Шпаргалка по "Истории языкознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи истории языкознания. Вопросы систематизации научных направлений в истории языкознания.
История лингвистических учений – составная часть общего языкознания, которая содержит изложение истории отечественного и мирового языкознания, это история становления и развития научной логики, преодоление собственных противоречий, углубление и расширение лингвистической теории, освоение сфер практического применения, совершенствование приемов и методов лингвистического анализа. История лингвистики отражает логику развития научного знания, которое приводит к осмыслению на новом уровне, с привлечением новых научных данных.

Файлы: 1 файл

шпоры.ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ..doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Каждый новый письменный язык  получил новый алфавит. Можно отметить несколько способов образования графических систем.

1) Первый способ состоит  в простом заимствовании графики. Если необходимо, дается новая  фонетическая интерпретация некоторых  графем, вводятся диакритические  знаки. Так создавались письменности на базе латинского языка.

2)Второй способ  заключается в том, что  исходный алфавит изменяется, добавляются новые буквы, исключаются некоторые буквы исходного алфавита. Таков был путь создания церковнославянского, бирманского, тайского письменных языков.

3)Третий путь – это  изобретение новых букв для  нового алфавита. Заимствуется только  принцип буквенного обозначения  звуков. Таков путь развития армянского, грузинского алфавитов.

4)Четвертый способ заключается  в смене содержания письменного  знака. Например,  слоговая азбука в  японском языке (катагана и хирогана) создана по образцу иероглифов, но записываются не слова и морфемы, а слоги.

Помимо этих четырех способов создания алфавитов существовали  и другие (например, тибетская графика).

В средние века растет влияние “неправильных” языков.  Грамматика  правильных языков  становится образцом для  грамматик неправильных языков. Теория языка описывает эти языки. Намечаются две линии  исследования языка: филолого-философское и описательное. Целью филолого-философского описания языка является уяснение содержания канонических текстов и их современная интерпретация, а также приложение содержания этих текстов к новым знаниям, к новым жизненным ситуациям. Развиваются герменевтика и экзегетика. Герменевтика и экзегетика занимались исследованием канонических текстов. Экзегетика интересовалась историей текстов и событий, описанных в текстах. Экзегетика рассматривалась как правила и приемы  толкования неясных мест в древних текстах. Герменевтика занималась вопросами правильности мысли, содержащейся в текстах, правильностью суждений. Герменевтика включала традиции и способы толкования многозначных и не поддающихся уточнению текстов. Экзегетика и герменевтика  послужили основой для  филологии, текстологии, палеографии и других наук.

В средние века образовались новые канонические языки, которые возникали иногда самостоятельно, а иногда путем переводов на них канонических текстов. Новым каноническим языком является арабский язык – язык ислама. Церковнославянский язык – новый канонический язык, возникший при перенесении христианского канона  на почву славянского языка, по преимуществу как перевод с греческого.

Вместе с каноническими языками возникают  местные литературные языки с текстами духовного и светского содержания. Есть и особые случаи формирования  литературных языков, например,  литературный корейский и японский языки. Сначала здесь вводятся китайские тексты с дополненными местными правилами чтения и интерпретации, а затем отделяются  местные языки. Такой путь возможен благодаря иероглифическому письму.

Лингвистическое наследие средних веков характеризуется  тремя наиболее общими движениями, которые сводятся к:

1)применению принципов  описания системы языка, выработанных  в античности к описанию системы  новых языков;

2)обширным лексикографическим и этимологическим исследованиям, связанным с толкованием канонических текстов;

3)философско-лингвистическим  изысканиям  в области онтологии  языка.

Спор об универсалиях в средние века

В средние века возник спор  по вопросу о  бытии универсалий (общих понятий). Это касалось  прежде всего таких понятий, как: род, вид,  подвид, существенное свойство,  несущественный признак и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Становление языкознания как самостоятельной науки. «Грамматика Пор- Рояль»

Изучение нац. Языков, грамматики (Ломоносов), капитализм, междунар. Язык,  проекты искусств. Языков, создание общеязыковой нормы;

построение грамматик национальных языков;

установление графологических норм;

установление орфоэпических норм.

английский эмпиризм (от Бэкона до Локка); - сравн. грамматика

французский рационализм (Декарт и картезианская философия); - созд. Филос. языка

научно-философская концепция Лейбница. (Германия) – сравн.-истор. Подход

пор-рояль Франция всеобщая рац. Грамматика Антуан Арно и Клод Лансло (17 в.)

разум универсален, изучения языка вообще, описание языкового механизма, природы слова, научный метод, первая общелингв. Теория.

В эпоху Возрождения (15-16вв.и позднее) происходит  накопление сведений о языках мира, накопление языкового материала. Это эпоха, когда жили Декарт, Лейбниц, Ньютон, Ломоносов  и многие другие величайшие умы. В этот период начали  происходить коренные сдвиги в экономических, социальных, политических и духовных условиях жизни. Происходило формирование наций.

Началось изучение национальных языков. В 1596 г. в Вильно Лаврентий Зизаний издает первую  славянскую грамматику. Затем Мелентий Смотрицкий в 1619 г. издает славянскую грамматику. Англичанин Лудольф издает русскую грамматику на латинском языке. Основы русской научной и нормативной грамматики заложил М.В.Ломоносов.

После эпохи Возрождения в Европе наступил исторический период, который характеризуется обновлением в материальной и духовной деятельности. Это период формирования нового капиталистического способа производства в Западной Европе, период становления наций и национального самосознания. В этот период появляется книгопечатание, распространяется просвещение, развиваются науки. Имели место крупные географические открытия.

В этих условиях осознается  необходимость единого и общего для всех наций языка. Язык должен стать инструментом накопления, хранения и создания новых знаний. В этот период  проводится большая работа по утверждению национальных языков как языков литературы, науки (вместо латыни). Латынь в Европе выступала как средство  межнационального научно-культурного общения.  Появилась необходимость в новом таком средстве (своего рода койне).

В 17 в. оформилась идея разработки философского языка, который должен быть  рациональным, совершенным средством мышления и научного общения. Появились проекты создания искусственным путем языка, более совершенного, чем известные языки.

Проникновение в новые районы мира открыло доступ к древним языкам и их описаниям. Это способствовало развитию тории языка. В истории языкознания  принято разграничивать две линии развития теории языка: 1) прагматическую и 2) теоретическую (теоретическое осмысление языка). Развитие этих двух линий  шло обособленно. Только в «Грамматике Пор-Рояль» воплотилась идея соединения конкретного лингвистического описания и философии языка (см.об этом ниже)./

В теории языка  получает своеобразное преломление рационалистическая  философия, идея универсализма, идея о всемирном языке.

Лингвистические аспекты общественно-языковой практики 16 -18 вв.

Общественно языковая практика ставила перед теорией языка следующие задачи:

1)создание общеязыковой  нормы;

2)построение грамматик  национальных языков;

3)установление графологических  норм;

4)установление орфоэпических  норм.

Канонические языки уже не могли выступать как средство для достижения  поставленных общественным развитием целей. Создаются письменные языки на национально-языковой базе. Такой язык утверждается как норма. Вся языковая деятельность согласовывается с этой нормой. Языковое строительство идет под лозунгом «Единство речи и письма». Движение совершается от письменного языка к устному через школу, грамматики, словари.

В 17 в. вырисовываются три концепции в области философии языка. В этих направлениях отчетливо отразились:

английский эмпиризм (от Бэкона до Локка);

французский рационализм (Декарт и картезианская философия);

научно-философская концепция Лейбница.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) выступил с идеей  создания сравнительной грамматики всех возможных образований. Предлагалось установить  достоинства и недостатки всех языков Затем на основе соглашения выработать некий общий, единый человеческий язык, который впитал бы преимущества всех языков и стал бы идеальным вместилищем  человеческих мыслей и чувств. Бэкон сравнивает слова с монетами, которые выполняют свою основную функцию, независимо от металла, из которого они сделаны.

Рене Декарт ( 1596-1650) предложил идею создания философского языка. В результате формальных операций по определенному алгоритму с понятиями, выраженными в данном языке,  можно было бы получать выводное знание, истинность которого гарантируется философским языком. Вся сложная система человеческих понятий может быть сведена к незначительному числу элементарных единиц. Надо было установить эти элементарные единицы, неразложимые далее идеи, из которых складывается все  богатство человеческих мыслей. Следует установить исчисление всех мыслей-идей (как числа). Как числа конструируются, так и слова должны конструироваться по определенным правилам. Только философия может выделить все мысли-идеи и расположить их в стройном порядке, делая их ясными и простыми.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) явился предшественником сравнительно-исторического подхода к языкам. Лнгвофилософская концепция Лейбница связана с его общефилософскими взглядами. Лейбниц пытался постичь существо мышления. Он критиковал формальную логику и считал, что надо создать  новую логику, которая  могла бы стать «искусством научного открытия». Логика должна стать инструментом исчисления. Путь к созданию такой логики Лейбниц видит в логическом анализе языка. Этот анализ должен  привести к универсальной логической символике, в которой имелись бы знаки для всех предметов мышления. Лейбниц рассматривал вопросы  пазиграфии (общие письменные знаки). Слова, согласно Лейбницу, должны не только передавть идеи, но и делать наглядным их соотношение. Все сложные идеи Лейбниц считал комбинациями простых идей. Все сложные понятия получены из атомов смысла.

Лейбниц предложил проект формализованного языка. Суть которого в следующем. Девять первых согласных латинского алфавита соответствуют цифрам:

1 =  b;  2 =  c;  3 =  d;   4 =  f;     5 =  g;   6 =  h;   7 =  l;   8 =  m;   9  =  n.

a = 10; e = 100;  i  = 1000; o = 10 000; u =  100 000.

Позднее эти идеи были использованы в кибернетике, математической логике, теории автоматов и др. Язык в его логической основе разложим на дискретные единицы. Поиск «азбуки человеческой мысли» основывается на вере в исчислимость  мыслительных моделей.

Всеобщая рациональная Грамматика. “Грамматика Пор-Рояль”

Философские универсальные грамматики формулировали принципы идеальной языковой системы, которая могла обеспечить ясность и правильность мысли. Основа таких грамматик – дедукция. Выявлялись универсальные  языковые принципы, объяснялись  явления, лежащие в основе строения и функционирования языка. В философских грамматиках выявлялось соотношение языка и мышления. Операции мышления должны находить соответствие в механизмах языка. Так, в зависимости от  потребности и лт законов мышления  были введены те или иные части речи. Человек для  обозначения всего, происходящего в его мозгу, нуждается в знаках – словах. Одни слова обозначают предметы, другие – способ, манеру протекания мысли (глаголы, союзы). Слова, будучи абсолютно не похожими на то, что  происходит в нашем сознании, позволяют  другим открыть тайну этого, и узнать о наших намерениях и движениях души. С помощью 25-30 исходных элементов порождается  неограничеенное количество слов, предложений. Поскольку законы логики  едины для всего человечества, для всех языков  существуют единые  фундаментальные (глубинные) правила функционирования грамматического строя.

Конкретные языки являются различными  видоизменениями  некоей универсальной языковой схемы. При изучении языков надо выявить  пути и способы, какими  отражаются в языке мыслительные акты. Лингвистические грамматики строились на основе индуктивного подхода. В них исследовались факты  существующих языков с точки зрения способности  выражения логически правильной мысли.  Конкретные языки  рассматривались как языки, содержащие  почти все понятия, присущие мировому языку. В грамматике конкретных языков пытались обнаружить такие категории, которых в них не было. Почти все языки были  охвачены  одинаковой системой категорий.

В 1660 г. вышла грамматика “Пор-Рояль”. Название грамматики  связано с названием монастыря под Парижем, где эта грамматика была создана. Полное название грамматики Пор-Рояль – “Всеобщая рациональная грамматика, содержащая основы  искусства речи, которые изложены  ясным и простым языком; логические основы  всего того, что есть общего между всеми языками и главные различия между ними, а также  многочисленные новые  замечания по французскому языку”.  Эта грамматика является образцом универсальной грамматики. Универсальная грамматика – это такое описание языка, которое включает  теории о природе языка, принципы общелингвистического описания языков.

Авторы этой грамматики Антуан Арно (1612-1694) и Клод Лансло (1616 – 1695).

К. Лансло  создавал грамматики для   французского, греческого, итальянского и испанского языков. Он обнаружил грамматические аналогии. Лансло стремился не только описывать языковые факты, но и  разбираться в них, объяснять их.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории языкознания"