Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и обобщении теоретического и практического материала по проблеме исследования.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
• путем анализа педагогической и методической литературы определить понятия урок, нестандартный или нетрадиционный урок ;
• охарактеризовать основные виды нетрадиционных уроков, их потенциал в реализации целей обучения иностранному языку;
• представить методику проведения нетрадиционных уроков в процессе достижения целей иноязычного образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Современный урок и формы его организации при обучении иностранному языку…….4
Урок как основная единица учебного процесса…………………………………………………………………………….
Специфика урока иностранного языка……………………………………………………………………………………………
Глава II. Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования……………
2.1 Нестандартные формы уроков………………………………………………………………………………………………..
2.2 Использование нестандартных форм уроков при обучении иностранному языку……………..
2.3 Анализ результативности использования нестандартных уроков для достижения целей иноязычного образования……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2

Глава I. Современный урок и формы его организации при обучении иностранному языку…….4

    1. Урок как основная единица учебного процесса…………………………………………………………………………….
    2. Специфика урока иностранного языка……………………………………………………………………………………………

Глава II.  Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования……………

2.1 Нестандартные формы  уроков………………………………………………………………………………………………..

2.2 Использование нестандартных форм уроков при обучении иностранному языку……………..

2.3 Анализ результативности  использования  нестандартных  уроков для достижения целей  иноязычного образования……………………………………………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня все большее внимание уделяется  человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед учителями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Знание социокультурного фона очень значимо, так как без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому необходимо иметь представление об особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Формирование положительной мотивации происходит на основе развития познавательных интересов учащихся, потребности в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Изучение иностранного языка  призвано сформировать личность, способную  и желающую участвовать в межкультурной  коммуникации. В центре нашего внимания находятся средства формирования коммуникативных  навыков. Однако в настоящее время  можно говорить о снижении мотивации  школьников к изучению иностранного языка. Именно поэтому формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная  задача. Как правило, мотивы связаны  с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Перед каждым учителем стоит  главная задача – дать прочные  и глубокие знания по предмету каждому  ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей  критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Кроме традиционных типов уроков у нас встречаются  и нетрадиционные или нестандартные  уроки, то есть уроки, имеющие нестандартную  структуру. Нестандартный урок –  это импровизация учебного материала.

Тема нестандартного обучения не является абсолютно новой. Я.А. Коменский, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шатолов и многие-многие другие изучали нетрадиционное обучение и активно внедряли его в свою практику. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. В последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

С середины 70-х гг. в Отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного  труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так  называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение  и удержание интереса учащихся к  учебному предмету.

 Нестандартный урок  – это импровизированное учебное  занятие, нетрадиционную (не установленную)  структуру.

Взгляды педагогов на нестандартные  уроки расходятся: одни видят в  них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении  демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным  нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов  под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или  иную форму проведения занятия.

Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит  от того, что именно понимается под  развитием.

Если иметь ввиду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.

Если предпочитаете быстрый  вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в  проведении самих уроков через различные  формы коллективной и групповой  работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого  поиска.

Для плодотворной и эффективной  деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов  показали,что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование  социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым  уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.

Считаю, что актуальность данной темы в том, что сегодня  происходит активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных  развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной  и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного  воображения и ряда других важных психических функций, является в  этой связи одной из важнейших  задач педагогического коллектива.

Сегодня каждый, кто хочет  изменить состояние дел, кто хочет  создавать нечто совершенно новое, прогрессивное, должен достичь успеха, должен понять, что обновление школы  требует серьезной интеллектуальной деятельности, инновационного типа мышления. Инновацией называется такая деятельность, которая необходима для решения интеллектуальных вопросов с помощью эффективных способов и средств достижения успехов.

Нетрадиционные формы  проведения занятий направлены на повышение  эффективности деятельности учащихся. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что  нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к  предмету и повышают мотивацию учения.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование  социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым  уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.

Актуальность использования  нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков заключается  в их эффективности. Под эффективностью мы понимаем способность нетрадиционных уроков вовлечь всех учащихся в процесс  обучения, так как, как уже было сказано выше, нетрадиционные формы  проведения уроков поддерживают интерес  учащихся к предмету и повышают мотивацию  учения.

Наша работа основана на теоретических  и методических изысканиях отечественных  и зарубежных ученых, таких как  Пассов Е.И., Гальскова Н.Д., Рогова Г.В., Владимирова Л.П., Полат Е.С., Колкер Я.М., Устинова Е.С., и многих других, которые внесли свой вклад в разработку коммуникативного метода преподавания иностранных языков, методов формирования коммуникативных навыков, и использования нетрадиционных форм уроков как одного из средств их формирования.

Объект исследования –  процесс обучения иностранному языку  в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – нетрадиционные уроки как условие реализации целей иноязычного образования.

Исходя из вышесказанного, цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и обобщении теоретического и  практического материала по проблеме исследования.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:

•          путем анализа педагогической и  методической литературы определить понятия  урок, нестандартный или нетрадиционный урок ;

•          охарактеризовать основные виды нетрадиционных уроков, их потенциал в реализации целей обучения иностранному языку;

•          представить методику проведения нетрадиционных уроков в процессе достижения целей  иноязычного образования.

Практическая значимость заключается в возможности использовать предоставленные в данной работе материалы для подготовки к урокам учителей иностранного языка в средних  школах, гимназиях и школах с углубленным  изучением иностранного языка, а  также в процессе подготовки студентов  к семинарским занятиям по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным  языкам».

Данная работа имеет следующую  структуру: введение, две главы, выводы к главам, заключение, библиография и приложение. Структура выпускной  квалифицированной работы обусловлена  поставленными в исследовании задачами. Глава первая посвящена систематизации теоретического материала по проблеме современного урока и форм его  организации.  Во второй главе работы проводится анализ методики подготовки и проведения нетрадиционных видов  уроков в процессе реализации целей  иноязычного образования.

 

Глава I.  Современный  урок и формы его организации при  обучении иностранному языку

    1. Урок как основная единица учебного процесса

 

Урок –  клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.  Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. (Скаткин М.)

Урок —  это систематически применяемая  для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации  деятельности постоянного состава  учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок —  это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для  всех программой обучения. В этой форме  представлены все компоненты учебно-воспитательного  процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации  и управлению и все его дидактические  элементы.

Урок-это  основная организационная форма  обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего  педагогической единицей процесса обучения и воспитания.

Рождение  любого урока начинается с осознания  и правильного, четкого определения  его конечной цели — чего учитель  хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю  в достижении цели, а уж затем  определения способа — как  учитель будет действовать, чтобы  цель была достигнута.

На уроке  принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и  находят свое правильное решение  и воплощаются в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение  определенная часть более крупных  блоков учебного материала.

На уроке  принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и  находят свое правильное решение  и воплощаются в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение  определенная часть более крупных  блоков учебного материала.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации заня-тий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие  пять типов уроков:

Информация о работе Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования