Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и обобщении теоретического и практического материала по проблеме исследования.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
• путем анализа педагогической и методической литературы определить понятия урок, нестандартный или нетрадиционный урок ;
• охарактеризовать основные виды нетрадиционных уроков, их потенциал в реализации целей обучения иностранному языку;
• представить методику проведения нетрадиционных уроков в процессе достижения целей иноязычного образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Современный урок и формы его организации при обучении иностранному языку…….4
Урок как основная единица учебного процесса…………………………………………………………………………….
Специфика урока иностранного языка……………………………………………………………………………………………
Глава II. Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования……………
2.1 Нестандартные формы уроков………………………………………………………………………………………………..
2.2 Использование нестандартных форм уроков при обучении иностранному языку……………..
2.3 Анализ результативности использования нестандартных уроков для достижения целей иноязычного образования……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

Многообразие типов нестандартных  уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей  и на разных предметах. А внедрение  новых технологий в учебный процесс  – компьютеризация школ, оснащение  школ проекторами – позволяет  придумывать новые нестандартные  уроки.

Учитель должен помнить, что не все  типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит  подробнее говорить о новых видах  работы, о целях и задачах, которые  ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

2.2 Использование нестандартных  уроков при обучении иностранному  языку

Многие творчески работающие учителя  применяют необычные разновидности  уроков, новые построения учебных  занятий, в корне отличающихся от уроков классического образца. Они  не заменяют этих уроков, они их дополняют, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию  учебного процесса.

Примеры нестандартных уроков:

Устный журнал. (Учащиеся получают задание подготовить сообщение  о великих людях немецкоязычных стран, о столицах федеральных земель Германии, Австрии.)

Защита рефератов. (Используя фотоматериалы, схемы и таблицы, учащиеся готовят  рефераты, которые при их защите дополняют другие выступающие новыми фактами.)

Заочные путешествия. (Например, «Путешествие по Рейну» в 8 классе. Необычный урок географии на немецком языке имеет увлекательный характер. К данному уроку каждый ученик готовит творческую работу «Карта Германии» с акцентом на достопримечательности Рейна. В итоге в конце урока появляется целая галерея мини-проектов.)

Урок творческий отчет. (Как правило, во время обобщающего повторения определенной лексической темы. В конце урока возможна игра-сценка.)

Место нестандартных уроков в общей  системе определяется учителем в  зависимости от конкретных условий  содержания материала, индивидуальных особенностей учащихся и, конечно, самого учителя.

Не секрет, что благодаря таким  урокам ученики быстрее и лучше  усваивают программный материал.

Данные формы урока позволяют  активизировать мысли учащихся и  побудить их к самостоятельной работе. Любой нетрадиционный урок – это  и есть игра, только «игра большая, на весь урок», со своими правилами  атрибутами. И не правда, что любят  играть только маленькие дети: взрослые ученики это делают с не меньшим  удовольствием. Правильно поставленная игра позволит многому научить учащихся. В наибольшей степени это касается уроков иностранного языка. Каждый урок должен быть увлекательным и интересным, чтобы поддерживать у школьников внимание, желание и познавательный интерес работать изо дня в  день, продвигаться маленькими шажками  вперед. И одна из главных задач  педагога иностранного языка – сделать  урок таковым, так как очень часто  интерес к иностранному языку  присутствует только на начальной стадии обучения, как интерес к новому.

Таким образом можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

Одним из самых современных нетрадиционных форм уроков являются уроки с использованием ресурсов сети Интернет.

Интернет обладает колоссальными  информационными для процесса обучения возможностями. Неудивительно, что  и преподаватели иностранного языка  по достоинству оценили потенциал  глобальной сети Интернет. Однако прежде всего необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

Интернет создает уникальные возможности  для изучения иностранного языка, для  использования аутентичных текстов, общения с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду [5].

Основная цель предмета «иностранный язык» – формирование коммуникативной  компетенции, которая предусматривает  формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися.

Следует иметь в виду еще одну особенность предмета «иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.

Готовясь к очередному уроку, учителю  важно иметь в виду дидактические  свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко  представляя себе, для решения  какой методической задачи то или  иное средство обучения может оказаться  наиболее эффективным.

Интернет может быть использован:

- для включения материалов сети  в содержание урока;

- для самостоятельного поиска  информации учащихся в рамках  работы над проектом;

- для ликвидации пробелов в  знаниях.

Используя информационные ресурсы  сети Интернет, можно, интегрируя их в  учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических  задач на уроке:

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

- пополнять словарный запас,  как активной, так и пассивной  лексикой современного языка;

- формировать устойчивую мотивацию  иноязычной деятельности.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше  понять жизнь на нашей планете, участвовать  в совместных исследовательских, научных  и творческих проектах, развивать  любознательность и мастерство [25].

Одним из самых эффективных видов  нетрадиционных уроков иностранного языка  является урок с использованием метода проектов.

Метод проектов приобретает в последнее  время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить  активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь  применять их на практике [26].

Проектная методика отличается кооперативным  характером выполнения заданий. При  работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень  индивидуальной и коллективной ответственности  за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской  познавательной деятельности, в которой  учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель  должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности  и личную значимость предстоящей  работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит  за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение  заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов  выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует  от учащихся высокой степени самостоятельности  поисковой деятельности, координации  своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается  в подготовке учащихся к работе над  проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта  на правах соучастника [34].

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести  акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Рассмотрим возможности видеоуроков в формировании коммуникативных навыков.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в  стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей  учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения  на уроке иностранного языка с  использованием различных приемов  работы.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям  народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют  аутентичные материалы, в том  числе видеофильмы.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной  методики – представить процесс  овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развития и мотивированности речевой деятельности обучаемых [3].

Еще одним достоинством видеофильма  является его эмоциональное воздействие  на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у  школьников личностного отношения  к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности  воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные  условия для формирования коммуникативной  компетенции учащихся [6].

Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.

Рассмотрим возможности урока  – экскурсии.

В наше время, когда все шире развиваются  связи между разными странами и народами, знакомство с русской  национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о  самобытности русской культуры и  т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать  у учащихся познавательные потребности  путем нетрадиционного проведения урока [17].

Рассмотрим возможности урока  – спектакля.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование  художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка  совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке  навыков языкового общения детей  и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет  знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания  лексики. Наряду с формированием  активного словаря школьников формируется  так называемый пассивно-потенциальный  словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы [17]. Пример такого урока рассмотрен в приложении 1.

Рассмотрим возможности урока  – интервью.

Вряд ли стоит доказывать, что  самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность  учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно  проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как  правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише  и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной  повторяемости обеспечивает прочность  и осмысленность усвоения.

В зависимости от поставленных задач  тема урока может включать отдельные  подтемы. Например: ”Cвободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т.д.

Во всех этих случаях мы имеем  дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку  партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает  чисто формальный характер.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной  учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят  получить ответы.

Информация о работе Роль нетрадиционных уроков в реализации целей иноязычного образования