархия. Современные англичане  немнoгo кoмплексyют по поводу столь «несовременного» института, говорят, что скандалы последних лет, главным образом, любовные, в которых были замешаны члены королевской семьи, сильно пошатнули престиж монархии. Хотя все эти сомнения в значительной мере можно объяснить и тем, что эта самая монархическая власть, которая хоть и стала декоративной, весьма важна для англичан, для сплочения народа и поддержания национального духа.

С большим уважением  англичане относятся к своей  истории. Музейное дело в этой стране находится на высочайшем уровне, причем заполняют его сами жители страны, с неизменным интересом изучающие особенности жизни и быта своих предков. Традиция посещения исторических домов и замков появилась в Англии еще в эпоху Елизаветы I, когда остальная Европа еще не представляла себе. Количество фильмов про Генриха VIII и его многочисленных жен растет год от года на потребу английской публике, не устающей восхищаться своим любвеобильным кумиром. Не угасла и память о Британской империи, правившей морями и землями по всему миру, хвастать этим, конечно, не принято и не современно, но и забыть об этом — не забыли. [Павловская А.В., 2010, 26]

Англия - страна чудаков и эксцентриков, здесь  каждый свободен делать то, что ему  захочется, сдержанность, самоконтроль и молчаливость считаются одним из основных жизненных правил. Портрет типичного представителя английского народа нарисовал Ф.М.Достоевский, описавший поездку на поезде в Париж: «Слева сидел чистый, кровный англичанин, рыжий, с английским пробором на голове и усиленно серьезный. Он во всю дорогу не сказал ни с кем из нас ни одного самого маленького словечка ни на каком языке, днем читал, не отрываясь, какую-то книжку... и, как только стало десять часов вечера, немедленно снял свои сапоги и надел туфли. Вероятно, это так заведено у него было всю жизнь, и менять своих привычек он не хотел и в вагоне». [Пaвлoвская А.В., 2003, 59]

Не так много  вещей могут вывести англичанина  из себя. Сдержанность, контроль над  своими чувствами, часто принимаемый  за простую холодность, — таковы жизненные принципы этого маленького, но очень гордого народа. В тех случаях, когда представитель сентиментальной латинской расы или душевной славянской будет рыдать слезами восхищения или умиления, англичанин скажет «lovely» («мило»), и это будет равноценно по силе проявленных чувств. Единственное, что может вывести из себя истинного англичанина, — это шумное и вызывающее поведение других. [Павловская А.В., 2010, 52]

Один из важнейших  жизненных принципов англичан можно  выразить следующей формулой: «Мы пришли в этот мир не для того, чтобы получать удовольствие». Именно на нем основаны многие отличительные черты их характера и образа жизни. Начать с воспитания. Детей принято держать в строгости, и чем выше в обществе вы находитесь, тем больше строгостей. Нередко приходится видеть, как в богатом английском доме, с огромной гостиной, гигантской спальней, величественным кабинетом так называемая детская комната находится почти на чердаке и представляет собой убогую каморку, и делается это вполне осознанно, из принципиальных соображений, чтобы не нежить, а закалять. Существует старинная английская истина - «дети должны быть видны, но не слышны». [Павловская А.В., 2003, 41]

Подлинный англичанин в любую минуту готов к любым  трудностям. Например, как англичане в свое время не только завоевали полмира, но и сумели в этой половине закрепиться и выжить. Многие англичане – мореплаватели, путешественники, открыватели земель, которые бросили вызов судьбе и не побоялись трудностей.

Принятие пищи для англичан  является просто утолением голода, лишенная эстетики и удовольствия. Пища должна быть такой, какой она дана Богом, землей, Природой, а все излишества и изыски - от лукавого. В сущности, по типу она близка традиционной русской пище — вареные овощи, тушеное или жареное мясо, пироги. Примерно пять процентов английской еды составляет овсянка в виде каши, супов, киселя или пудингов сладких и несладких. Надо сказать, что английская национальная кухня мало известна за пределами страны. Английская кухня – это кухня домашняя. Приготовленный в ресторане бифштекс или пудинг только названием роднится с домашним пудингом и бифштексом. Английская еда проста, как все гениальное. Всякий продукт на тарелке знаком и имеет свой собственный, кулинарно немодифицированный вкус. [Павловская А.В., 2003, 23]

Одним из сложнейших вопросов в английской жизни является религия. Известно, что даже церковь  в Англии своя собственная - англиканская, независящая ни от кого извне. По своему духу и характеру она оказалась  близкой и понятной населению. От самих англичан часто можно услышать, что церковь не играет большой роли в их жизни. И внешне это действительно так – редко, только на праздники, да и то в провинции, собирается в церкви сколько – нибудь заметное число народа. Однако вот парадокс: принципы, по которым живут англичане – жизнь не для удовольствия, секс греховен, трудности телесные укрепляют душу, еда должна лишь насыщать и так далее, - как раз те, к которым призывают свою паству большинство церквей. [Павловская А.В., 2010, 41]

Своеобразной вершиной уюта и удобства представляет собой английский дом. Обстановка, включающая в себя множество предметов, столиков, пуфиков, диванов и кресел, все это перед камином, в котором потрескивают дрова, стаканчик виски в руках. К дому у англичан отношение особенное, трепетное, они не признают квартир, предпочитая пусть маленький, пусть в рассрочку под проценты, но свой дом с палисадником. Не случайно почти все дома в Англии имеют имена, это создает неудобства для гостей и почтальонов, но демонстрирует очень личное, очень трепетное отношение англичан к своему жилью. Настоящий англичанин готов к трудностям, но вполне способен выдержать и самое страшное испытание - комфортом и уютом. Еще больше чувств вызывает у англичанина сад. Английские сады, главное в стиле которых - искусная имитация естественной природы, отсутствие симметрии, созданная человеческими руками «дикость», являются сильнейшим национальным увлечением. Другой кажущийся парадокс заключается в том, что страна молчаливых покорителей морей и земель, воспитывающая своих детей в строгости и не терпящая чрезмерного проявления эмоций, создала самую богатую детскую литературу и детский мир. [Павловская А.В., 2003, 56]

Информация о работе Структура и содержание концепта «privacy» в английской картине мира