Шпаргалка по "Методике английского языка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:01, шпаргалка

Описание работы

1. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.
2. Основные направления развития методики обучения иностранным языкам.
...
14.Анлийский язык как учебный предмет и средство общения.
15.Новые информационные технологии в обучении иностранному языку.
16.Состояние и тенденции развития современной методики обучения иностранным языкам.

Файлы: 1 файл

Все шпоры.docx

— 168.23 Кб (Скачать файл)

2. Сознательные

а) грамматико-переводный 
б) сознательно-практический 
в) сознательно-сопоставительный 

3. Комбинированные

а) чтение 
б) коммуникативный 
в) тандем-метод 

4. Интенсивные

а) суггестопедический 
б) эмоционально-смысловой 
в) метод активизации 
г) гипнопедия 
д) ритмопедия 
е) «экспресс метод» 
ж) «интелл-метод»


 

5.Организация процесса обучения  иностранным языкам. Система, содержание, средства обучения.

ПО-последоват. и педагогически обоснованное взаимопонимание преподавателя и учащегося в ходе которого достигаются цели обучения, образования и развитие учащихся.

Успешность ПО зависит  от владения преподавателем проф.умениями; готовности и способностей учащихся к обучению; эффективности обучающей программы применяемой в процессе обучения.

Структура учебного процесса-цель обучения:

-деят-ь преподавателя; -деят-ь учащихся;

*сод-ие учеб-го матер-ла   *результат

*методы, средства, орган,  формы обучения

Модель учебной деят-и:

Этапы обучения:  

1. установка                          

2. объяснение                       

3. обьяснение с проверкой понимания  

4. Закрепление

5. Развитие (практика)

6. Контроль

7. Оценка

дейс-ия препод-ля

  1. сообщает цель урока                
  2. вводит новую инф-ию путем ее объяснения                 
  3. Организует осмысление учебной инф-ии
  4. Организация закрепления учеб инф-ии
  5. Организ.прим-ие учеб. Мат-ла в различ. Сит-ях общения
  6. Контроль  уровня формиро-ия ЗУН
  7. Проводят оценку качества учеб деят-и

действия учащихся

  1. Усваивает цель урока 
  2. восприним инф-ию, демонстр.ее понимание
  3. Достигают углубленного понимания
  4. В рез-те выполнения язык. Упраж-ий формируються реч.навыки
  5. В рез-те выпол-ия реч. Упраж-ий формир. Реч. умения
  6. Вып-т контр. задания
  7. Участв. в оценке кач-ва приобрет ЗУН

Система, содержание, средства обучения.

Система обучения – совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства общения.

С позиции системного подхода  в методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы, средства, организационные формы обучения.

Все компоненты системы обучения находятся  между собой в определенной иерархической  зависимости, однако доминирующая роль внутри системы принадлежит целям обучения, которые формируются под влиянием среды и оказывают влияние на выбор подходов к обучению, методов, принципов, средств и организационных форм обучения. Через посредство перечисленных компонентов система обучения реализуется (функционирует) в виде учебного процесса, организационно-структурной единицей которого на занятиях по практике языка является практическое занятие, а функциональной - система речевых действий и операций, объединяемых в циклы учебной деятельности.

Содержание обучения -понимается все то, чему преподаватель должен научить, а учащиеся научиться в процессе обучения.

Содержание обучения может  быть представлено в виде след составных: средства общения-фонетич, лексич, грамм, страноведч, лингвострановедч; знания; навыки и умения, формируемые в ходе обуч-ия и обеспечив. Возм-ь польз. Языком; сферы, темы сит-ииобщ-ия, в пределах которых сод-ие обучения может быть реализовано; тексты образующие мат. Основу сод-ия обучения.

Сод-ие обучения определ ГОСТ и программой обучения, целями и этапом обучения.

Содержание обучения определяется целями и обусловлено конкретно  исторически обстоятельствами, уровнем  развития методики и смежных с  ней наук, уровнем разработки средств  обучения (программы, учебники, учеб. пособия), уровнем подготовки педагогических кадров.

Цели обучения:

Практическая цель. Учащиеся должны овладеть ИЯ как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах: при понимании речи на слух (аудирование), в собственных высказываниях (говорение), в чтении и письме.

Воспитательная  цель. При обучении осуществляется воспитание важных моральных качеств личности. Изучение ИЯ способствует формированию взглядов учащегося на окружающий мир, на место человека в природе и в обществе, на характер отношения к среде, в которой он живёт, к самому себе. Конкретное содержание воспитания моральных качеств воплощается в слове. Изучения ИЯ формирует такую важную сторону личности, как умение осуществлять общение.

Образовательная цель. Учащийся овладевает вторым языком и, следовательно, новым средством для выражения мысли. Правильное употребление языковых средств обеспечивает возможность понимать друг друга, воспринимать и передавать мысли при общении. Изучение ИЯ повышает общую языковую культуру выражения мысли как на родном, так и на ИЯ.

Развивающая цель. 4 группы умений и навыков:учебно-организационные: формируются в учебном процессе при использовании разных режимов работы: учитель - класс,  при осуществлении самоконтроля.

учебно-интеллектуальные развиваются  за счёт организации работы с учебным  материалом при соответствующей  его подаче.

учебно-информационные: как при работе над устной речью, так и при чтении.

учебно-коммуникативные: Устная речь служит и средством, и целью  изучения языка.

Средства обучения- мы понимаем все то материальное (техническое и нетехническое), что оказывает помощь в организации и проведении процесса обучения, а также в достижении главной цели. 

В структурном отношении  принято выделять СО для преподавателя, для учащихся, аудиовизуальные сред-ва (АВСО) и тех-ие сред-ва обучении(ТСО)

Учебно-методический комплекс -основное средство обучения, включающее набор компонентов: книгу для учащихся, книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудио и видео материалы.Сама идея УМК заключается в том, чтобы активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации и модернизировать обучение за счет внедрения ТСО. Эта идея и реализуется в комплексе обязательных компонентов УМК.

СО для преподавателей -образоват. стандарт, книга, методич. Пособия, справочная, научная литература

СО для учащихся-учебник, книга для чтения, пособия по развитию речи, сборник упраж-ий, словари

АВСО-видеограммы, фонограммы, видеофонограммы

ТСО-звукотехнические, светотехнические, звуко-светотехнические, средства компьют обеспечения

Основные средства обучения

  • Программа
  • Книга для учителя
  • Учебник
  • Книга для чтения
  • Звукозапись
  • Рабочая тетрадь

Вспомогательные средства обучения

  • Аудио-видео материалы
  • Методические пособия
  • Картинки
  • Таблицы
  • Карточки с заданиями
  • Игрушки

 

6 Роль и место грамматики  при обучении иностранным языкам.

Грамматика как  один из важных аспектов языка, с помощью  которого обеспечивается формирование умений устного и письменного  общения, во все времена находилась в центре научных споров, дискуссий  о её месте, роли и значении при  обучении иностранным языкам. 
История методики преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике никогда не было однозначным и определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. При этом роль грамматической теории либо преувеличивалась, когда в обучении иностранным языкам ведущим был грамматико-переводной метод, представители которого полагали, что изучение иностранного языка в средних учебных заведениях имеет исключительно общеобразовательное значение, которое сводится к гимнастике ума и развитию логического мышления, достигаемых в результате систематического изучения грамматики, но с отрывом формы от содержания; либо недооценивалась или вовсе исключалась в прямых методах. 
В коммуникативно-функциональном подходе наблюдалась аналогичная картина. Первоначально преобладала точка зрения, согласно которой грамматическая компетенция формируется сама по себе, независимо от того, будет ли осуществляться специальное обучение грамматике. Другая точка зрения сводилась к тому, что при обучении иностранным языкам следует создавать прочную структурную базу, на основе которой формируются грамматические навыки. В первом случае предпочтение отдавалось беглости речи, во втором – точности и правильности высказывания. 
В настоящее время грамматика является частью содержания программ обучения иностранным языкам, поэтому её роль следует рассматривать именно в аспекте учебной деятельности. Особенно важно место грамматики в освоении языкового материала для английского языка, отличающегося строгим порядком построения речевого высказывания. 
Таким образом, грамматика английского языка должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков, то есть играть вспомогательную роль в речемыслительной деятельности. Иначе говоря, грамматические правила и структуры должны служить коммуникативным целям обучения.


 

7. Формирование лексических навыков 

Лексика в системе языковых средств  является важнейшим компонентом  речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения ИЯ.

Чтобы достичь усвоения учащимися  лексики ИЯ, без чего невозможно ни выражение, ни понимание содержания речи, нужна продуманная работа над  такими лексическими единицами (ЛЕ), которые  необходимы для развития речевой  деятельности и обладают повторяемостью в пределах тематики средней школы.

Здесь необходимо учитывать ряд  важных моментов.

В первую очередь – это личность самого учителя, его профессиональные качества. В зависимости от того насколько интересно будет спланирована учителем работа в данном направлении, зависит желание ученика обогащать  свой словарный запас, стремление говорить на ИЯ.

Учитель должен обладать и способностью к творческой деятельности. Его главная  задача в данном контексте состоит  в том, чтобы добиться полного  освоения учащимися программного лексического минимума и прочного закрепления  в их памяти активного словарного запаса на среднем и старшем этапах обучения.

Второй важный момент – проблема активного и пассивного владения языком. Общеизвестно, что даже в родном языке у человека имеется активный запас, т.е. ЛЕ, которые он употребляет в своей речи, и пассивный запас лексики, которую он только понимает. Пассивный словарный запас человека в несколько раз превышает его активный запас.

Из этого следует, что лексический  минимум по ИЯ должен включать две части: активную и пассивную лексику. Наукой установлено, что активный минимум по ИЯ должен быть в 2,5 – 3 раза меньше пассивного

Вводить новые слова учителю  приходится почти на каждом уроке.

На этапе первичной тренировки учащихся в её усвоении должны быть решены по крайней мере три задачи. Требуется обеспечить:

  • правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением;
  • правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков;
  • правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными ученикам словами иностранного языка.

Лексику активного запаса следует  вводить в устной форме в отдельных  предложениях или в связном рассказе. Нужно стремиться к максимальной яркости первого знакомства учащихся с новыми ЛЕ и стараться связать  их с той или иной жизненной  ситуацией, так как первое восприятие имеет большое значение для запоминания ). После устного вступления учитель произносит новые слова (каждое слово в отдельности), а ученики повторяют их хором и индивидуально. Это нужно для первичного закрепления звуковой формы слова. Новые слова полезно также записать, так как по наблюдениям психологов: из трех видов памяти – слуховой, зрительной и моторной – у детей чаще всего развиты два последних вида. Лексическими упражнениями для обучения активному владению лексикой, пригодными на всех ступенях обучения, являются следующие: составить словосочетания из данных разрозненных слов, заполнить пропуски в предложениях или закончить предложения, в ряду слов подчеркнуть слова с противоположным значением, ответить на вопросы, употребляя данные слова, назвать, каким обобщающим словом можно объединить группу слов, написать эквиваленты прослушанных словосочетаний, определить, к какой части речи относятся слова (над каждым словом поставить соответствующую мету: adv – наречие, v – глагол, n – существительное, adj – прилагательное и тд.).

Информация о работе Шпаргалка по "Методике английского языка"