Роль образования для экскурсовода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. В современном мобильном обществе понятие «путешествие» становится само собой разумеющимся явлением. Для таких групп отдыхающих, туристов, предлагают свои услуги - специально обученные люди – экскурсоводы. Профессионализм экскурсовода заключается прежде всего в умении сделать свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь им слушателей, а не только сообщить им факты. Этот специалист может работать в музее, знакомить туристов с достопримечательностями города, пригородов, страны.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
Профессиональные и личные качества экскурсовод………..…5
Культура речи и общения с экскурсантами………………...….8
Стиль и навыки общения…………………………………..……13
Роль образования для экскурсовода………………………..…16
Заключение……………………………………………… …..…..18
Список литературы………………………………………………20

Файлы: 1 файл

#45066.docx

— 42.56 Кб (Скачать файл)

 

   

Содержание:

    1. Введение …………………………………………………………3
    2. Профессиональные и личные качества экскурсовод………..…5
    3. Культура речи и общения с экскурсантами………………...….8
    4. Стиль и навыки общения…………………………………..……13
    5. Роль образования для экскурсовода………………………..…16
    6. Заключение……………………………………………… …..…..18
    7. Список литературы………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. В современном  мобильном обществе понятие «путешествие»  становится само собой разумеющимся явлением. Для таких групп отдыхающих, туристов, предлагают свои услуги - специально обученные люди – экскурсоводы. Профессионализм экскурсовода заключается  прежде всего в умении сделать  свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь им слушателей, а  не только сообщить им факты. Этот специалист может работать в музее, знакомить  туристов с достопримечательностями  города, пригородов, страны. 

Содержание и организация  экскурсионной деятельности определяются не только видом мероприятия, но и  местом, где эта деятельность осуществляется. Если местом данной деятельности являются такие крупные политические, экономические, культурные центры, как Москва, Нью-Йорк, Париж, Рим и т.д., тогда легко  организуется участие в обслуживании туристов экскурсоводов самых различных  специальностей — историков, искусствоведов, инженеров, экономистов и т.д. Там, где туристы останавливаются  на ночлег либо для развлечений, экскурсионное  обслуживание организовать тоже легко. Обычно эта деятельность осуществляется постоянными и сезонными экскурсоводами, которые работают по предварительно составленному плану встреч и  обслуживания организованных и неорганизованных туристов. Между этими двумя основными  формами экскурсионного обслуживания имеется много общего. По нашему мнению, различие здесь не играет существенной роли и состоит главным образом  в объеме деятельности и продолжительности  организованных мероприятий. Например, большинство мероприятий, предлагаемых индивидуальным туристам, является небольшими по размеру и краткосрочными, в  то время как для туристских групп  составляются специальные программы, которые реализуются в течение  всего периода пребывания в туристском центре.

В зависимости от темы и  цели экскурсии разрабатывает маршрут, определяет вид и количество объектов показа. Определяет время поездки, длительность экскурсии, частоту и продолжительность  остановок и т. д. Рабочий день обычно проходит в движении: в хождении по музею или в поездках с группами. Поиском нужной информации чаще всего  приходится заниматься в свое свободное  время. Соответствующие рабочие  места имеются в туристических  фирмах, музеях, тематических фабриках (где демонстрируются различные  народные промыслы) и тому подобных местах.

Для работы гидом-экскурсоводом  желательно высшее гуманитарное образование, чаще всего эти работники имеют  за плечами исторический или филологический факультет. Существуют также специализированные курсы. Необходимо постоянно заниматься и самообразованием в данной области, ведь экскурсовод должен досконально  знать предмет разговора. Ему  не обойтись без общей эрудированности  и широкого кругозора, знаний по истории, литературе, географии, эстетике и психологии. Часто требуется знание 1-2 иностранных  языков.

Чтобы стать специалистом своего дела, экскурсовод должен уметь  быстро устанавливать контакт с  любой аудиторией, увлекать слушателей своим рассказом, иметь высокую  культуру общения. Понадобятся отличная память, терпеливость, организованность, развитые коммуникативные и организаторские  способности, внятная и грамотная  речь, хорошо поставленный голос. Медицинскими противопоказаниями могут быть серьезные  нервно-психические расстройства, работа не рекомендуется людям, имеющим  заболевания опорно-двигательного  аппарата, дефекты речи и явные  физические недостатки.

Спрос на грамотных специалистов есть, зарплата в зависимости от места работы составляет примерно от 0,5 до 1,5 среднего уровня дохода в промышленности (так, относительно мало зарабатывают экскурсоводы в отечественных музеях, существенно больше — гиды, вывозящие  туристические группы за рубеж, особенно в страны западной Европы, и проводящие там все текущие экскурсии). Часто ярко выражена сезонность: во время летнего периода отпусков желающих посетить экскурсии значительно больше. Есть возможность подрабатывать ведением частных экскурсий. Карьерный рост — переход на менеджерскую позицию в туристических организациях, в перспективе возможно основание своего бизнеса в этой сфере. [2]

Экскурсовод является центральной  фигурой экскурсии. От его профессионализма зависит общее качество и впечатление  от экскурсии, что предъявляет к  экскурсоводу высокие особые требования:

- широкий кругозор

- эрудиция

- постоянное стремление  к познанию нового, к самосовершенствованию

- культура поведения и  взаимоотношений со всеми участниками  экскурсии

- глубокое, детальное знание  таем проводимых экскурсий

- знание и умение эффективно  использовать методику экскурсионного  показа и рассказа

- знание основ логики, педагогики, психологии,

- культура речи, ораторское  мастерство

- энтузиазм, любовь к  профессии, оптимизм, жизнерадостный  тон общения

- коммуникабельность, уверенность  в себе

- терпеливое отношение  и уважение к людям

- умение быстро находить  выход из проблемных ситуаций  и т.д.. [1]

 

2.Профессиональные  и личные качества экскурсовода

 

Работоспособность. Упорство. Критичность мышления. Аналитические  способности. Умение выделять из многообразия фактов наиболее важные. Последовательность. Склонность к монотонной работе. Уверенность в себе. Все эти качества присуще грамотному специалисту в сфере экскурсоводства.

Кроме высокой квалификации экскурсовод должен обладать коммуникабельностью, высокой стрессоустойчивостью, хорошей  дикцией, уметь легко и интересно  преподносить информацию, открытостью, выносливостью, высоким уровнем  интеллекта, хорошей памятью, прия тным голосом, культурой речи и обширным кругозором.

Также экскурсовод должен разбираться в аспектах характера  личности, иметь представления об общей психологии, что может помочь в работе с людьми, ведь удерживать внимание большой группы людей на протяжении достаточно долгого времени  не так у ж и просто. Экскурсовод  должен уметь вызвать интерес  каждого участника экскурсии  независимо от его пола и возраста и только тогда экскурсия будет  считаться удавшейся, а экскурсовод  будет пользоваться большой популярностью  у туристических агентств. Для  привлечения внимания тур-группы экскурсовод  должен умело и своевременно применить  такие методические приемы, как прием  заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием.

В наше время, когда вопросы  развития туризма в стране стоят  довольно остро, такая профессия, как  гид-экскурсовод вполне перспективна и актуальна.

Возьмем, к примеру, среднестатистического  человека, который решил посвятить  свой отпуск познавательным турам. То есть они приехал в один из исторических городов, в котором, кстати, и вы живете, и ищет другого человека, готового его посвятить во все таинства исторических мест и достопримечательностей. Этим другим человеком вполне можете стать и вы, если обладаете достаточными знаниями. Именно вы познакомите туриста  с культурой, историей, традициями и  обычаями коренных жителей, а также  с архитектурой, местной кухней и  выберете для него удобный вариант  гостиницы.

Туристический бизнес склонен  к постоянному развитию, а значит, всегда будут требоваться молодые  и новые кадры. Престиж данной профессии заключается в специфике  работы. Она подразумевает знакомство с интересными людьми, всевозможные экскурсии и туры. А если вы решите полностью посвятить профессии  экскурсовода свою жизнь, и отнесетесь к этому основательно, то есть получите дополнительное профессиональное образование  и будете стремиться к постоянному  повышению квалификации, то, скорее всего, такого опытного профессионала  может заметить и престижное турагентство. Следствием чего может стать длительный контракт с подразумевающимися путешествиями  в зарубежные страны.

Конечно, к соискателям  такие фирмы предъявляют достаточно высокие требования, которые включают знание географии, литературы, архитектуры, живописи, психологии, эстетики, а также  иностранных языков. Приветствуется эрудированность, гуманитарное образование  и широкий кругозор. Но разве возможность  путешествовать по странам мира и  получать еще за это деньги не являются отличным стимулом?

Какие качества ценятся в  данной профессии? Это конечно умение работать с малой и большой  аудиторией, прекрасная дикция и грамотная  речь, коммуникабельность, толерантность, артистизм и находчивость. Хороший  экскурсовод может организовать и приятную беседу, и обед в ресторане. И конечно, экскурсовод должен обладать выносливостью. Ведь ему приходится работать в основном под открытым небом, без обеда и сна. В его  обязанности входит разработка маршрута и текста экскурсии. А для этого  нужно постоянное обновление личной базы знаний путем изучения новых  книг и знакомство с архивными  документами. Но кто лучше всего  справится с такими задачами? Только женщина. Только она может совместить несовместимое и при этом еще  и заработать хорошие деньги.

Минусом этой профессии является постоянная работа на ногах, физическая усталость, и то, что экскурсии  проводятся независимо от погодных условий. Также работа с людьми не исключает  различных конфликтных ситуаций, как с участием самого экскурсовода, так и между участниками экскурсии. Экскурсовод должен суметь погасить ссору в самом начале конфликта и не дать из-за этого сорваться экскурсии. 
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для квалифицированного экскурсовода необходимы знания не только для проведения экскурсий, владение историческими фактами, но и обладать организаторскими способностями, уметь грамотно излагать свои мысли, удерживать на себе внимание слушателей, уметь аккуратно избегать конфликтных ситуаций и обладать хорошей физической подготовкой.

 

3.Культура речи  и общения с экскурсантами

Успех экскурсии во многом зависит от установления должного контакта экскурсовода с экскурсионной группой, от благоприятного психологического климата  взаимного понимания и доброжелательности, формирование которого является профессиональным делом экскурсовода.

Но, если следовать правилам, существуют общепринятые методики проведения экскурсии. Они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют  обратить внимание экскурсантов на самые  важные детали, оценить общий вид  объекта и его сочетание с  окружающей средой. Приемы рассказа, в  свою очередь, помогают воссоздать в  воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т.п.

Культура речи – важная составляющая успешной деятельности экскурсовода, чья деятельность в первую очередь  направлена на общение с человеком, с исследованием его психологических  черт и особенностей, с воздействием на личность. Поэтому для экскурсовода обязательна высокая культура речи, прежде всего безупречное произношение и правильное словоупотребление. Слушая речь, которая полностью отвечает общепринятым языковым нормам, “объект” внимания экскурсовода как бы не замечает её “внешнего” языкового оформления. Внимание слушающего во время речи экскурсовода целиком поглощается теми идеями, которые развивает говорящий. И поэтому “объект” живо реагирует на каждое движение мысли психолога, его воли, эмоций. Между экскурсоводом и его “объектом” внимания устанавливается, благодаря высокой культуре речи первого, полный контакт. Речь же психолога, не отвечающая регламентациям культуры речи, воспринимается с трудом. Подобно тому, как в технических каналах связи шумы препятствуют прохождению сообщения, так и низкая культура речи неизбежно снижает действенность речи экскурсовода. Особенно важно верно задать вопросы или дать верные комментарии к ним во время исследовательской деятельности. К тому же владение культурой речи экскурсовода необходимо и по той причине, что ее этический аспект играет существенную роль в налаживании контакта человека данной профессии с людьми. Нормы речевого этикета позволяю экскурсоводу, верно, выстроить свое речевое общение. Полное владение культурой речи позволяет обдумывать не то, как сказать, а то, что сказать. К тому же речевой этикет тесно связан с культурой поведения, а экскурсовод – человек образцовой культуры (в идеале), представитель интеллигенции с современном обществе.

Что же такое контакт с  аудиторией? По определению психологов, контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим  и слушателями. Он возникает на основе совместной мыслительной деятельности, когда оратор и слушатели решают одни и те же проблемы, обсуждают  одинаковые вопросы: оратор - излагая  тему своего выступления, а слушатели -следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, и слушатели  думают о другом, то, следовательно, контакт отсутствует.

Информация о работе Роль образования для экскурсовода