Нетрадиционные формы урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:48, реферат

Описание работы

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.

Файлы: 1 файл

моия.docx

— 25.82 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к  самообразованию, реализации своих  способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация  учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.

Урок - это, систематически применяемая для  решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации  деятельности постоянного состава  учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической  цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических  задач, которые решаются на уроке, методов  обучения, способов организации учебной  деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие  пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки  формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й  тип урока); уроки обобщения и  систематизации (3-й тип), комбинированные  уроки (4-й тип); уроки контроля и  коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).  
 
 
 
 

Глава 1 Нетрадиционные формы урока

1.1 Основные понятия

Нетрадиционные  форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

Нетрадиционные  формы урока дают возможность  не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так  же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Нетрадиционные  формы урока содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Для учащихся нетрадиционные формы урока - переход  в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные  эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога нетрадиционная форма урока - это  самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные  формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Сама  организация нетрадиционной формы  урока подводит учащихся к необходимости  творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. нетрадиционные формы  урока способствуют выработке определенного позитивного отношения к учёбе.

В процессе проведения нетрадиционных форм урока  складываются благоприятные условия  для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Интерес к работе вызывается и необычной  формой проведения урока, чем снимается  традиционность урока, оживляется мысль.

Нетрадиционные  формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные  формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Нетрадиционные  формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог. 
 

1.2. Нетрадиционные формы  урока иностранного  языка

Нетрадиционные  формы урока иностранного языка  могут проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет:

  • стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка на уроке нетрадиционной формы;
  • способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса,
  • стремления к самостоятельной работе по овладению иностранным языком как на нетрадиционной форме урока, так и во внеурочное время,
  • позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний,
  • способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала,
  • формирует навык интегрированного применения знаний иностранного языка и информатики.

Виды  нетрадиционных форм урока английского  языка

  • видео-урок,
  • урок-проект,
  • урок-экскурсия,
  • урок в форме лекции с обратной связью,
  • урок-игра.

1.3. Видео-урок как  нетрадиционная форма  урока английского  языка

Овладеть  коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому  важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка  с использованием различных приемов  работы.

Использование видео на нетрадиционных формах урока  английского языка способствует реализации важнейшего требования коммуникативной  методики - представить процесс овладения  языком как постижение живой иноязычной культуры.

Еще одним  достоинством видео-урока как нетрадиционной формы урока английского языка  является то, что видеофильм оказывает  большое эмоциональное воздействие  на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у  школьников личностного отношения  к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

Использование различных каналов поступления  информации на видео-уроке положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Существует, безусловно, множество нестандартных  форм работы учителя, активизирующих внимание на уроке, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них  считают работу над фильмом на видео-уроке. Это эффективная форма  нетрадиционного урока, которая  не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию  их навыков аудирования и говорения.

Интерес к фильму повышает интерес ребят  к английскому языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными  участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского  языка.

1.4. Урок-проект как  нетрадиционная форма  урока английского  языка

Проектная методика, как нетрадиционная форма  урока, отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над  проектом, деятельность, которая при  этом осуществляется, является по своей  сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

При подборе  темы проекта учитель должен ориентироваться  на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный  проект может быть представлен в  самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом  работы при нетрадиционной форме  урока над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых  знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

В условиях нетрадиционной формы урока работа над проектом осуществляется в несколько  этапов и обычно выходит за рамки  учебной деятельности на уроках:

  • выбор темы или проблемы проекта;
  • формирование группы исполнителей;
  • разработка плана работы над проектом, определение сроков;
  • распределение заданий среди учащихся;
  • выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;
  • оформление совместного результата;
  • отчет по проекту;
  • оценка выполнения проекта.

Итак, основная идея метода проектов как одного из видов нетрадиционной формы урока, заключается в том, чтобы перенести  акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Нетрадиционный урок-проект формирует  умения самостоятельной работы. Главной  особенностью нетрадиционной формы  урока является доступность темы и возможность ее варьирования.

1.5. Урок-экскурсия как  нетрадиционная форма  урока английского  языка

В наше время, когда все шире и шире развиваются  связи между разными странами и народами, знакомство с русской  национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, селу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур  предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Сознавая  стимулирующую силу страноведческой  и культурологической мотивации, стремлюсь  развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного  проведения урока.

Нетрадиционная  форма урока английского языка, урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационных технологий, поможет познакомиться с прекрасными  ландшафтами, историческими и культурными  традициями, достопримечательностями.

Структура проведения нетрадиционной формы урока  виде урока-экскурсии:

  1. Учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании.
 
  1. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика  вводится перед началом нетрадиционной формы урока. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.
  2. Просмотр презентации.
  3. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию увиденного.
  4. Учитель предлагает тест с заданиями.

Коммуникативную активность можно стимулировать  с помощью различных заданий, использование фраз-клише:

Во время  нетрадиционной формы урока-экскурсии  роль гида или экскурсовода может  выполнять не только учитель, но и  подготовленные учащиеся.

1.6. Урок в форме  лекции с обратной  связью как нетрадиционная  форма урока английского  языка 

На уроке-лекции прежде всего происходит лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями. Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего задания.

Урок-лекция с обратной связью имеет существенное отличие от традиционного урока-лекции. Меняется роль учителя и учащихся. Да, учитель остаётся ведущим, но он весь урок активизирует деятельность детей через вовлечение их в диалог по изучаемому материалу. Основывая  своё объяснение на уже имеющихся  знаниях, задаёт вопросы, акцентирует  внимание на датах, географических названиях, именах и других важных фактах.

Информация о работе Нетрадиционные формы урока