Шпаргалка по "Истории языкознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи истории языкознания. Вопросы систематизации научных направлений в истории языкознания.
История лингвистических учений – составная часть общего языкознания, которая содержит изложение истории отечественного и мирового языкознания, это история становления и развития научной логики, преодоление собственных противоречий, углубление и расширение лингвистической теории, освоение сфер практического применения, совершенствование приемов и методов лингвистического анализа. История лингвистики отражает логику развития научного знания, которое приводит к осмыслению на новом уровне, с привлечением новых научных данных.

Файлы: 1 файл

шпоры.ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ..doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Механизм сгущения мысли

Потебня был убежден, что  история языка невозможна без истории литературы, так же как история литературы невозможна без учета состояния и особенностей языка.

Вслед за Гумбольдтом, Потебня подчеркивал деятельностный характер языка. «Язык есть средство  не выражать уже готовую мысль, а создавать ее… он не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность».

Потебня воспринял  идеи Гумбольдта под углом зрения психологизма, господствовавшего в современном  ему языкознании.

Главной проблемой, интересовавшей Потебню на протяжении всей его творческой деятельности, была проблема  соотношения языка и мышления.

В этом вопросе Потебня следует  положениям психологизма. Лингвистический психологизм утверждает, что все развитие языка  обусловлено развитием индивидуального человеческого мышления.

Знания, по Потебне, имеют формы, которые зависят от форм языка. С изменением грамматических разрядов изменяются и разряды мысли. Потебня отстаивал мнение об активной роли языка в становлении научных категорий.

Язык не есть средство выражения уже готовой мысли, но есть средство ее создания. Язык – основной способ мышления и познания. Язык – творческая деятельность, организующая мысль.

Особое внимание Потебня уделяет рассмотрению языка как деятельности, в процессе которой происходит обновление языка, его развитие.  В каждом языке потенциально заложены  средства обеспечения все новых смысловых  возможностей, все новых и новых стилей.

Язык это поток непрерывного  индивидуального  словесного творчества. Потебню интересовали проблемы речи, он изучал особенности функционирования  единиц языка в речи.

В творчестве Потебни получила развитие другая мысль Гумбольдта. Речь идет о тезисе: всякое понимание есть непонимание. Никто не думает при известном слове именно то, что  думает  другой. Всякое согласие в мысли есть вместе с тем несогласие. «Понимание по-своему» - это творческая работа воспринимающегоПо Потебне, полное, совершенное понимание невозможно.

Слово служит средством для сообщения мысли, потому что благодаря слову в слушающем возникает процесс создания мысли, подобный тому, какой происходил ранее в говорящем.

Потебня считал, что первод невозможен без изменения смысла, ибо мысль сама по себе непереводима. Слово одного языка не тождественно слову другого языка, хотя бы они и относились к одному и тому же предмету и явлению.

В каждом слове действие мысли состоит в соположении двух мысленных комплексов:

-вновь познаваемого, ранее  неизвестного;

-прежде уже познанного.

Мысль человека по содержанию есть или образ, или понятие. Средством развития мысли, средством преобразования образа в понятие  служит только слово.

При создании слова и в процессе речи и понимания полученное впечатление  подвергается новым изменениям, как бы вторично воспринимается. Это вторичное восприятие Потебня называет апперцепцией.

Слово, по Потебне, состоит из трех элементов:

-звука;

-знака (представления, признака  для наименования);

-значения.

Потебня объясняет природу слова  через внутреннюю форму. В слове есть два содержания:

-субъективное и

-объективное.

Слово  выражает не всю мысль, которую принимают за его содержание, а только один ее признак. Образ стола, например, может иметь много признаков, но слово стол значит только «простланное» (стл), и поэтому слово стол может обозначать всякие столы, независимо от формы, величины, материала. Это значение, содержащее в себе только один признак, и является обективным содержанием. В субъективном содержании может быть множество признаков.

Внутренняя форма есть отношение мысли к сознанию, ближайшее этимологическое  значение. Она показывает, как представляется человеку  его собственная мысль. Например, мысль о туче представлялась народу по  одному из своих признаков – она вбирает в себя воду и изливает ее (ту –«лить»). Этим можно объяснить, почему в одном и том же языке может быть много слов для обозначения одного и того же  предмета и, наоборот, одно слово может обозначать предметы разнородные. (Потебня разграничивает то, что позднее  получило  название разграничения  значения слова (денотата) и его смысла).

Внутренняя форма – центр образа, один из его признаков, преобладающий над всеми остальными. Внутренняя форма – не образ предмета, а образ образа, т.е. представление.

Внутренняя форма  может выводиться из его морфологической структуры, но может не быть связана  с морфемным строением слова. Однако у носителей языка ассоциативные связи  могут еще как-то сохраняться.

Объективное содержание – это ближайшее значение. Ближайшее значение (субъективное) у каждого различно (лично). Само по себе значение слова неисчерпаемо, но эта неисчерпаемость относится к дальнейшему значению, связанному как с научной, энциклопедической информацией, так и с индивидуальными ассоциациями, разными у разных носителей языка.

Ведению языкознания подлежат лишь ближайшее значение, которое «народно», т.е. совпадает у разных носителей одного и того же языка, стандартно для всех.

Вопрос о происхождении языка Потебня решал в психологическом плане.

Первые слова  человеческого языка Потебня определяет как напоминающие междометия.

В учении Потебни о художественном слове важное место занимает мханизм «сгущения мысли». Суть этого механизма заключается в том что человеческое сознание, его размеры и возможности ограничены. Сознание напоминает небольшую сцену, и единственный способ обнять мыслью  возможно большее количество явлений заключается в том, чтобы «свести разнообразные явления к сравнително небольшому количеству  знаков или образов».

Басни, пословицы сводят множество заключенных в них разнообразных черт к небольшому количеству.

Потебня высказал мысль о невозможности сформулировать единое определение предложения, пригодное для всех языков мира во все исторические периоды. История языка, взятого на значительном  протяжении времени, должна давть ряд определений предложения.

Потебня  стремится установить эволюцию разных типов предложения. Он выделяет две стадии в развитии предложения – древнюю и современную. Современный тип предложения характеризуется преобладанием глагольного элемента. Древний тип был именным.

Потебня критикует взгляды представителей логицизма на соотношение предложения и суждения и утверждает, что  грамматическое предложение не параллельно и не тождественно  логическому суждению

Потебня отрицательно относился и к  пониманию предложения как психологического суждения. Существенным признаком предложения признается наличие  в нем  спрягаемого глагола.

Потебня соглашался с идеями о связи языка с «духом народа». «Языки различны между собой  не одной звуковой формой, но всем строем мысли, выразившимся в них, и всем своим влиянием на последующее развитие народов»

«Язык есть средство понимать самого себя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Младограмматический этап. Индивидуальный психологизм в концепции немецких младограмматиков

младограмматики – германия

позитивизм – оценка действительности, понятие факта, опыт, отказ от Гумбольдта и духа народа, от этнопсихологии, натурализма и т.п. (2 пол. 19 в.)

непоср. Наблюдения, говорящий человек, ИНДИВИДУАЛИЗМ, язык – индивид.-психологич. Явление. ПАУЛЬ., столько языков столько индивидов

взаимодействие между индивидами, общение порождает язык

схожесть одинаковых псих. Процессов

узус – нечто среднее, определяющее норму

Младограмматический этап в развитии языкознания

Младограмматизм – направление в языкознании, которое возникло в Германии в 70-х гг. 19 в.

Во второй  половине  19 в.  в естественных и общественных науках преобладающей доктриной стал позитивизм в противовес глобальным широким обобщениям в метафизике. Метафизика изучает существующее как таковое, описывает закономерности действительного. Она ищет связи и нечто постоянное  в любой смене явлений и выражений. Предметом метафизики  является Бог, дух, душа, бытие, свобода жизнь, материя, истина и др. Метафизика вскрывает объективный дуализм:

-имманентного/трансцендентального:

-явления/вещи-в-себе;

-чистого  мышления/познания  на основе разума и т.д.

Во второй половине 19 в. метафизика потеряла свое значение. Научной теорией, учением о принципах познания и методах частных наук стала философия, свободная от метафизики – позитивизм.

Позитивизм рассматривает метафизические проблемы как ложные, требует отклонения метафизики за то, что она якобы фальсифицирует действительность, когда спрашивает о сущности и смысле вещи. Единственная задача человеческого духа, согласно позитивистской точке зрения, - оценить действительность и овладеть ею.

Позитивизм  исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного и ограничивает им свое  исследование и изложение. Метафизические объяснения позитивизм считает теоретически неосуществимыми и практически  бесполезными.

Основное понятие позитивизма – понятие «факт». Позитивизм не рассматривает проблемы, которые не подкрепляются фактическим материалом. Абстрактному мышлению противопоставляются позитивные данные опыта.

Задачей ученых считалось наблюдение, регистрация и первичная обработка фактов. Все остальное признавалось «метафизикой» и изгонялось из науки.

Система позитивизма была создана О.Контом. Позитивизм имел много последователей во Франции, в Англии (Дж. Милль, Спенсер), в Германии (Л.Фейербах).

Позитивизм частично является реакцией на рационализм.

В языкознании позитивизм сказался   в:

-отказе от гумбольдтовских  обобщений;

-отказе от идеи духа  народа;

-вытеснении проблемы происхождения  языка;

-отказ от идеи всемирных  языков;

-отказ от типологических  исследований.

Возвращение к метафизике наблюдается в 20 в. Действительность, на изучение которой направляют свои усилия многие отдельные науки, только одна, и к ней, к ее простому и целостному можно приблизиться лишь с помощью метафизического способа рассмотрения и построить единую, свободную от противоречий картину мира.

Для настоящего времени характерно пронизывающее все науки стремление быть справедливым к притязаниям метафизики, продумать все вопросы до конца и воспринимать данное как целое, а не только отдельные его аспекты.

       Теоретические основы младограмматизма. Языкознание как наука.

Младограмматизм отверг основные научные представления первой половины 19 в.:

-идею народного духа, народного  сознания;

-этнопсихологию Г. Штейнталя;

-идею единства глоттогонического  процесса (языкотворческого процесса);

-идею стадиального развития  языков от изолирующего через  агглютинативный к флективному;

-учение  Гумбольдта о  внутренней форме, обусловленной  национальным духом;

-учение А. Шлейхера о  языке как природном организме;

-учение о двух  периодах  в жизни языка – творческом, доисторическом, когда язык развивал свои формы и историческом, когда происходил процесс деградации  и разрушения форм.

Младограмматизм повернул языкознание на позитивистский путь исследований явлений языка на основе непосредственных наблюдений с применением индуктивного метода. Младограмматизм обратился к изучению говорящего человека.

 В концепции представителей  младограмматического направления  индивидуализм  теснейшим образом  связан с психологизмом. Теоретической  основой младограмматизма является рассмотрение языка как  индивидуально-психологического явления. Все проблемы языка младограмматики пытались изучать сквозь призму психики индивида, говорящего человека. Младограмматики исходили в интерпретации языка  из индивидуального психологизма.

Языкознание рассматривалось младограмматиками не как естественноисторическая наука. Младограмматики отказывались  считать язык  природным организмом, существующим вне человека.

Язык объявляется ими общественным установлением, продуктом культуры, а культура – созданием общества. Соответственно языкознание причисляется ими к культурно-историческим, общественным наукам.

Считая участие психического фактора важнейшим признаком культуры и культурно-исторических наук в отличие от естественноисторических, младограмматики полагали, что языкознание  должно быть «психологистическим насквозь» (Пауль). При этом за основу следует принять индивидуальную психологию, ибо все психические процессы протекают лишь в психике индивида и нигде больше. По мнению Пауля,  нет сознания, кроме сознания отдельных индивидов. О народном сознании можно говорить  лишь метафорически в смысле большего или меньшего сходства явлений сознания у отдельных индивидов. Так что в действительности существует лишь индивидуальная психология и на свете существует столько отдельных языков, сколько индивидов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории языкознания"