Картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть проблему мифологических основ культуры.
Задачи данной работы:
-раскрыть сущность и назначение мифологической картины мира;
-рассмотреть сущность и назначение мифа в трудах З.Фрейда.

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность и значение мифологической картины мира 4
2.Сущность и назначение мифа в трудах З.Фрейда 10
Заключение 15
Глоссарий 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

 

 

КАФЕДРА «СКСТ»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Группы 

Выполнил:

Проверил преподаватель:

.

 

 

 

 

 

 

 

2011

Содержание

 

Введение

Миф есть не только исторически  первая форма культуры, но и изменения  душевной жизни человека, сохраняющееся  и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Начало психоаналитическому  осмыслению мифа было положено самим  основателем психоанализа в его  основополагающем труде «Толкование  сновидений» (1900 г.), где он подвергает анализу миф о царе Эдипе, описанный в одноименной трагедии Софокла. Как известно, Фрейд считал сексуальное влечение мальчика к матери (дочери к отцу) и желание смерти родителю противоположного пола базовым феноменом в развитии человеческой психики. Уже здесь прослеживаются основные черты психоаналитической концепции мифа. Так, Фрейд проводит параллель между содержанием мифологических сюжетов и сновидений современных невротиков. Отметим также его общеизвестное уподобление дикаря, ребенка и невротика в плане устройства и функционирования психического аппарата. Однако, жесткая редукция мифологического материала к инцестуозному влечению выглядела малоубедительной.

Цель данной работы – рассмотреть проблему мифологических основ культуры.

Задачи данной работы:

-раскрыть сущность  и назначение мифологической  картины мира;

-рассмотреть сущность и назначение мифа в трудах З.Фрейда.

 

1.Сущность и значение  мифологической картины мира

Миф представляет собой  самый первый донаучный пралогичный  способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.

Мифология - форма  общественного сознания;  способ  понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.  В общественном  сознании первобытного общества мифология, несомненно, доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных  противоречий  человеческого существования, на гармонизацию личности,  общества и природы1. Предпосылкой мифологической "логики"  служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического  мышления, на не отделившегося  от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта,  предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности,  безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам,  смежности  в пространстве и времени,  выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и  от причин к  следствиям, то мифологическое  оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака,  так что  иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ,  имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки  в  мифологии соответствует разделение на части.  Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом);  синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких предков данного племени или род . которые изображались в виде полулюдей – полуживотных . Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение , постепенно обосновались от самих обрядов и превратились в мифы в собственном смысле слова – сказания о жизни предков . Позднее содержание мифов составляют не только деяния предков , но и поступки реальных героев . которые совершили нечто исключительное – основали новые обычай . предостерегли от беды ,нашли выход из затруднения , принесли какое – либо другое благо ; вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступают домовые, водяные, лешие .русалки , эльфы и т.п., начинают создаваться религиозные мифы , повествующие о похождениях и деяниях этих божеств . Почему же именно мифы  народа, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея в виду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты - порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги-обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины - амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе  мифология. Она возникла, как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.

В первобытную эпоху  человек, пока еще довольно беспомощный  видел, как ему представлялось таинственные и незримые силы. В то время люди не пытались ее исследовать с помощью  разума. Природу обожествляли и стремились на нее воздействовать с помощью многочисленных сложных обрядов, прибегая к магии, имитировали то, что происходит в окружающем мире.

Так, в индийских религиозных  текстах (Ведах) описывается древний  обряд, необходимый для того, чтобы  пошел дождь. При этом, в этих обрядах  присутствовала необъяснимая на первый взгляд особенность. Жрец и жертвенное животное должны были быть обязательно черного цвета. Логика людей того времени сводилась к тому, что дождь идет потому, что тучи черные. То есть, человек воспринимал окружающий мир чисто с внешней стороны, не ощущая разницу между формой и содержанием, причиной и следствием2.

Окружающая действительность наводила человека на мысль о происхождении Неба и Земли и своего в ней места. В своем восприятии он отождествлял свою взаимосвязь с земным и небесным и стремился отразить в своей деятельности в своей культуре.

«Основа культуры—это способность человека вырабатывать свой язык в ответ на какие либо явления окружающего мира.

Первые моральные установки, первые картины мира, его логика, его приоритеты, которые сложились в первобытном обществе – это рефлексы человека на окружающий его мир»3.

Формирование отношений  человека и окружающей среды повлекло за собой осмысление существования  Бога, который для первобытного человека открывался за всем живым и неживым в окружающей природе.

В самом деле, если любой  современных человек сможет вспомнить  детское восприятия окружающего  мира, то может найти, что также  воспринимал окружающий мир, наряду со своим существованием.

 как полностью одушевленным. 

Происхождение и первоначальное развитие мифа должно было быть продуктом человеческого ума в его раннем детском состоянии.

Первая и главная  причина превращения фактов ежедневного  опыта в миф – есть верование  в одушевленность всей природы.

Для примитивного человека солнце, звезды, деревья, реки, облака становились одушевленными предметами, которые живут наподобие людей или животных и исполняют предназначенные им функции. Человек не был способен выделить себя из окружающей среды. Мифологическое мышление не было способно отчленить субъект и объект, предмет и знак, существо и его имя. В мифологическом восприятии он был максимально слит с природой.

Мифология – - форма сознания стремящаяся к гармонии личности и природы.

Истории известны события  позволяющие сделать вывод об уверенности человека в одушевленности неживых предметов. Достаточно привести пример персидского царя Ксеркса приказавшего высечь пролив Геллеспонт, через который он не смог переправиться.

Главное место в мифологической картине примитивных племен занимали обожествленные небесные светила. Это было в понятии людей того времени жизненно важно, так, как в их жизни огромную роль играли разливы рек и наводнения, начало которых определялось по звездам.

Как и все остальные  предметы, животные, стихии они наделялись одушевленностью, то есть в восприятии древних имели анимистическое происхождение (anima — дух, душа )

Звезды, в понятии дикаря – существа одушевленные и разумные, хотя бы потому, что в их движениях  виден порядок и разум, который  было бы нелепо приписывать к неразумным существам.

Так мусульмане, до последнего времени были уверены, что смерч  является исполинским демоном, аборигены  Новой Зеландии и Индокитая были уверены, что радуга является живым  чудовищем и пожирает людей.

Английский этнограф Э.Б.Тайлор считает, что на мифологию можно взглянуть с рациональной точки зрения, поскольку свое восприятие небесных явлений дикари рассматривали по методу аналогии с окружающей действительностью, применяя ее как удобное орудие для познания, но если аналогии для современного человека являются вымыслом, то для дикаря они воспринимались как реальная действительность и, они верили, что во время голода в них действительно внутри сидит некое чудовище требующее пищи, а горное эхо воспринималось как голоса умерших духов.4

Во многих верованиях примитивных  племен проходит восприятие ими Неба как отца и Земли как матери. Все живущее на земле, люди, растения, животные, неодушевленные предметы являются детьми Неба и Земли. Согласно многим древним легендам, в частности аборигенов Новой Зеландии, Австралии, Китая – Небо и Земля ранее были соединены вместе, однако затем были разлучены их детьми, богами гор, лесов, людей, животных.

То же единообразие существует в  поверьях относительно затмений. Так, индейцы Северной Америки считали, что за луной гонятся злые собаки, которую затем они закрывают своим телом, пытаясь ее сожрать. Они тогда кричали, стреляли в небо, пытаясь отогнать их.

Многие первобытные племена  были уверены в твердости небесного  свода. Дикари Южной Азии считали, что небо—это большой горшок, удерживаемый с помощью веревки, которая если порвется, то все на земле будет раздавлено. Считалось, что луна и солнце женщины, а звезды являются их детьми. Дикари смотрели на звезды как на одушевленные существа а на созвездия как на живые небесные создания.

Верования дикарей какими бы они  нелепыми не представлялись современному человеку, для людей того времени  имели определенную реальную основу. Так, аборигены Австралии считали, что звезды Арктур и Лира открыли  муравьиные яйца и яйца птиц, научив людей их употреблять в пищу. Фактически действительно в летнее время появляются эти звезды на время появления муравьиных и птичьих яиц. Здесь также просматривается недопонимание причинно-следственных связей. Однако вполне возможно, что современные ученые с их научными гипотезами покажутся будущим исследователям в равной степени нелепыми.

 

2.Сущность и назначение мифа в трудах З.Фрейда

 

Первой формой мировоззрения  является мифология. Человечество, на ранней стадии развития, в форме мифов и преданий пыталось дать ответы на глобальные вопросы: как появился мир, возникла природа, животные и люди, тайны рождения и смерти.

Как утверждал польский этнограф Б. Малиновский, «миф – это  не интеллектуальное упражнение или  художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного человека»5. Миф служит для оправдания определенных общественных установлений, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Основным принципом  решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический, то есть объяснение первоначала мира, происхождения природных и общественных явления сводилось к рассказу о том, кто кого породил.

Главное значение мифов состоит в том, что они были нацелены на установление гармонии между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и таким образом обеспечивали согласие человеческой жизни.

Всякий человек, живущий  в Мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Однако мир человека — не только всё окружающее, это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек вне рода — не человек. Он даже не животное, ибо всякое животное тоже существует внутри своего рода. Человек, не способный перечислить своих предков до четвёртого колена, достоин осмеяния. Человек, не гордящийся своими славными предками, не достоин доброго слова. Род человека неотделим от мира. Род человека — это и славные предки тоже, но главное — это родовая удача, это все те, кто стоят за спиной героя и поддержат его в трудное время. Поэтому любой человек Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”, скажет: “Люди зовут меня таким-то из рода таких-то, из земли такой- то”. Мир действует на человека не только непосредственно, через физические воздействия типа зимних морозов или летней жары. Воздействие мира Мифа существенно шире, поскольку всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений (ворон уселся на ветку священного дуба, собака лает на пустое место) ещё и некий тайный смысл. Отсюда следует твёрдая убеждённость человека Мифа в том, что по полёту птиц можно предсказать будущее, что уроненное с пиршественного стола подбирать никак нельзя и так далее. Отсюда следуют личные и массовые видения, которые посещали людей слишком часто для того, чтобы рассказы о них можно было считать пустой выдумкой малограмотных хронистов.

Информация о работе Картина мира