Шпаргалка по "Истории языкознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи истории языкознания. Вопросы систематизации научных направлений в истории языкознания.
История лингвистических учений – составная часть общего языкознания, которая содержит изложение истории отечественного и мирового языкознания, это история становления и развития научной логики, преодоление собственных противоречий, углубление и расширение лингвистической теории, освоение сфер практического применения, совершенствование приемов и методов лингвистического анализа. История лингвистики отражает логику развития научного знания, которое приводит к осмыслению на новом уровне, с привлечением новых научных данных.

Файлы: 1 файл

шпоры.ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ..doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Грамматика Панини  в высшей степени формализованная, максимально краткая. Это связано с практикой заучивания грамматики наизусть. Грамматика включает 4 тысячи сутр ( sutra – «правило»), написанных в стихотворной форме.

Композиция “Восьмикнижья” в целом подчинена задаче фиксации всех правил  порождения единиц языка. Панини исходил из того, что все множество санскритских форм выводимо из грамматики. Язык представлялся как закрытая система со строгими правилами. Правила располагались в определенном порядке, т.е. порядок правил был значим. Считалось, что правилами этой грамматики можно охватить весь языковой материал.

Описание языка у Панини следует строго синхронному принципу. Панини идет от коммуникативной установки и передаваемого смысла к подбору лексических морфем (корней) и затем синтаксических конструкций.

Язык понимался индийскими мыслителями как вид деятельности (в противоположность европейским мыслителям, видевшим в языке прежде всего номенклатуру наименований).

За Панини единодушно признается одно из высочайших мест среди языковедов всех времен. В его трудах находят соответствия новейшим достижениям лингвистики.

Гениальность Панини заключается в создании остроумнейшей методики полного, непротиворечивого, экономного описания грамматического строя литературного языка.

После Панини индийская традиция приобрела комментаторский характер. Комментаторская литература возникала главным образом вокруг текста «Восьмикнижья». Задача комментариев заключалась:

-в разъяснении подразумеваемого;

-в снабжении сутр примерами;

-в устранении кажущихся противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Александрийская грамматика. Стоики

стоики – Заннон (осн.), Хрисипп, Диоген Вавилонский – логика, учение о языке, слово как логос (единая разумная сила мира) может познаваться только через 3 асп. – логика, физика, этика. Неслучайная связь имени и смысла, этимология, обозначаемое и высказываемое

Разработка морфологических проблем – одна из заслуг александрийской грамматической школы.

Подлинным основателем научной лексикографии явился Аристофан Византийский (257-180 гг. до н.э.). До нас дошли его словари, построенные по предметному принципу. Труды Аристофана  Византийского послужили образцом  для лексикографической практики  последующего времени. Собранные им материалы широко  использовались составителями словарей  многих поколений.

Наряду с большой работой в области лексикографии в эллинистическую эпоху велось тщательное исследование  грамматики греческого языка, впервые началось изучение грамматических явлений  с их формальной стороны. В разработке формальных аспектов морфологии  большую роль сыграл принцип аналогии (соответствия, соразмерности, пропорциональности).  Принцип аналогии подчеркивает  системное устройство языка, отражает регулярность в языке.

Очень плодотворным для разработки формальных аспектов морфологии оказался спор между привеврженцами двух направлений: между представителями александрийской школы – аналогистами и их противникаи – сторонниками приница аномалии. Аномалисты придерживались мнения, что наличие в речи всякого рода аномальных форм, различных исключений из правил отнюдь не вредит языку, не препятствует взаимопониманию.

Самым важным результатом  спора аналогистов и аномалистов была детальная разработка парадигм склонения и спряжения. Указывая на несовершенство  установленных правил, аномалисты побуждали своих противников совершенствовать правила грамматики, формулировать эти правила так, чтобы учитывались и те явления, которые при первоначальной формулировке  выступали как исключения.

Для александрийцев характерно внимание к языковым формам и их употреблению. Грамматика выделилась в особую область исследования. Были выделены разделы грамматики – прообразы фонетики, морфологии и синтаксиса.

В эпоху эллинизма (3-1 вв. до н.э.) сформировалось несколько философских школ, из которых  значительный интерес к вопросам языка  проявляла стоическая школа. Основателем этой школы был Зеннон (336-264 гг. до н.э.). К этой школе принадлежали также Хрисипп (280-210 гг. до н.э.),  Диоген Вавилонский (240-150 гг до н.э.).

В области изучения языка стоики оставили далеко позади  себя своих предшествеников, таких, как Платон и Аристотель, и явились  подлинными основателями  учения о языке в европейской научной традиции. Они создали целостную систему знаний о  слове в широком смысле, т.е. о речи и разуме (мысли) в единстве, о слове как логосе. Их учение о языке опирается на  общую философскую концепцию, согласно которой философия в целом отражает в словесно оформленных дисциплинах единую разумную силу мира – логос,  в котором нераздельно слиты ативная и пассивная, материальная и духовная стороны бытия. Это одновременно и физическая субстанция, и универсальный логос, разумное одушевление природы.

Для постижения логоса необходимы три составные части знания: логика, физика и этика, поэтому философия подразделялась у стоиков  на три  составные части: логику, физику (натурфилософию) и этику.

Стоики ввели  впервые  термин «логика». (У Аристотеля эта наука называлась  аналитикой). Под логикой понималось учение о  внутреннем и внешнем слове-логосе, т.е. о мысли и о словесной ее форме. Предмет логики понимался стоиками своеобразно.  Логика должна изучать, по мнению стоиков, не только понятия, суждения и умозаключения, но и словесные способы их выражения. Логика у стоиков – это учение о речи. Предмет логики -  словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) и то, что этими знаками обозначается (понятия, суждения и умозаключения).

Стоики полностью подчинили свои  языковые разыскания  задачам философского исследования. У стоиков высшим  организующим началом бытия  является Логос, закон. Логос человека – его разум находит вполне  адекватное выражение в речи. Поэтому изучение речи – объекта, в наибольшей степени доступного наблюдению, - может привести  к постижению человеческого разума и к постижению законов бытия. Доверяя языку как обнаружению разума, а человеческому разуму как частице всеобщего и всепроникающего природного разума, стоики строили параллельные ряды – физический, логический и грамматический, различая, но не отрывая друг от друга предмет, мышление и язык.

Стоики предвосхитили правила ряда логичесих операций современной математической логики. В строении предложения они искали  непосредственное отражение  структуры самой реальности.

Стоики обращали основное внимание  на функционально-семантические аспекты, а к формальным аспектам языка они не проявляли интереса.

Связь между звучанием и значением слова, по мнению стоиков,  не может быть случайной, потому что в мире нет ничего случайного, все существующее разумно, все совершается в соответствии  с неизменной необходимостью. Стоики последовательные приверженцы теории о природной связи между  вещью и ее названием. Если между словом и обозначаемым им предметом существует внутренняя,  органическая, «природная» связь, то это значит, что анализ слова должен привести к постижению сущности  соответствующего предмета. Этимологизирование занимает поэтому исключительно  большое место  в разысканиях стоиков. Теримн «этимология» был впервые введен в научный обиход Хрисиппом.

Стоики проводили различие между первыми словами и словами позднейшими,  возникшими из первых в результате изменеия значения или звучания или в результате  словосложения. Подлинная связь между звучанием и значением характерна только для  «первых слов», созданных древнейшими людьми, которые, по мнению стоиков, превосходили современников не только по своим нравственным качествам, но и в духовном и интеллектуальном отношении.

Аристотель различал три начала: 1) звучание слова; 2) представление в душе; 3) предмет, которому соответствует  представление в душе. Стоики  усматривают наряду с этими тремя еще четвертое начало – «обозначаемое» – смысловую, содержательную сторону речи, которую они называли лектон«высказываемое». Смысловая сторона речи, «высказываемое» не есть просто представление в душе. Представления могут быть смутными, человек иногда не в состоянии выразить их словами. «Высказываемое» – это  особым образом организованная мысль, которая находит выражение в речи. «Высказываемое» находится в соответствии с  «разумными представлениями». Разумным же является такое представление, которое может быть выражено в речи. «Высказываемое»  есть то содержание, которое непосредственно заключено в речи, выражается ею,  но оно отлично от того представления, которое вещь создает в нашем сознании. Между мыслью и  звуком лежит «обозначаемое», «высказываемое», т.е. отвлеченное содержание речи в его  неразрывном единстве с звуковой формой.

Большой интерес для современной науки  представляет учение стоиков об «обозначаемом» и «высказываемом». Стоики утверждают, что три  вещи между собой сопряжены – обозначаемое, обозначающее и объект. Обозначающее есть звук. Две вещи телесны, именно звук и объект, одна – бестелесна, именно обозначаемая вещь. Это и есть обозначаемое и высказываемое, которое бывает  истинным и ложным. Обозначаемое, или высказываемое, является собственно языковым феноменом. Оно существует лишь в языке  и через него осуществляет связь между  миром мысли и миром вещей.

Развивая учение об обозначающем, стоики полагали, что наиболее важным аспектом развертывания этой стороны логоса в языке  является не собственно языковая материя, а ее оформленность.

Стоики cоздали теоретические предпосылки для возникновения науки о языке как самостоятельной дисциплины,  но рассматривали анализ языковых фактов как средство  постижения законов  мышления и законов бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Теория языка в средние века.

Различные культуры, религии, 2 сферы языков, билингвизм, письменность (новые графические системы) для др. языков, способы создания алфавита, принципы описания языка, толкование канонических текстов, спор об универсалиях

В истории средних веков выделяют три этапа:

1)становление феодализма (3 – 5 вв.);

2)расцвет феодального  строя (6 –10 вв.);

3)закат феодализма (11 – 16 вв.).

Выделяют также эпоху Возрождения (15 – 18 вв.), которая характеризуется интересом к  культуре древних цивилизаций.

В средние века появляются мировые религии: буддизм, ислам и христианство. Религия занимала в  средневековом обществе особое положение. Она была не только верованием, а создавала право, государство, этику, эстетику,  философию, культурный канон.

В средние века складываются различные культурные миры: конфуцианство, брахманизм, джайнизм, иудаизм, православие, католицизм и  т.п. Границы этих миров определены границами распространения текстов  на соответствующих языках. Тексты идеологического, нравственно-этического, историко-культурного содержания играли важную роль в поддержании этих миров. Весь мир оказывается как бы  разделенным  этими каноническими текстами, письменными “культурными” языками, независимо от родовых, племенных или территориальных языков.

С переходом от древности к средним векам  проявляются языковые противопоставления в обществе. Возникает  новое положение как в общественно-языковой практике, так и в теории языка. Выделяются две сферы языков:

1)канонические, классические  “правильные” языки (языки древних цивилизаций);

2)варварские, вульгарные  “неправильные” языки.

В обществах стала создаваться  общая языковая ситуация письменно-устного билингвизма. Грамотный человек становится носителем двух культур. В Европе единственным языком, который изучался в средние века, был латинский. Латынь как язык науки и католической церкви оказывала воздействие на все народы Западной Европы. Латинская грамматика признавалась эталоном. Правила латинской грамматики переносились на все другие языки. Овладение латинским языком открывало доступ к  духовному и светскому образованию. Латинский язык стал рассматриваться как школа логического мышления.

Язык канонических текстов не был родным для  большинства людей. Функционирование канонического языка осуществлялось через школу. Канонические  тексты делаются предметом  школьного обучения. Кроме того в школе обучают грамматике, поэтике, риторике, логике. Риторика была неотъемлемой частью аппарата аргументирования в теологических спорах. Грамматика и логика рассматривались как средство достижения этого искусства. Все науки были подчинены теологии.

В этот период создается  письменность для “неправильных” языков. Канонические тексты  переводятся на эти языки. В 3 –4 вв. канонические тексты переведены на готский и коптский (Египет) языки, в 5 в. – на армянский, в 7 – 9 вв. – на ирландский, древнеанглийский, древневерхненемецкий, старославянский.

Важнейшим достижением средневековых филологов являются новые графические системы, созданные на основе  существующих уже письменностей.

Письмо появляется у того или иного народа, в той или иной культуре  в связи с возникновением необходимости удовлетворять потребности его духовно-познавательной  деятельности и государственности. По отношению к народам Европы сохраняет  свою справедливость  распространенная в теории мировой культуры формула “За религией следует алфавит”.

На Востоке было принято христианство  в форме, которая допускала возможность богослужения на родном языке и поощрала создание своего алфавита на  основе греческого и  перевод церковных текстов на  родной язык.

На Западе проводником христианства был Рим, проповедовавший принцип “трехъязычия” (греческий, латинский, древнееврейский). Здесь в  религиозном обиходе использовался в основном только латинский язык. При необходимости создавалась своя письменность, опирающаяся на приспособление латиницы к родному языку.

Все европейские системы письма врзникли на основе заимствования не столько форм букв, сколько  способов построения алфавита и системы графики, сложившихся в греческом или латинском письме. Здесь хорошо прослеживается формулируемый общей грамматологией универсальный принцип развития систем письма  в сторону их фонетизации, т.е. движения от идеографии к фонографии.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории языкознания"